Первая кукла осталась мечтой

Дата публикации: 28.02.2023 - 12:32
Просмотров - 375

Светлану Герасименко в Хакасии знают многие. Кто-то пересекался с ней как с организатором событий, кто-то помнит по работе в региональном отделении Общероссийского народного фронта, третьи знакомы как с журналистом, четвёртые вместе реализовывали социальные проекты. Но далеко не всем известно, что Светлана ещё и мастер по куклам – самобытным, интересным и очень добрым. И наша встреча сегодня посвящена именно им – загадочным и неповторимым посредникам между миром детей и миром взрослых.

- Как так вышло, что взрослая, состоявшаяся как профессионал женщина, вдруг начала делать куклы?

- Так получилось, что у меня появилось свободное время, и энергию надо было направить в правильное русло. Во-вторых, в соцсетях очень часто попадались работы мастериц, которые очень сильно цепляли, и мне самой очень хотелось тоже сделать что-то подобное.

В какой-то момент желание создать куклу просто накрыло и с того времени всё началось. Так я сшила свою первую куклу, она оказалась очень милой, мне очень понравилась. Тогда я просто сделала копию куклы, которую увидела в соцсетях. Позже у меня стали появляться куклы в национальных костюмах.

- Как давно произошёл твой творческий прорыв, когда была создана первая кукла?

- Ровно год назад.

- У тебя был опыт рукоделия? Ты шила, вязала? Или начала с нуля всё осваивать?

- Опыт у меня был обычный, как у любого ученика советской школы. На уроках труда нас всех учили шить, так что какого-то особого опыта у меня не было. Самые простые знания, как обращаться с иголкой и ножницами. 

Единственное, в школе мне очень нравилось шить, у моей мамы была приятельница и у той маленькая дочка, и для этой девочки я шила платьишки. Но это было ещё в школьные годы. Когда у меня у самой родилась дочь, ей я платья уже не шила, разве что пару раз делала на Новый год костюмы.

- Как появилась идея создавать кукол в национальных хакасских костюмах? Это был какой-то заказ или почему?

- Когда человек хочет заняться каким-то творчеством, как правило, он начинает с того, что делает копию чего-то. Затем начинаются поиски своего пути, своей изюминки в творчестве. И у меня выбор пал на интерьерных текстильных кукол. Вообще существует много разновидностей кукол, техник изготовления. Из полимерной глины и вязаные, в технике папье-маше и в технике амигуруми, из солёного теста и из фетра. Как правило, это куклы не игровые, они предназначены для выставки – поставили на полку и не трогают.

  Моими же куклами можно играть. Они из мягкого трикотажа, очень приятны тактильно, их можно переодевать, обнимать. Так что помимо того что они несут в себе национальный колорит и могут служить интерьерной куклой, с ними можно вступать в прямой контакт, хоть спать вместе.

- В убранстве твоих кукол используются национальные украшения, пого, особые платья и шапки. Ты специально изучала хакасские костюмы и аксессуары или это фантазии на тему?

- Конечно, я много читала о хакасском костюме, об особенностях украшения пого, какие материалы должны быть, какие цвета, какие узоры. И поняла, что мастера в общем-то не следовали жёстким канонам. Есть определённые рамки, но в целом, создание узора – это чистое творчество, что нарисовалось в голове, то воплощаешь в рукоделии.

Причём, если для создания женских костюмов, пого сейчас существует много разных материалов, то для изготовления кукольных вещей найти нужные заготовки гораздо сложнее. Например, для настоящего пого берут монетки, а теперь представь – как будет выглядеть кукольное пого с монетами, если рост куклы 25-30 сантиметров? Поэтому приходится искать какие-то иные варианты. А тут без фантазии уже никак.

Точно так же для кукольных костюмов очень сложно найти подходящие ткани. Ведь важна фактура, узор. Крупные рисунки для кукольного платья  использовать не будешь. Словом, на каждом шагу тебя подстерегают мелочи, особенности.

- А где ты приобретаешь необходимые материалы для создания кукол? Есть какие-то специальные магазины или в обычных находишь, что нужно?

- По-разному бывает. В Саяногорске я долго искала подходящую ткань для изготовления тела куклы. Тут ведь первую встречную не возьмёшь. Ткань должна быть эластичной, но при этом достаточно плотной и приближённой к  телесному оттенка. Из серой ткани только упыря разве что создашь, а я-то делаю милых куколок! Плюс должна быть адекватная цена, это тоже немаловажно.

Очень многие мастера используют ткань «Белый ангел», но эта ткань дорогая, что отразится на стоимости куклы. Но мне удалось найти удачную альтернативу. Проехала очень много магазинов в Абакане, а удача улыбнулась в маленьком саяногорском магазинчике – качество, цвет, цена, всё было на уровне. С тех пор они для меня специально привозят эту ткань. Как-то произошёл сбой в поставках, и я вновь стала искать замену, но достойного уровня не нашла. Что самое примечательное, в абаканском магазине нашла вроде бы такую же ткань, а качество оказалось совершенно иное, хуже, чем та, с которой я работала прежде.

Так что проблема с приобретением подходящих материалов есть. Но выручает интернент. Если поискать, то там можно найти интересные вещи. Другое дело, что прежде чем покупать, ты попробовать руками не можешь, приходится брать на свой страх и риск.

Ткани для кукольной одежды, материалы для украшений, аксессуаров можно найти в нескольких абаканских магазинах. Волосы заказывала через интернет, но здесь раз на раз не приходится. В одном абаканском магазине нашла как-то великолепные волосы – цвет, фактура, мягкость и цена хорошая, но потом они почему-то перестали продавать такие товары. И это очень-очень грустно.

- Сколько времени в среднем уходит на создание одной куклы?

- Если все материалы есть и не нужно бегать искать что-то, то немного, порядка двух-трёх дней. Но как уже сказала, я гораздо больше времени ищу всё необходимое для шитья, чем, собственно, занимаюсь изготовлением.

- Ты состоишь в каком-то сообществе кукольников? Общаешься с коллегами по рукоделию?

- Я дружу с сообществом мастеров Хакасии, там мы обмениваемся опытом, контактами, информацией о выставках, ярмарках и т.д. И, конечно же, состою в различных виртуальных группах, их сегодня в интернете много.

- Ты когда-нибудь считала, сколько кукол уже родилось в твоей мастерской? И куда они потом отправляются? Или все хранятся у тебя дома?

- Каждую куклу я обязательно фотографирую, так что знаю точно, сколько их у меня было. …32.

Куклы у меня, как правило, долго не задерживаются. Какие-то дарю, какие-то продаю на ярмарках, что-то делаю на заказ.

- Нередко у туристов возникает проблема, хочется купить особый уникальный сувенир в Хакасии, а выбор весьма ограничен. Между тем, немало туристов хотели бы привезти домой на память кукол. У тебя не было идеи работать именно в этой области сувенирной продукции?

- Мои первые куклы вошли в шорт-лист российского конкурса «Туристический сувенир». Для победы не хватило лишь подходящей упаковки. Мелочь, на первый взгляд, но в сувенирной продукции важно всё. В том числе и особая упаковка, тем более для кукол в национальных костюмах. Сейчас работаю над её усовершенствованием. Ведь упаковка тоже должна иметь свою историю, свой колорит, при этом быть удобной для транспортировки. К примеру, для первых кукол упаковкой служили красивые коробки, но для туриста, который бережёт каждый сантиметр багажной площади, коробка явное излишество. Поэтому сейчас думаю над мягким вариантом.

- А у тебя не было идеи создавать кукол не только в хакасских костюмах, а, скажем, в русских?

- Была! Больше скажу, изначально у меня была идея создать целую коллекцию кукол в костюмах народов, которые живут на территории Хакасии. На эту идею меня натолкнул один из наших проектов «Мы живём в Хакасии». Тогда мы делали книжку, в которой рассказывали о разных национальностях, проживающих в нашей республике, а я подумала – вот было бы интересно сделать кукол в народных костюмах! Впрочем, идея не умерла, я надеюсь, что со временем всё же удастся её воплотить. Но пока у меня появляются куклы только в хакасских национальных костюмах. Первой я сделала девочку, потом меня попросили сделать к ней в пару мальчика, и обеих забрали. Потом были другие куклы.

- Как рождается идея новой куклы? Ты заранее знаешь, какой она будет, или в процессе твоё создание начинает своевольничать, само тебя ведёт?

- С каждой новой куклой, когда ты её делаешь, появляются какие-то новые идеи, в магазинчиках находишь новые элементы, и рождается новая кукла. Когда я только начинала, думала, что сделаю одну куклу, а потом буду просто создавать копии, но вышло иначе - каждая кукла особенная, со своим характером, своим костюмом, двух одинаковых нет. Кстати, у меня на каждую куклу есть отдельный паспорт.

Вообще, думаю, так у любого мастера - ты можешь десять раз нарисовать эскиз, а в итоге получится совершенно отличное от того, что ты изобразила на бумаге. Когда я придумывала первую куклу в хакасском костюме, приятельница, которая в своё время занималась пошивом одежды, помогла мне сделать выкройку. Ведь хакасские платья имеют довольно сложный крой рукава, и нужно знать, как сделать их красивыми и элегантными. Тогда я думала, что буду и дальше пользоваться этой калькой.

Но в процессе мнение изменилось. Увидела, что можно немного модифицировать тот или иной элемент платья, во время шитья вдруг приходила идея новых украшений, включения каких-то элементов. Словом, это не поток, а постоянное творчество. К тому же, ткань ведёт себя не всегда так, как ты изначально задумывала, мех не так ложится, нюансов очень много.

Если делаешь какие-то простые детали одежды, то может и получиться так, как изначально задумывалось, но со сложными не проходит. Они живут своей жизнью.

- В 2016 году уникальную коллекцию кукол привезла из Казахстана в Абакан Елена Чурилова, выставка была в зале «Чылтыс». Помню, что ты тоже была на той выставке. Тогда коллекционер нам прочитала целую лекцию про кукол. Что это особый мир, особая философия. Когда ты делаешь куклу, испытываешь такие чувства? Вкладываешь в куклу будущие эмоции? Какой она будет – злой или доброй, умной или простушкой?

- Я делала куклы по образу кукол Татьяны Коннэ. Это дизайнер, которая придумала такие куколки, так называемые, снЕжки или тыквоголовки. Отличительная особенность – на лице есть только глазки. Меня изначально умилили такие куколки, и я до сих пор их делаю. Но сейчас я дорабатываю свою модель, хочется уже свою куклу создать.

Однако даже куклы, у которых на лице всего две точки-глазика, они по характеру получаются разными. У хакасских кукол лица прорисованные, и они тоже разные. Одна куколка, видно, почти девочка, наивная, добрая, восторженная, другая уже девушка, знающая себе цену, гордая. Лисонька, она в меха одета – надменная, взрослая женщина. Ставишь перед собой куклу и видишь, у неё есть свой характер.

Когда шью куклу, я испытываю невероятный релакс, воодушевление, вдохновение. Эмоции всегда позитивные, поэтому злых кукол у меня не бывает, да и вообще, считаю, что кукла должна нести позитивный настрой, положительные эмоции. Мне очень нравятся мои куклы, я их одеваю, расчёсываю. У меня дома на камине стоит кукла, и я периодически, проходя мимо, беру её в руки, поправляю волосы. Понимаешь, они как живые. Их хочется держать в руках, они очень приятные.

- Ты, можно сказать, начала уже отвечать на следующий вопрос, который я хотела задать: разговариваешь ты со своими куклами? Они живые для тебя?

- Наверное, это смешно, но да, разговариваю.

- В детстве ты сама любила играть с куклами?

- Очень любила. Больше того, я очень рано вышла замуж, и когда мне было 18 лет, муж подарил куклу Барби, и я ей шила одежду, наряжала её. Мне очень это нравилось. Муж был военным и специально для куклы в части сделали мебель для Барби. Так что, хоть была уже взрослой, но играла.

- Помнишь свою самую первую в жизни куклу?

- Моя первая кукла осталась мечтой. У меня бабушка всегда говорила, что подарит куклу, которую можно водить за руку, и она будет говорить: «Мама». Но такой куклы в моей жизни так и не случилось.

- У тебя сейчас дома есть куклы?

- Кукла в вязаной шапочке с малиновым помпоном, чёрными волосами и серым мишкой - это моя первая кукла. Я долго не хотела её продавать, возила с собой на ярмарки для массовки. Но однажды девочка на ярмарке прижала её к себе и не захотела с ней расставаться. Сейчас у меня в наличии три куклы: две хакасочки и снегурочка.

- Мне кажется, что каждый мастер рано или поздно приходит к состоянию, когда хочется передать свои знания, умения ученикам. У тебя пока ещё не возникало желания открыть свою школу или проводить мастер-классы?

- Надо понимать, что изготовление куклы – очень дорогое удовольствие, материалы стоят космических денег. Желание передать опыт есть, но с возможностями пока не очень.

В прошлом году я разработала программу мастер-класса по изготовлению кукол. А закончилось всё смешно и грустно. Люди проявляли интерес, хотели записаться, но узнав стоимость, отказывались. В стоимость мастер-класса закладывается аренда помещения, материалы, моё время, в итоге получается цена выше средней по мастер-классам в нашем регионе. Так что пока с передачей опыта никак.

- А сколько стоит кукла?

- Я продаю по себестоимости, по сути, беру только за материалы. Всё же мастер я ещё начинающий. Так что цена порядка двух с половиной тысяч рублей.

Недавно шла по Красноярску и в одном салоне увидела куклы, которые очень похожи на мои. Зашла узнать цену – они стоят восемь тысяч.

Так что на куклах я не зарабатываю, это просто удовольствие.

- Были какие-то запоминающиеся случаи, связанные с куклами?

- Как-то была интересная история. Я обычно на ярмарках ремёсел провожу лотереи и главный приз – кукла. Что примечательно, люди недоверчивые, сомневаются, что на самом деле среди призов есть и кукла. Однажды на Тун Пайраме ко мне подошла женщина. Стоит, смотрит на билеты лотереи, и так грустно говорит: «А я никогда не выигрываю. Мне всегда не везёт», но всё же билетик взяла. Разворачивает, читает таким же грустным голосом: «Кукла»… И вдруг как закричит, чуть не на всю поляну: «Кукла!! Я выиграла куклу!»

Несколько раз на «Ночи в музее»  ко мне подходили парень с девушкой. Раз выиграли какую-то мелочёвку. Во второй раз забрали сушёные апельсины, я специально делаю чипсы к ярмаркам. А на третий раз вытащили билетик с «куклой». Вот такие дела бывают. Надо верить!

- Уже есть идеи новых кукол? Чего ждать интересного?

- Сейчас работаю над созданием брендированных кукол. Есть предприятия, которые своим партнёрам дарят подарки. Но ведь хочется не просто какую-то кружку с логотипом вручить, а сделать нечто особенное. Представь, как интересно получить в дар куклу, костюм которой сразу укажет на определённую компанию! И некоторые предприятия уже проявляют интерес. Уже сделаны первые куклы.

Крупные заказчики хотят массовость изделия и меньшую стоимость. Я подумала, что можно уменьшить размер, тем самым сэкономить на материале. Но начала работать и поняла, что это выйдет значительно дороже. Дело в том, что шить маленькие предметы сложнее, чем большие. Так что пока идея не нашла реального воплощения. Но буду думать, работать дальше. Хотя, по большому счёту, авторская кукла не может быть массовой. Но если вспомнить историю Катрин Крузе, то всё возможно.

- За минувший год плотного общения с куклами, какие главные открытия ты сделала? Что-то новое в себе увидела?

- По сути, когда ты разговариваешь с куклой, ты говоришь сам с собой, причём, предельно честно. В жизни мы далеко не всегда можем так поговорить, а кукла помогает откровенности. Ты задаёшь ей вопрос, и в  голове возникает ответ, честный ответ, и ты начинаешь что-то лучше понимать в себе.

Вообще, мне кажется, что любое творчество помогает человеку раскрыть какие-то внутренние, глубинные стороны, лучше понять свои желания. Скажу так, это не всегда легко, но иногда очень нужно откровенно поговорить самой с собой.

В преддверии весны поздравляю милых, добрых и очаровательных дам, девушек и девочек! Пусть всё невозможное для вас станет возможным, а жизнь будет полна приятных сюрпризов и радостных событий. Больше романтики, нежности и любви желаю вам в канун 8 Марта! Всегда оставайтесь собою, чаще улыбайтесь, вдохновляя своих родных и близких!

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива
Светланы ГЕРАСИМЕНКО

Анна КОРПЕНКО, при содействии ОМВД по Черногорску

«ЧР» № 15 от 28 февраля 2023г.

 

Новости по теме: