Такие рейды служба судебных приставов проводит каждый день – должников в Черногорске немало. В сегодняшнюю поездку вместе с приставом-исполнителем черногорского отдела Ириной Тишевской и судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Виталием Парахиным отправилась и контролер от «Хакасского ТеплоЭнергоКомплекса» Оксана Брост.
В среднем за вечер судебные исполнители успевают «прийти в гости» к десятку должников, однако сегодня запланировано посетить всего лишь шесть человек. Но и у этой шестерки - если повезет и хозяев удастся застать дома - можно будет задержаться надолго.
Вот и первая дверь. Несколько судебных приказов и общий долг – около десяти тысяч рублей. В нужную квартиру с помощью домофона дозвониться не удается, приходится беспокоить соседей.
- Судебные приставы. Дверь откройте, пожалуйста, - чеканит каждое слово наш «телохранитель» Виталий.
Добравшись до нужной квартиры и «пообивав порог» пару минут, становится понятно, что с первым адресом не повезло – хозяин где-то гуляет. Беспокоим соседей во второй раз. Молодая женщина с ребенком на руках из квартиры сверху рассказывает, что дома парень появляется редко.
- А старший по подъезду или по дому у вас есть? – спрашивают приставы, надеясь узнать хоть какие-то подробности о жизни должника у более осведомленного жильца.
- Не знаю, мы сюда недавно переехали, в аренду снимаем, - отвечает собеседница, укачивая кричащего малыша.
А вот другой сосед наоборот сообщает, что парень почти всегда сидит дома. Мало того, буквально десять минут назад стоял у подъезда с друзьями.
- Не знаете, где он работает?
- Андрей? Да ему лет девятнадцать, молодой, не работает еще.
Пока мы направляемся к следующему неплательщику, пристав Ирина пересматривает документы, в которых указаны суммы долгов. У кого-то десять тысяч, у кого-то двадцать. К таким должникам накрепко прицепляется эпитет «злостный». У них и движения по оплате – никакого. А долги все копятся, растут.
Один «черногорец-экстремал» «накопил» так больше семисот тысяч рублей. Правда, долг был не по коммуналке, а по кредиту, но сути вещей это не меняет. Выбор мужчине представился небольшой – либо платить, либо отдавать машину в счет долга. Выбрал первое. Причем уложился в пять дней. Все-таки чего ни сделаешь, чтобы не расставаться со своим любимым «железным конем».
…Со следующей квартирой повезло больше – и дверь открыли, и хозяйка оказалась дома. Правда, побеседовать с ней приставам удалось не сразу:
- Нам нужна Вера Александровна.
- Я за нее, - отзывается открывший дверь лысоватый мужчина.
- Хорошо. Вы муж, правильно? Так, по судебным приказам есть задолженность «Хакасскому ТЭКу», также госпошлины по этим судебным приказам, - сообщает пристав то, что владельцам квартиры и так, без сомнения, известно. - Оплаты есть?
- Оплаты нет, будет позже, - уставившись в пол, как школьник, получивший двойку, лепечет мужчина.
- Когда именно? И где Вера Александровна?
Женщина дома. Только вот на все доводы о том, что именно она является должником, а значит, она должна объяснить, почему не уплачивает долг, который накопился с мая, ее муж отвергает одной фразой:
- Я ее муж, я за нее все решаю, потому что зарплату получаю я.
Наконец, после вынужденного перехода на чуть более повышенные тона, приставам удается увидеться с «виновницей торжества». О долге она, конечно, знает, но уплатить прямо сейчас не может.
- Значит, с целью взыскания задолженности будут применены меры принудительного исполнения, а именно - арест, и если не последует оплата, имущество будет передано на реализацию, - заключают приставы.
Под опись может попасть все мало-мальски ценное имущество – бытовая техника, мебель, драгоценности. А вот за вещи первой необходимости, вроде плиты, хозяева могут не волноваться – неприкосновенно. В данном случае описали монитор, веб-камеру, туалетный столик.
- Почему только монитор? – интересуюсь я.
- А системника хозяева и так лишены, он сломан, - улыбается Ирина. – А если долг не уплатят или, по крайней мере, не начнут приносить квитанции о том, что уплачивают его частями, то могут лишиться всего описанного имущества.
В конкретном случае должница и ее супруг отреагировали относительно спокойно. А ведь бывают случаи, когда хозяева закатывают настоящие скандалы, сопровождая их репликами, вроде «на каком основании?!», «не имеете права!» и «это все вообще не наше!» Или еще хлеще – лезут в драку. Одним словом, разные люди бывают. С некоторыми найти общий язык удается, получается втолковать, что долги необходимо гасить. Но самыми вспыльчивыми, конечно, являются злостные неплательщики. Зачастую это обеспеченные люди, которые игнорируют счета за коммуналку Бог знает почему. А сами отнекиваются чуть ли не детскими отмазками: банально нет времени снять деньги или сходить заплатить за услуги.
- Доходит до смешного, - говорит Ирина, - не платят, а потом еще недовольны нашим появлением. Часто приходится слышать нечто вроде: «Я сильно занят, а тут вы меня еще отвлекаете! И вообще, что за мода – приходить после шести вечера? Я отдыхаю!» Или «Что за мода – приходить в шесть утра? Я еще сплю!» А мы имеем право приходить в это время, потому что согласно закону исполнительные действия могут производиться с шести утра и до десяти вечера.
…Дверь квартиры, где проживает очередной должник, снова наглухо закрыта, внутри – ни шороха. Он задолжал больше двадцати тысяч. К нему приставы приезжали неоднократно, но дома ни разу не заставали – либо где-то ходит, либо напился в стельку и спит. О пагубном пристрастии далеко не старого мужчины – всего 34 года – рассказали соседи.
На таких «экземпляров» - безработных, одиноких алкоголиков – приставы натыкаются каждый день. И вот еще один из таких примеров. Долг неплательщика – больше 25 тысяч рублей. Каким-то образом приставам и контролеру от «Хакасского ТЭКа» даже удалось застать его дома, если так вообще можно назвать то место, где он живет. По квартире мужчина ходит в обуви, из мебели – кровать да стол, одна кружка, одна ложка. Кругом грязь и мрак. На вопрос, почему не работаете, отвечает вопросом: «А зачем? Я встал на биржу труда, и ладно. Хоть там и платят копейки, зато делать ничего не надо». Обрезали ему горячее водоснабжение, а толку? И платить ему нечем, и взять с него нечего. А долг растет. Живет бедолага один в большой квартире. Предлагали обменять ее на поменьше, расквитаться с долгами. А он опять: «Зачем? Мне и так неплохо живется».
Контролер «Хакасского ТЭКа» Оксана Брост вспоминает случай:
- Приехали проверять горячее водоснабжение по адресу на Чапаева. Хозяин и говорит: «А у меня отопления нету». Спрашиваю, куда же оно подевалось? «А я батарею пропил».
… Поднимаемся к очередному должнику на третий этаж. Сумма небольшая – около шести тысяч. Дверь открывает мальчик лет восьми.
- Мама дома? – грозно спрашивает наш «телохранитель» Виталий.
- Нет, - мотает тот головой.
- А дверь тогда зачем незнакомым открываешь?! Закройся и жди, когда мама придет!
Пристав Ирина выписывает должнице извещение, в котором указано, какие меры будут предприняты, если так и будет уклоняться от уплаты долга. «Напоминалку» оставляем в дверях.
- И подпиши там, чтобы научили ребенка не открывать дверь, когда один дома, - смеется Виталий.
Выписывать такие уведомления приходится часто, потому что застать хозяев дома – удача та еще. Однако в большинстве случаев, как говорят сами приставы, люди эти извещения даже не читают. А потом возмущаются, мол, мы ничего не получали, нас никто не предупреждал. Хотя и приставы, и контролеры от различных организаций ведут обязательную документацию, где указывают, кому и когда были направлены уведомления.
…Наконец, поднимаемся в последнюю квартиру. Злостного неплательщика, долг которого уже составляет больше двадцати тысяч, дома нет. Приставы, привычно перекинувшись парой слов, вроде « опять не застали», «дают задний ход».
- То есть вы уже не первый раз к нему наведываетесь? - спрашиваю я.
- Да уже даже не первый год, - улыбается Ирина. – Знаем, что он нигде не работает, и имущества нет, короче, гол как сокол.
Сегодня обойти всех запланированных должников удалось быстро - на часах всего восемь вечера. Однако уже завтра судебные приставы-исполнители вновь отправятся в рейд, как по полупустым, так и по роскошным квартирам, обитатели которых, видимо, никогда не слышали о том, что долг красен платежом.
Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» № 135 от 20 ноября 2012 г.