Храни свои корни. Как донские казаки на Пасху яйца катали

Дата публикации: 21.05.2024 - 19:13
Просмотров - 136

Как-то в начале весны наша читательница Наталья Германовна зашла в редакцию газеты и сказала:

- Хочу поблагодарить за то, что рассказываете про другие регионы России, про традиции разных народов, про то, как там сейчас люди живут. У нас такая большая страна, столько всего интересного! Жаль, финансы не позволяют самой поездить, посмотреть. Но читаю с удовольствием. И прошу – пишите чаще про туризм, рассказывайте о народных традициях – это же так увлекательно!

ПРИВЕТ ИЗ ВОЛГОГРАДА

Примерно в это же время ко мне обратилась коллега по гильдии межэтнической журналистики, руководитель Волгоградского отделения Ольга Бондарева и спросила, не соглашусь ли я стать членом жюри их регионального конкурса «Пасха в моей семье: традиции празднования в казачьих семьях».

- Вместе с Комитетом по делам национальностей и казачества Волгоградской области мы решили организовать конкурс, посвящённый пасхальным традициям донского казачества, которые до сих пор сохраняются в семьях, - говорила Ольга. – И нам очень интересно, когда такие конкурсы оценивают члены жюри из других регионов. То, что для нас привычно, со стороны воспринимается иначе – тем и интересно! Одновременно с этим мы не только рассказываем волгоградцам  пасхальных традициях, сохранившихся от наших бабушек, но и транслируем их в другие регионы страны. А так как внутренний туризм сейчас активно развивается, то такие  этнографические моменты могут быть интересны туристам и привлекут их в нашу область.

Отметим, что конкурс проводился по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора по инициативе Волгоградского отделения Гильдии межэтнической журналистики при участии и поддержке Казачьего центра государственной службы, регионального комитета по делам национальностей и казачества и Волгоградской епархии.

Как подчеркнули в комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской области:

- Цель мероприятия – популяризация казачьей культуры и традиций через преемственность поколений, приобщение детей и подростков к духовно-нравственным и культурным ценностям православной культуры, формирование интереса к истории родного края и семьи.

на фото: участница конкурса Варвара Бондарева

Честно скажу – читать и смотреть работы участников было очень увлекательно. Казалось бы, довольно известны православные традиции, но оказывается, у каждого региона есть свои особенности в праздновании.

Словом, мы решили опубликовать самые интересные работы. Как знать, быть может и в Сибирь придёт обычай катать на Пасху яйца.

ПАСХА В ДЕРЕВНЕ

Праздник Пасха – это запахи ванили, изюма, свежесделанного творога, жареной домашней свинины. Это время чудес и большой радости. Бабушки, а у меня их много, уже в четверг окрашивают яйца. Сестренка с мамой  чистят дом и двор до блеска: снимают шторы, вымывают окна, белят сад. А закончив у себя, помогают старшим. Бабушки в это время пекут куличи, пироги, делают крашенки*. А когда все готово прабабушка зажигает свечу, и, поклонившись хлебу, благодарит Бога за щедрые дары.

На стол мама ставит проросшую пшеницу. Папа работает в сельском хозяйстве без выходных: пашет, сеет, собирает урожай, возит зерно на элеватор, где из него делают муку. А на Пасху работа прекращается, все празднуют со своими семьями. Для меня эти дни счастливые! Всё вокруг оживает, расцветает. Сердце замирает, когда во время ночного богослужения храм поет «Христос Воскресе из мертвых».

Вера в чудеса и силу Господа у меня с раннего детства. Помню, как совсем маленьким с родителями ездил в храм. Днем у нас было послушание, а ночью в келье мама рассказала, что мое рождение – это чудо, вымоленное здесь, в монастыре Ахтырской Божией Матери. Матушка назвала меня Гусёнком и с улыбкой сказала: «Наши Гусята по всей России растут».

 Я родился в семье казаков в шестом поколении. Родители обвенчаны и верны традициям. В этом году бабушка по маминой линии принесла корзину освященных куличей и яиц. А бабушка по папиной линии, ранним утром выгоняя коров в стадо, набрала полные карманы яиц, чтобы поздравить односельчан с праздником. Утро у нас начинается рано и это мне нравится. Проснувшись, мама спрятала в доме яйца, мы с сестренкой быстро их нашли. Папа очистил первое яйцо, разделил его и раздал по кусочку. Я достал  много пакетиков с вкусняшками и подарками, которые приготовил вечером для соседей. И так хотел поздравить всех первым, но не успел, они пришли раньше.

Атмосфера этих дней особенная: на площади по громкой связи играет музыка, в каждом доме накрыты праздничные столы. Наш поселок многонационален, мусульмане радуются вместе с православными. Казаки дежурят в парадной форме. Вспоминают своих умерших близких.  До обеда на кладбище раздают поминальные сладости на Пасху и на Радоницу.

За завтраком мы встретились с родственниками у прабабушки по маминой линии. Они так красиво поют казачьи песни. Мы обменялись подарками, пообщались. Младшие внучки, а это моя мама и крестная, перемыли посуду после праздничного завтрака и отправились на обед к родственникам папы.

Господь подарил мне не только много родственников, но и замечательных друзей.  Третий год я учусь в казачьем кадетском корпусе. Здесь один за всех и все за одного. Вместе живем, учимся, поддерживаем друг друга, ныряем в прорубь на Крещение. На Пасху ежегодно участвуем в Общегородском Крестном ходе от храма святого Иоанна Предтечи к собору Александра Невского.

Больше всего мне запомнился первый Крестный ход. Там было так много священнослужителей, одетых в праздничные рясы. А прихожан было еще больше, весь Волгоград объединился на Пасху. Я выровнял свой взвод и по команде пошли сразу за священнослужителями. Мы, счастливые, молились и слушали хор. В какой-то момент увидел, что мы отстали от старших кадетов, потерялся сам и растерял своих ребят. Во время шествия нас раскидало в толпе. Стал звать своих, они оказались еще дальше. Я не знал, что делать и те правила, которые учил по ОБЖ, не действовали. Я выдохнул, вышел на край толпы и помолился. И тут за мной потянулись мои ребята, мы шли гуськом, один за другим. Но мне, Ольховскому Гусёнку, прорваться вперед было невозможно. И тут произошло чудо! Среди певчих кто-то сказал: «Пропустите малышей». Толпа расступилась, мы побежали один за другим.  Наши выпускники шли в том же ряду, строго плечо к плечу, не нарушая коробки. Догнали своих, они нас прижали и оставшуюся часть Крестного хода шагали быстро с ними.

Спустя три года мы уже не теряемся в толпе, но свой первый Крестный ход я запомню надолго, как и традиции празднования Пасхи с подарками, вкусностями и православной радостью.

Даниил Бондаренко,
кадет 2 взвода 7 «Б» класса
Казачьего кадетского корпуса имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова

 

А НА КРАСНУЮ ГОРКУ МЫ ШЛИ…

Здорово  дневали. Толь возраст даёт о себе знать, толь память не хочет потерять лучшие детские моменты. Но с каждым годом, скучать начинаешь по деревне, по бабушке, как жили, праздники праздновали…

Закрываешь глаза - мне шесть, мама на кухне тесто на куличи ставит. Домашние деревенские яйца, утром только из-под курей забрали, сахар, мука, творог вчера вечером мама откинула…ммм сейчас бы его со сметанкой, но нам строго настрого запретили, ведь это для праздничных куличей.

Они у нас не простые, вкусные, одни творожные, одни с курагой, другие с изюмом. Все сухофрукты сами сушим, летом с сестрой у нас задание такое, фрукты рвать. Мы конечно, как обычно, две в таз, а три в рот кладем, пока животы не заболят, и даже не задумываемся, что они грязные-то.  А еще зимой с них мама нам взвар варит, да пирожки печет.

Тесто мама делает дрожжевое, оно такое воздушное, мягкое, как перина. Стол мукой присыплет и  мнёт, а потом металлические кружки горчичным маслом смажет, и тесто в него сложит со всей начинкой, и  в разогретую духовку.

А потом мы в погреб идем с ведром, чтобы набрать луковой шелухи – яйца красить. Если от репчатого наберем, будут яйца красивого бордового цвета, а если от синего сладкого, то яйца будут фиолетовые, когда сварятся. А еще по лету в степи травку собирали, как мох засохший, и ею яйца красили. Так как это «грязное» дело, матушка приспособила под это дело утницу чугунную, один слой шелухи, потом яйца сырые и сверху еще шелухи, воды нальет и на огонь поставит, пока не сварятся. Ложкой потом достанем, в воду холодную положим, остынут, да маслицем подсолнечным смажем, чтобы блестели. 

В такие дни подготовки я люблю приезжать к бабушке в гости, она яйца не варит, она  в печи их запекает. Они получаются такими ароматными и вкусными.

Живем мы в хуторе Клетского района, церкви для освящения куличей и несения службы у нас нет, и о святости праздника нам рассказывает мама и бабушка. А так же о том, что за Пасхой идет празднование Красной горки**, мы тоже с сестрой узнали в детстве.

Кстати на Красную горку мы всегда ходили яйца катать. У нас в основном степи, но не совсем ровные, очень много балок. И еще, будучи детьми, мы облюбовали одну, в ней был туннель, который по поручению председателя колхоза был завален огромным валуном. Но полюбили эту балку мы не из-за байки о разбойниках казаках, которые на колесницах мчали от Царицына с награбленным и заскакивали в туннель, выход которого был через несколько километров, а полюбили из-за красного песка. Все дети с хутора на Красную горку собирались с крашеными яйцами, куличами и шли на вершину этой балки, чтобы покатать яйца по красному песку. У нас такой был азарт - у кого же яйцо докатиться до низа целым. И веселились мы там целый день, пока не съедим все, что принесли с собой.

Особый трепет был в передаче кулечков с куличами, яйцами, конфетами соседям, родственникам, друзьям, в гости никогда не ходили с пустыми руками. Мы знали на вкус каждый кулич в каждом доме, это и было истинным гостеприимством и радушием.

Про покойных родственников, конечно, тоже, не забывали, старались посетить кладбище в период с Пасхи до Красной горки (до сих пор так и ходим), чтобы отнести им гостинцы, а прибраться обязательно надо было до Пасхи…

…Сейчас мне 30, многое потеряли с переездом в другой район, из деревни в город, понимаю, что со временем все модернизируется, упрощается, забывается. Куличи не пекутся, а покупаются, яйца красятся обычными красителями, да и праздники не празднуются, куличами не делятся. 

Сейчас с детьми красим яйца по-старинке, луковой шелухой, объясняю, почему так - и красивее и экологичней, а у бабушки самые вкусные куличи, и посещать службы мы должны, чтобы укрепить свою веру в такое непростое время.

Валентина МАШЕНЦЕВА

 

КУЛИЧИ ИЗ ДЕТСТВА

Я снова в гостях у моей бабушки Гали в её небольшом домашнем музее. Села поближе к ней, прижалась к плечу и прошу вспомнить какую-нибудь историю из её детства. Бабушка улыбается и тихо начинает свой рассказ.

«К Пасхе готовились загодя. Первое, с чего начинали - это чистили от сапухи (сажи) русскую печь сначала в хате, а потом лезли на чердак - чистили боровок. Далее белили мелом стены, отмывали потолки, полы. Мы с сестрой смазывали мелом стёкла (бабушка называла «глазки») на окнах, потом бумагой натирали их до блеска. На окна и иконы вешали кипенно-белые шторы, на кровати - подзорники и «затыльники»***.

В чистый четверг дедушка вынимал из речки самоловки и вентеря (снасти для ловли рыбы). Больше рыбу не ловил, говорил, что и рыбка должна порадоваться Великому дню.

В этот же день мы с бабушкой ходили  на кладбище «убирать»  могилки. А перед этим с сестрой Ириной терли друг о друга красные кирпичи, дедушка мелко набивал белый кирпич, получали «украшение». Всё это мы складывали в ведерки, которые были сделаны из жестяных банок из-под яблочного повидла, ручка - алюминиевая проволока.

Убирали могилки по особым правилам. Бабушка говорила, что их песком  не посыпать, так можно глаза засыпать умершим. Могилки засыпали черноземом, сверху выкладывали из кусочков белого кирпича крест, а по бокам буквы «ХВ». Бабушка приказывала: «Как помру, крест не красить, оградку  и памятник не ставить. По благочестивому преданию, когда пойду на суд божий, то возьму один деревянный крестик, положу его  на плечо, и легко будет переплывать реку, не потону, а то надо и памятник, и оградку на себе нести. А на железном кресту потонуть можно».

С раннего утра (до вороньего крика) в чистый четверг все купались.

В этот день красили яйца в луковой шелухе. Одни получались  насыщенно бордовыми, а другие, которые лежали на дне кастрюли глубоко в шелухе, даже с небольшим рисунком. Потом мы с сестрой «химическим» карандашом рисовали на яйцах небольшие круги и писали буквы «ХВ». Вот такое украшение.

Мы помогали бабушке украшать пасхи (так у нас называли куличи). Сбивали до густой пены яичный белок. И этой массой мазали верх пасхи. А потом остатки с сестрой пальчиками собирали по краям чашки.

В Страстную пятницу в доме разговаривали тихо, не смеялись, не веселились, бабушка выключала даже радио, говоря, что Христос мучился, и нам веселиться не пристало.

В субботу вечером складывали в корзину крашеные яйца, пасху, сало, творог, соль, шли в церковь святить.

В воскресенье садились разговляться. На столе ушник из петуха, отварной петух, жареные краснопёрки, отварной карп, блинцы, вареники с картошкой в топлёном масле со сметаной.

Но первое, чем мы разговлялись, - это освященные яйца, порезанные на дольки, пасха.  Ещё вот такое блюдо: в обливную чашку насыпали творог, мелко нарезанные яйца, заливали пресным молоком, солили.

В этот день все домочадцы надевали красивую одежду. Баба Лёна поверх сатиновой юбки надевала запон**** своей мамы Дуни. У нас, детей, были обновки. На ногах босоножки,  чаще всего красного цвета. Баба Лёна называла их «открыточками», наверное, потому что они были без пятки и носка.

Все родственники шли на кладбище. На могилках катали крашеные яйца, потом их оставляли здесь же.

После посещения кладбища мы, дети, играли «в подкучки». На гумне раскладывали кучками сено, водящий продевал руки в рукава вывернутой фуфайки, прятал яйца по кучкам, где одно или несколько, а в какую кучку совсем не клал. Игроки вскрывали кучки и если угадывали, где лежат яйца, забирали их себе».

Вот так готовились и праздновали Пасху во времена детства моей бабушки. Для себя я решила, что обязательно продолжу семейную традицию. На душе спокойно и радостно.

Галина Ивановна и Аксинья  КОШЕЛЬНИК, фото из семейного архива

 

Примечания:

* На Пасху яйца начинали красить в Чистый четверг, причём в зависимости от технологии окрашивания они носили разные названия. Самые красивые и трудоёмкие назывались «писанками», чуть попроще - «крашенками», с вкраплениями от приложенных листочков или круп - «крапанками». «Малеванками» - те, что выводились по своим рисункам, не каноническим, а «яйчатами» - все несъедобные для украшения дома и сада: из бумаги, веточек, глины.

Информация интернет-портала tsargrad.tv.

**Красная горка - народное название первого воскресенья после Пасхи. В церковном календаре этот день обозначен как Антипасха.

Название «Красная горка» берет начало в языческой культуре. Когда весна в полную силу вступала в свои права, древние славяне отмечали праздник, посвященный приходу тепла, обновлению, плодородию. Он сохранился и после принятия христианства. Только теперь время для веселья и гуляний определяется не в соответствии с погодой, а в первую очередь соотносится с церковным календарем.

Информация интернет-журнала foma.ru.

***  Подзорник - подобие простыни с вышитой каймой по длинному краю. Им закрывали пространство под кроватью и самое главное – защищали свое семейное ложе от недобрых взглядов. Элемент тканевого убранства украшался обережной вышивкой для сохранения гармонии между мужем и женой. Подзор стелился под перину или матрас как нарядный элемент, который не предназначался для частой смены в отличие от простыни. Его края свешивались до самого пола, закрывая пространство под кроватью.

Информация интернет-журнала kulturologia.ru.

Затыльником автор, видимо, называет наволочку.

**** «Запон - род короткого фартука из холста, с пришитой небольшой грудинкой по шву закладываются маленькие сборы. Завязывается запон тесемками вокруг талии, узлом наперед и вокруг шеи, концами узкой цветной обшивки, нашитой по верхнему краю грудинки. Запоны различаются праздничные и «расхожие». Праздничные украшаются сплошь ткаными узорами… Запон обшивается по низу вершка в 1½ китайкой синей или кумачом».

Из книги Светланы Толкачёвой «Народный костюм Воронежской губернии»

Подготовила Валентина КОРЗУНОВА, фото участников конкурса и из архива автора

Новости по теме: