Максим Маховиков в недалёком прошлом - водитель погрузчика тракторно-бульдозерного парка разреза «Черногорский», а сейчас – мобилизованный на специальную военную операцию. На днях он был приглашён директором, Геннадием Николаевичем Шаповаленко, на чай.
Важного гостя, который пришёл с фронта в краткосрочный отпуск, встретили угощениями.
Максим скромничал, шутил, однако старался ответить на кучу вопросов, которыми закидали мужики. Шутка ли дело, человек с переднего края, можно сказать, пропахший порохом, побывавший в самом пекле, имеющий награды – Орден Мужества и медаль «За боевые отличия».
Геннадий Николаевич Шаповаленко пожелал Максиму, защитнику Отечества, герою, побед, скорейшего возвращения домой, поздравил его с достойными наградами.
После тёплой, дружеской встречи в коллективе (Максим со своими, с разреза и особенно со смены – на связи, постоянно общается) задаём и свои вопросы.
Боец не скрывает: при отправке из города, с пункта сбора, было тревожно, потому что «увозили в неизвестность». Настроение у всех находилось примерно на одинаковом уровне. Он попал сначала в Омск, там с мобилизованными проходил подготовку, затем отправили в Псковскую десантно-штурмовую дивизию. После этого, по собственному желанию, перевёлся в отдельное подразделение.
- И теперь, если другие не могут выполнить поставленные задачи, мы идём и выполняем их.
- В моменты, когда особенно трудно, когда усталость валит с ног и рядом рвутся снаряды, мысли о чём?
- Знаю, что кто-то думает о родне, о доме, кто-то просто о гражданке, вот об этой спокойной, размеренной жизни. Другие молятся. Все настроены по-разному, но одинаково напряжены. Мои мысли – о родных, друзьях, о городе нашем и о Хакасии. Я очень люблю наши края – горы, степи, тайгу. До мобилизации любил выезжать по туристическим маршрутам: на Тропу предков, на озёра, в глухие леса за грибами. Мы в благословенном, уникальном месте живём, хочется вернуться и просто быть счастливым в тишине, по улицам ходить, на листья смотреть, в гараже копаться с машиной. Раньше не понимал, что этого может не хватать. Только теперь…
- Награды всегда дают за что-то исключительное, вот и у вас они есть…
- Наши командиры на поощрения, награды не скупятся. Если выполняешь поставленные задачи, делаешь что-то полезное, важное в определённый момент – обязательно заметят и наградят.
Жизнь армейская – она суровая, поводов для радости немного. События со знаком плюс – это как раз награждения, со словами благодарности, ещё радуешься, когда целым возвращаешься со сложных заданий и когда едешь в отпуск. Всё! Остальное – это напряжённая физическая работа, как у нас говорят, пАхота, вкупе с серьёзными моральными перегрузками.
- Представляю, как было сложно из обычной размеренной жизни шагнуть туда – на «линию соприкосновения». Наверняка пытался ответить на вопрос: «Почему я»?
- И у нас, и у родных стучал в голове этот вопрос. Но вскоре он ушёл на второй план. Я, когда получил повестку, подумал: «Значит, нужен, потребовался, необходим».
Максим немногословен, но и впечатления, что он в непробиваемом, отгородившем его от мира бронежилете, нет. Его краткосрочный отпуск расписан по часам. Родные, друзья, мама, её борщи-пироги… А ещё вот этот наш воздух и танцы жёлтых листьев над головой.
- Мама? Переживает, конечно, особенно, когда на связь долго не выхожу, когда приходится оставаться на задании. Но она человек сильный, ждёт и верит в хорошее. Наше предприятие её не бросает, помогает и в бумажных делах, и в любых других, если возникает необходимость. Тыл надёжный, здесь ей есть на кого опереться.
Там? Ждут ребята, ждёт дело, благодаря выполнению которого здесь передают обнадёживающие новости. Будем стараться, чтобы они только такими и были.
Ирина САНИНА,
фото из архива разреза «Черногорский»
«ЧР» № 80 от 17 октября 2023г.