Концлагерь, а после - детдом

Дата публикации: 21.05.2024 - 18:59
Просмотров - 100

Черногорцы Василий Васильевич и Валентина Викторовна Фроловы вместе 58 лет, май для них – месяц особенный. Во-первых, празднуется Победа в Великой Отечественной войне, а это для поколения сороковых дата значимая, одна из главных. Во-вторых, поженились много-много лет назад 4 мая. И с того времени для Василия, который в три года угодил в концлагерь и с малолетства хлебнул лиха, жизнь пошла по-другому – счастливо. А вот до того времени…

Мальчишка появился на свет в 41-м в Белоруссии, в деревне Рудаково Витебской области, а в 43-м вместе с мамой, дедом и бабушкой был угнан в концлагерь.

- Немцы всех жителей деревни согнали и повезли в Германию, в один из городов на границе с Францией. Я, конечно, этого особо не помню, лишь фрагментами. Как всё было, впоследствии рассказали знакомые, родственники. Маме было двадцать девять, бабушке и деду – чуть за пятьдесят.

Мама погибла при бомбёжке. Работала за станком, видимо, уставала до такой степени, что иногда забывала отключить тот агрегат. И вот в какой-то день уже ушла с работы в барак, но вспомнила, что опять не выключила станок – так нам передали подробности её последнего дня. Вернулась, чтобы выключить рубильник, а тут бомбёжка. Дед тоже погиб, они оба похоронены в Германии, в одной могиле на общественном кладбище.

В 45-м концлагерь освободили наши солдаты вместе с союзниками-американцами. Бабушка увезла меня в Белоруссию. Оказалось, что деревня, где жили до того, как попали в лапы фашистам, сожжена. Старшие начали рыть землянки, чтобы где-то жить.

Бабушка, видимо, стремилась пристроить внука к кому-то помоложе и увезла его к сыну в деревню Васильевка Красноярского края. А он, дядька, вскоре сдал мальца в детдом.

Василий Васильевич разводит руками:

- Непонятно, почему…

В итоге, парнишка с четырёх до восемнадцати лет жил в детском доме. Там взрослел, там познавал жизнь, там досадовал, что за него некому заступиться, нет родного плеча, некуда иной раз спрятаться, не с кем поговорить, посоветоваться. Эти годы не были безоблачными. Что уж там, безрадостными были детство и юность, с глубочайшей обидой, с недоумением о такой вот своей судьбе.

Когда повзрослел, Василий ездил в тот детдом, но его уже не было, - расформировали. Застал воспитательницу, которая работала там, долго разговаривали, вспоминали, что и как, пытались найти следы тех, кто рос, воспитывался рядом.

После детдома Василий окончил горнопромышленное училище, устроился работать на шахту в Черногорске. С женой Валентиной повезло – боевая, оптимистичная, заводила, с такой хоть в огонь, хоть в воду.

Сегодня она вспоминает:

- В 67-м году родилась дочь, жили мы на первом этаже этого же дома по Советской, как-то стучат к нам в дверь. Открываем - перед нами мужчина, который говорит Василию: «А я твой дядя». Тот самый, который сдал его в детдом! Выслушали его, конечно, особо благодарили, что рассказал о родственниках – мы к ним съездили, очень не хватало ниточек, которые связывают с родными. И вот они появились. Мы будто крепче стали на этой земле держаться!

Тётя Матрёна жила в Новороссийске. Она повезла нас в Донецкую область, там вторая тётя жила, Елизавета. В Минск съездили к дяде, проехали с ним всю Белоруссию.

- Но с дядей, который отправил меня в детдом, я связь порвал, - делится Василий Васильевич, - не понимаю, как можно было просто отдать человека неизвестно куда и забыть о нём на долгие годы.

В 2005-м Василия Васильевича приравняли к участникам войны.

- Государство о побывавших в концлагерях очень заботится, поддерживает нас, - рассказывает Василий Васильевич, - мы очень признательны.

А супруга спешит показать сертификат на бесплатный перелёт компанией «Аэрофлот» на двоих любым рейсом, в любом направлении.

К слову, сейчас Фроловы в Сочи, планируют слетать к морю и осенью. Точно так же они использовали предложение Аэрофлота в прошлом году – летали на курорт в мае и на исходе пляжного сезона, когда солнце уже не такое жаркое.

Прощаясь, не могу не спросить:

- Как вы на пятый этаж поднимаетесь?!

- Спросите лучше, как спускаемся!

Старая гвардия – народ закалённый, ни перед какими препятствиями не пасующий. Будьте здоровы, свидетели страшных событий, и пусть ничего подобного в судьбах россиян не повторится.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора и из архива Фроловых

Новости по теме: