Ко Дню Победы: надёжные, сильные, наши

Дата публикации: 25.04.2023 - 13:26
Просмотров - 295

Откуда на разрезе «Черногорский» - автопарк военных лет

Раннее утро, Девятое мая, Девятый посёлок, окраинная улица Гоголя. Жильцы частных домов высыпали на улицу, бабушки нервно перебирают концы ситцевых платков. В какой-то момент раздаётся: «Еееее-дут», пацаны рвут в начало улицы, кто быстрей.

И вот уже слышится рычание моторов, из-за угла, поднимая тучи пыли, молодцевато выскакивает мотоцикл с люлькой. А за ним - строй военной техники, с бравыми солдатами за рулём и в кузовах зеленобортой техники.

Переодетые в военную форму горняки каждый год, пока он был жив, ездили к ветерану войны, бывшему угольщику Николаю Дмитриевичу Дерновых. Тот, с раннего утра облачившись в парадный костюм с наградами, поджидал гостей на личном «командном пункте» - лавочке с крышей от дождя.

И у свидетелей этого события поднималось в душе то самое будоражащее, победное настроение.

С каждым годом колонна техники становилась длиннее, и даже в ковидное время военный транспорт не оставался в гараже.

Сегодня наш разговор – с Геннадием Николаевичем ШАПОВАЛЕНКО, директором разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия», депутатом Верховного Совета Хакасии и просто человеком, для которого слова «война, ветераны, страна, город» - не пустой звук. Который, собственно, задумал и воплотил одну из самых смелых своих идей по созданию парка военной техники сороковых годов. Да такого, чтобы каждый автомобиль, максимально приближенный к оригиналу, был на ходу.

- С чего всё началось? С идей, мыслей?

- С мыслей, конечно, с размышлений, с осознания происходящего. Бывая в школах, обратил внимание, как мало там стендов, посвящённых подвигам россиян в Великой Отечественной войне. Или совсем их нет. Взяла досада: как же так?

Кроме того, общаясь с ребятами, несложно было убедиться, насколько скудны их знания об истории страны, о войне, о героях, благодаря которым, собственно, эти ребята и живут. Есть Герои Советского Союза – черногорцы, есть жители Хакасии, которые отважно сражались за Родину, либо делали возможное и невозможное для победы в тылу.

Оказалось, что военные события сороковых годов как-то незаметно, потихоньку-помаленьку  будто бы отошли на второй план, и в школьной программе эта тема, на мой взгляд,  не столь значима, как это должно было бы быть.

- Видимо, из-за этого периодически слышим нелепые ответы современных школьников на элементарные вопросы о войне.

- К тому же, у многих, в том числе – у взрослых, нет цельной картины исторических событий. Немногие знают о военных вехах, да что там, редко кто ответит, когда и почему был установлен у входа в наш городской парк танк. А это произошло к 35-летию со дня окончания войны, для того, чтобы отметить роль военной машины, чтобы увековечить память и о легендарном танке, и о танкистах, сражавшихся за родную землю. И, конечно же, для привлечения внимания к теме, для зрелищности. Именно так поступали во многих городах страны, Черногорск не стал исключением.

Спросите сегодня молодёжь об этом танке – расскажут ли что-нибудь? Назовут ли имена героев-черногорцев? Увы, соответствующее воспитание несколько провалилось, вместе с патриотизмом, вместе с гордостью и за этот танк, и за дедов, прадедов, храбро сражавшихся на полях войны за Родину. 

- Мне в память впечатались те праздники в честь Дня победы, когда по улицам, под шум моторов и гармошку, двигалась колонна военной техники. А вам?

- Помню, когда мне было лет 6-7, День Победы проводили на стадионе «Шахтёр». Собирали всех ветеранов, рассаживали в первые ряды. В это время пролетал кукурузник, разбрасывая поздравительные листовки. Приезжал Василий Иванович Чапаев на тачанке с пулемётом, парашютисты прыгали. Был яркий, необычный праздник. А после он стал не очень запоминающимся, я бы сказал, с налётом формальности. Для молодых этого явно недостаточно. Ведь, по моему мнению, самый главный праздник в календаре – Девятое мая. А его сейчас ещё и  пытаются нивелировать наши так называемые «парт­нёры».

Поэтому идея о создании макетов военного транспорта была,  во-первых, в том, чтобы воссоздать историю, восстановить историческую правду – через наглядность, через автотранспорт. Так лучше «пробирает», кого-то подвигает углубиться в историю, что-то почитать о моделях машин. Известно ведь, что для молодёжи лучшее – наглядность.

И, конечно же, старались для ветеранов. Есть разница – просто прийти и поздравить, либо подъехать на машинах их молодости, на том транспорте, который, собственно, и вывез эту Победу. Так поздравить, чтобы у них появилось желание жить, чтобы сердце откликнулось на заботу.

Мы ведь, когда ветеранов было больше, ездили и в кварталы, и в частный сектор. Эмоции ветеранов и горожан не передать: слёзы, восторг, удивление…

- Что сделали в первую очередь?

- Для сквера, что на промплощадке разреза, изготовили макет 45-миллиметровой пушки и миномёт. Чтобы макеты были максимально похожи на оригиналы, искали фотографии, описания, делали всё возможное, чтобы макеты орудий были максимально похожи на оригинал, вплоть до заклёпок, механизма открывания, спускового крючка… и даже иголок для накалывания снарядов. Но макет есть макет, поэтому он, по своим главным характеристикам, отличается от оригинала - это делалось намеренно.

- Это говорит о том, что многое умеете на предприятии, в том числе – за рамками производственного процесса.

- Есть специалисты, слава Богу. Руки – золотые, головы светлые, генерирующие интересные инженерные идеи. А что до рамок – у нас социально ответственный бизнес, и мы живём в городе, который любим, поэтому просто не имеем права замыкаться исключительно на производственные дела.

- Орудия вызвали интерес?

- Да, в том-то и суть! Наши специалисты (мастера каждый в своём деле) пристально рассматривали их, изучали, вникали в детали – что да как. Многое, как потом рассказывали, представлялось любопытным, неожиданным, новым. Интерес к макетам орудий был неподдельный, тогда подумали: почему бы не показать это в городе, и почему не развить, не углубить тему, ведь Победу ковали не только благодаря орудиям, но ещё и транспорту, который, как и людей, можно назвать героическим, доблестным – много читал об этом!

- Какой автомобиль стал первым?

- Первый макет машины сороковых годов нашего автопарка военной техники, которая стала самой любимой, и не только для меня – это «Катюша». Как иначе, если это – легенда военных лет? Её официальное название – БМ-13, советская боевая машина реактивной артиллерии. Солдаты нацистской Германии называли её «орган Сталина», потому что при выстрелах звучала такая «мелодия», что вызывала панический ужас врагов, а у наших бойцов, наоборот, поднимала боевой дух.

«Катюша» - довольно сложная система, над её созданием конструкторы работали с тридцатых годов, был даже организован Реактивный научно-исследовательский институт, сотрудники которого разрабатывали, доводили до ума реактивную технику. А именно – скорость стрельбы, точность и массу других важных в боях характеристик. Зато боевая машина реактивной артиллерии, которую народ метко назвал «Катюшей», поступила в войска уже в июле 41-го и отличалась мощной системой залпового огня, способного сметать цели на огромных площадях.

Первое боевое применение Катюши зафиксировано 14 июля вблизи железнодорожной станции города Орша (в Белоруссии). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова фирменным залповым огнём разбила немецкую группировку в пух и прах, мы смотрели об этом сюжеты, радовались успехам машиностроителей тридцатых-сороковых годов. В документах той поры, после использования БМ-13, было зафиксировано: «Результаты отличные. Сплошное море огня».

Машина оказалась удачной и сделанной вовремя, с зарядом 16 и более ракет.

На «Катюшах», преимущественно, были шасси от Студебекера, одного из массовых автомобилей с тремя ведущими мостами, то есть с хорошей проходимостью по «эх, дорогам», по просёлкам, полям и лесам в любое время года.

- Сколько времени ушло на макет своей «Катюши»?

- Семь месяцев. Многое делали вручную: точили, сваривали, пилили, подгоняли кабины, шасси, направляющие. Причём, специалисты занимались этим в свободное от основной работы время, воодушевившись целью, идеей проекта. И такой настрой команды дорогого стоит!

- На этой боевой машине вы не остановились, ежегодно готовили очередные сюрпризы, и горожане привыкли ждать, гадать: что же ещё отреставрируют разрезовцы, чем удивят?

- Да, после «Катюши» работу по реставрации и изготовлению моделей военной техники продолжили. Отреставрировали мотоциклы М-72, установили на них макеты пулемётов. Эти тяжёлые мотоциклы, можно сказать, прародители известных Уралов, на которых в советские времена ездили очень многие. Специальные армейские мотоциклы М-72 в СССР начали собирать в 1940-м. Опять же, вовремя! И они очень пригодились на фронтах как маневренные, довольно шустрые по тому времени, позволяющие пробраться туда, куда не могли пройти автомобили. А на люльках крепили пулемёты, и серьёзная мототехника с такой нагрузкой справлялась.

После сделали макет командирской машины и ещё один мотоцикл. Через год – макет машины – броневика БА-64: полноприводного грузовика с вращающейся пулемётной башней. Затем – макет четырёхосного броневика БА-12 с 45-миллиметровой пушкой.

Через год сделали макет зенитной машины на базе ЗИС-5, с установкой зенитного пулемёта в кузове. Такие автомобили называли «Захар» или, уважительно, «Захар Иванович», или «трёхтонка» - по грузоподъёмности. Это был один из основных авто на войне. Трудягу фронтовых дорог выпускали с 1933 по 1948 годы, и после они долгое время «тянули лямку» в больших и малых городах, сёлах страны.

Год пропустили из-за пандемии, а в прошлом году сделали макет санитарной машины, на базе ЗИС-5, в этом году – ещё один мотоцикл в работе... И ещё кое-что, не буду раскрывать секрет до Девятого мая, до дня праздника. Скажу лишь, что на сегодняшний день в нашем военном автопарке – 13 моделей автомобилей и буксируемой техники.

- А разборная брусовая землянка, полевая кухня, что используется на праздниках, - тоже дело рук ваших специалистов?

- Так точно! Ведь каждый День Победы должен стать незабываемым, самым массовым и любимым.

- Насчёт пушек, кухни, землянки, в плане их изготовления, понятно, а машины? Удавалось хотя бы базу для них приобретать?

- Да, искали по всей Хакасии старые (как правило, полусгнившие) авто, к примеру, ГАЗ-51 с универсальным шасси, привозили, и начиналась работа.

- Что удивляло? Или всё гениальное, в том числе автопром 40-х, – просто?

- Действительно, все советские машины были простыми и надёжными в эксплуатации, что, собственно, и требовалось от них в годы вой­ны. Для их обслуживания не нужно было высшего специального образования. Да, в них трясло, не было привычного сегодня комфорта, но на это в грозные сороковые не обращали внимания.

- А если вести речь не о машинах, а о людях, которые их восстанавливали и которые ездят на них в дни праздников?

- Чем больше становилось макетов военного транспорта, чем чаще мы выезжали на отреставрированных авто к ветеранам или гордо следовали по улицам Черногорска, Усть-Абакана (в этом году, кстати, нас снова пригласили принять участие в торжествах посёлка), тем большее количество горняков хотели присоединиться к нашей колонне, проехать в этом парадном строе, сфотографироваться рядом с техникой вместе с детьми. И делали это с горящими глазами, с особым, искренним настроем, с огнём в душе.  Некоторые даже сами покупали военную форму 40-х, чтобы была возможность ехать с флагами, под звуки песен военных лет.

Хочется поблагодарить всех причастных к нашему общему делу за неравнодушие, инициативу, за крепкие мастеровые руки. Особая гордость – за молодых, которые включаются в процесс и так же, как старшие коллеги, не жалеют времени, сил на благое дело. Огромное вам всем спасибо! Самые тёплые слова – и вашим семьям. К примеру, семье Гольцман, которая участвует в парадах в полном составе, с детьми, внуками, да ещё с любимой овчаркой. Семье Коняхиных и многим, многим другим, - всех не перечесть, и это замечательно, что праздник сплачивает семьи, поколения.

- Вы, когда следуете в этой колонне, что переживаете?

- Волнение, ликование, необыкновенный душевный подъём, гордость за нашу Победу. Наверное, в прошлой жизни был военным! И, конечно же, хочется петь:

«Одержим победу,

                к тебе я приеду

На горячем боевом коне»!

- Ветераны, увы, уходят, время беспощадно. Вот и на «опорном пункте» улицы Гоголя больше не встретит ветеран войны, пехотинец, запомнившийся как неисправимый оптимист, Николай Дмитриевич Дерновых. Так вы уже запустили новый проект – выставляете военный транспорт на центральной площади разреза и приглашаете детей. Причём, позволяете им сидеть за рулём, лазить в кузова, представлять себя рулевыми мотоциклов, несчётное количество раз фотографироваться, кормите гостей кашей из фронтовой кухни…

- Да, и заодно производство показываем. Надеемся, что ребятам всё это обязательно врежется в память, со временем они захотят больше узнать и о минувшей войне, и о нашем производстве. Пусть растут настоящими людьми и патриотами, пусть учатся и вливаются в наш коллектив.

- Именно так, судя по всему, воспитываете и внука Гену, который ежегодно приезжает в Черногорск из Красноярска на Девятое мая.

- Да, он с семи лет ходит со мной на парады, тоже – в военной форме. Теперь уже школьник, выше меня. Есть вопросы – отвечаю, говорю, какие книги нужно прочесть, вроде «Сына полка», какие фильмы посмотреть. Рад, что он увлёкся историей. В этом парне я уверен!

- Кто-то с разреза рассказывал, что как только машины окажутся в гараже после очередного Дня Победы, начинается подготовка к следующему празднику. Это так?

- Да, верно. Смотрите, вот список того, что уже сделано и что ещё необходимо «подправить». Свидетелей автомобильной истории, пусть это лишь макеты, нужно беречь. Их работа – большая и очень важная сегодня – не на словах, а на деле продвигать патриотическое настроение, любовь к Родине, уважение к прадедам, которые кто в пехоте, кто на транспорте, кто в тылу – служили Родине и не дали её в обиду.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора и из архива разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия»

«ЧР» № 31 от 25 апреля 2023г.

Новости по теме: