Так зачем нам юрта и изба? И кто на самом деле вращает земной шар

Дата публикации: 11.06.2024 - 19:38
Просмотров - 167

Недавно в соцсетях среди рассуждений диванных писателей о нашем «никудышнем» городе мелькнули чьи-то высказывания насчёт хакасской юрты и русской избы, что поставлены возле зданий художественной, музыкальной школ и спорткомплекса «Сибиряк». Мол, и зачем это? Чего придумали? Для кого?

Выдался случай - адресовала вопрос одному из авторов проекта, директору детской художественной школы Надежде Александровне Яблочковой.

- Возможно, кому-то это не нужно, а нашим детям – без сомнений, необходимо! Для демонстрации своих изделий, декоративно-прикладного искусства, для того, чтобы гости нашего города могли приехать, посмотреть, что у нас умеют, чего добились. Наверняка те же недовольные тут же пишут: «В городе ничего нет!» Так порадуйтесь, что хоть что-то появляется. Не без труда, благодаря огромной работе коллектива, при поддержке детей – из ничего возникают мини-музейные комплексы, созданные для демонстрации двух культур – русской и хакасской.

Может, вообще нет необходимости вот в  таком – красивом? Что ж, давайте все будем жить в серости, не лицезреть красоты… и ворчать по этому же поводу.

Другой путь – надо делать шаги к развитию, к совершенствованию, чтобы наших детей продвигать дальше, вкладывать в их сердца главное богатство - знания.

Недавно мы принимали гостей из Москвы и, как водится, продемонстрировали им изделия, которые выполнены руками наших учеников – сарафаны, платки, русские нагрудные украшения. Знающие толк в народной культуре люди замерли от изумления: «Вас надо показывать именно в Москве, чтобы знали, чтобы вас ценили!

Они уверяли, что ничего подобного нигде не видели. Мы и сами понимаем, насколько уникальны и сложны изделия которые умеют делать наши воспитанники, и сколько материала накоплено у нас о культуре России, о разных регионах, об отражении Севера или Юга России в одежде, тканях, особенностях головных уборов.

Юрта и изба - своеобразный музейный комплекс, он сделан в рамках предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного творчества. На этих объектах демонстрируются изделия, выполненные руками детей. И это во времена, когда многие уже забыли, что такое нитка с иголкой и не могут выполнить простейших швейных операций.

Мы проводим мастер-классы, семинары. Нередко это семинары для коллег со всей республики, когда преподаватели приезжают в Черногорск, учатся у нас. Потому что такие изделия декоративно-прикладного искусства – действительно, ещё поискать! Найдёте – приходите, покажите, расскажите.

Каждый житель может заказать экскурсию, проведут, объяснят, ответят на вопросы.

Какой бы объект не установили в городе – у нас его тут же норовят сломать, свернуть, что-то нарисовать, поцарапать. А ещё оскорбить, высмеять. А вы что-то сделайте своё, красивое! Приучайте детей к музеям, культуре, библиотеке. В музее, библиотеке, детских школах искусств Черногорска столько мероприятий проводят наши коллеги! Участвуют музыканты, хореографические коллективы, чтецы. Проводятся квесты, квизы, конкурсы. Но ведь надо оторваться от дивана и пойти!

Создать что-то красивое могут не все, возможно, поэтому и злословят.

Стереотипы, сознание надо менять. Когда человек ничего не делает, лишь спрашивает – зачем, это так печально! Ты подними себя, встряхни, погрузись в глубину картин, стихов, книг, фильмов.

А насчёт чернухи, которая выливается в интернете, людей, которые лишь злословят, так скажу.  У каждого своя карма, если вы сеете зло, вам это вернётся. Несите доброе, говорите доброе, думайте о добре, помогайте людям, воспитывайте детей правильно, несите чистоту, а не грязь.

В ином случае – можно и человека оскорбить, и чью-то работу. Как правило, это удел людей невоспитанных, односторонне развитых.

Мы для чего делаем музеи, выставки? Культура не позволяет человеку опуститься, упасть на дно. Вот для этого!

Накануне была беседа с детьми, меня спросили: «Почему, когда я сделала пирсинг, вы сказали, что теперь, по сути, проколота аура, и на меня могут посыпаться различные события»?

Я ответила: изначально человек – это сосуд, и в него, как капля, как смола, которая на просвет переливается от первозданности, чистоты, помещается душа. А после – смотря куда человек пойдёт. Недаром в сказках русских народов нередко встречаем дилемму – пойдёшь налево или направо…

И самое важное – мы, воспитатели, педагоги, детоводители, – ведём детей, направляем их. Можно увести не в ту сторону, загрязнить, и это полностью разрушит человека изнутри. А можно эту духовную каплю лелеять, помогая оставаться чистой.

Есть китайская сказка про дракона и черепаху, когда маленький мальчик пришёл к черепахе, и та вручила ему меч. Он много раз поднимался на гору и говорил: «Воин пал, дракон жив».

Черепаха, когда мальчику пришла пора биться, сказала: «Ты сейчас пойдёшь биться с драконом, загляни в себя. Как это? Ты поймёшь».

Когда мальчишка убил дракона и зашёл в гробницу, увидел много золота… начал превращаться в дракона. Посмотрел на своё отражение в щите – бросил его и начал возвращаться в тело человека.

Соль в том, что многие не могут устоять ни перед властью, ни перед золотом – отпадает всё человеческое, и на первый план выходит дракон, который долго спит в человеке, но в определённый момент поднимает голову. А искусство, культура – для того, чтобы направлять детей так, чтобы душа оставалась чистой. Чтобы не позволяла такие поступки, которые направлены на уничтожение чего-то доброго, на оскорбление или убийство людей.

Рядом должны оказаться правильные люди, которые приведут в школу, расскажут о красоте, добре, тепле сердца.

Мы, например, на истории народной культуры говорим о понятиях традиций, культуры, менталитета - это и есть этнопедагогика.

Что мы с педагогами школы хотели сказать, замышляя проект с юртой и избой?

Хотели показать широту души двух народов – хакасского и русского. Потому что ту красоту, сама ценность которой идёт из глубины недр хакасской и русской души, нужно демонстрировать, возрождать. Потому что именно на традициях держатся любые семейные ценности, культура любого народа. Мы должны рассказывать о традициях, пусть люди восхищаются красотой, а не живут убого, в компьютерах, «в домиках», безвылазно.

Молодое поколение настолько сегодня зациклено… Я не говорю, что компьютеризация нигде не нужна. Она нужна, однако необходимо иногда поднимать голову от экрана и вглядываться вдаль...

Смотрите, какие лица у наших учеников. Они одухотворённые, они другие – дети, которые учатся в музыкальной, художественной школах. Все, кто каким-то образом соприкасается с творчеством, это совершенно иные люди. Именно люди творчества вращают земной шар. Мы не можем быть зацикленными на чём-то одном, одинаковыми. Должна быть красота, необходимы выставки, демонстрация достижений. Посмотрите, какая выставка развёрнута на ВДНХ, можно познакомиться с культурой всех регионов в одном месте.

Были с дочерью на ВДНХ «до того», и сейчас – дан такой мощный толчок. Представлены регионы, с их особенностями, изюминками. Удивительно. Стоит крепко пожать руку людям, которые возрождают традиции огромного выставочного комплекса. И Хакасия представлена достойно. Так что необходимо показывать культуру, труд наших детей.  Ребят необходимо вытаскивать из пут невежества, необразованности, неосведомлённости. Разве не так?

На истории народной художественной культуры говорим о понятиях традиций, культур, менталитета.

Это не просто так! К примеру, ты идёшь и со всеми жителями деревни здороваешься. Упаси Боже, если кого-то не поприветствуешь. Приехал в это место - здоровайся со всеми проходящими мимо людьми. Так было раньше. Здороваешься – уважаешь старших, должен вести себя подобающе.

Говорим о традициях – что такое народ, что такое душа. Как она выражается у каждого народа. И когда мы детям с самого малого возраста, с 3-4 лет это закладываем, наверное, из них не вырастут террористы. А оскорбить, оболгать можно всё. Но зачем?

Часто дети садятся на стол. Раньше это было преступлением: стол – это божья ладонь. Рассказываем, как уважали родителей, для чего нужны были лавки, полати, что такое печь (центр мира, дома). Что такое икона, в переводе с греческого – Образ, Изображение. А по сути  Икона – это окно в мир духовный, это канал, который нас соединяет с миром духовным.

Ты живёшь в этой культуре, всё в избе, то есть твоём родном доме, гнезде не случайно. И построена-то изба по-особому, «проходим» разные виды срубов.

Есть разные системы – стропильная, когда крыша к дому пристраивается отдельно. А есть такая, «на самцах», когда крыша и брёвна укладываются до самого верха. Единая система.

И потолка как такового раньше не было, предполагалось, что так – ближе к Богу. Как в храме.

И у хакасов свои правила обустройства юрт, где особое значение имеет очаг, где есть женская и мужская половины.

Сейчас очень много подмены, не истинного. Педагог нашей школы ездила на конкурс, там спросили, как школа финансируется, на что она сказала: «Мы в педагогику приходим не за деньгами. Здесь работают особые люди с особым даром, с особыми сердцами».

Деньги – да, способствуют развитию культуры, предоставляют возможности. Но важны именно те люди, которые отдают часть души, сердца.

У нас самый замечательный, лучший коллектив. Только благодаря этим людям получается и уроки проводить, и музеи понемногу, по крупицам создавать. Уверена – всё у нас получится!

… Мы разговаривали о вечном, прекрасном, хорошем, а за окном директора художки прыгали, махали крыльями, резвились птицы.

- Великолепный фон, хочется это рисовать!

- Я их кормлю, там кормушка, - открыла секрет Надежда Александровна. – Птицы - божьи создания. Прилетают свиристели, воробьи, синички.  А это моё любимое дерево – черёмуха. Цветёт, будто кружево на себя накидывает. Не даю обрезать ни ветки!

Вот так. Есть те, кто горазд лишь хаять то, другое, третье, а есть люди, созданные творить, делать, воспитывать. С такими – прорвёмся ведь?

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора

Новости по теме: