Шахтёрская каска и бивни мамонта

Дата публикации: 10.01.2023 - 11:40
Просмотров - 421

Впервые о музее шахтёрской славы Кольчугинского рудника я услышала восемь лет назад. Тогда, в августе 2014 года, на Кузбассе состоялась первая шахтёрская олимпиада СУЭК. В Ленинск-Кузнецкий, а именно там и расположен музей, и проходила олимпиада, съехались шахтёры из всех регионов присутствия Сибирской угольной энергетической компании. План мероприятий был более чем насыщенный, и когда мы, журналисты, прочитали, что предстоит экскурсия в музей, то, признаться, недоумённо пожали плечами – большинство из нас спускались в работающие шахты, так зачем нам музей?

Но график составлен, надо ему следовать. Так я впервые оказалась в Ленинск-Кузнецком музее на шахте им. А.Д. Рубана.

 

Первое, что поразило – музей создан в здании бывшей шахты, точнее, в клетевом стволе. Главное – что это настоящий шахтный копёр, не один десяток лет клеть опускала шахтёров в выработки, поднимала на поверхность. Экспонаты нового музея, а он открылся в 2013-ом, настоящие, бутафории нет совершенно. И это сразу захватило, захотелось больше узнать о музее. Тем более, что нашим проводником была руководитель Елена Чикурова.

Интересна история создания музея шахтёрской славы, ведь инициаторами выступили школьники! Да-да, ещё в 2011 году преподаватели гимназии со своими учениками и сотрудниками шахты им. А.Д. Рубана разработали капитальный проект будущего хранилища истории и предложили его генеральному директору АО «СУЭК» Владимиру Рашевскому. Руководство компании не просто поддержало идею, а и предложило создать музей всего Кольчугинского рудника, ведь отсчёт угледобычи там начался ещё с 80-х годов 19 века.

К делу подошли серьёзно и творчески. Конечно, техника безопасности не позволяла устроить экспозиции в выработках, но сотрудникам удалось создать удивительную атмосферу шахты, причём шахты старой, когда об очистных комбайнах, анкерных креплениях и ленточных конвейерах слыхом не слыхивали. Почти вся работа велась вручную, своды выработок крепили брёвнами, по забоям ходили с массивными и не очень-то удобными лампами.

Но первое, что видит гость музея – это огромный зал с ярко выделяющимися плакатами: «Даёшь стране угля!», «Вчера – рекорд, сегодня – норма!» и фотографии. Сотни портретов шахтёров смотрят на тебя со всех сторон. Как рассказывала Елена Чикурова, многие посетители надолго остаются в этом зале, рассматривая фотографии и отыскивая лица родных людей.

- Мы понимали, что музей, конечно, должен быть представлен машинами, техникой, оборудованием, - говорила Елена Чикурова, - но всё же главное внимание хотели сосредоточить на человеке, на шахтёре, поэтому появилась идея создать фотолетопись.

Надо сказать, что позже, по мере развития музея, шахтёроцентричность только увеличивалась. Минувшей осенью вместе с победителями конкурса журналистского мастерства «СибирьПРО» мне вновь довелось побывать в этом музее, так что могу сравнивать, каким он был в 2014 и каким стал в 2022-м. Путь был пройден огромный, нового в музее появилось немало, и самое главное – всё настолько органично сочетается, что ты буквально погружаешься в историю.

В зале фотолетописи добавились аудиоролики, старые шахтёры рассказывали о своей работе. Интересная находка – особый телефон. Мало того, что это очень старый аппарат, к нему прилагается список номеров. И в самом деле, можно снять трубку и позвонить, например, лампоносу Ефимке или подземному домовому Щукину, а то и вовсе – императору Александру Третьему. И что удивительно, вам ответят! Каждый расскажет свою небольшую историю.

Взрослые гости с удовольствием слушают голоса далёких собеседников, что уж говорить о детях! Те вовсе готовы часами набирать всё новые номера. Тем более, что многие из ребят впервые звонят по такому непривычному телефону и далеко не каждый знает, как крутить циферблат.

Путь в следующий зал настраивает на особый лад. Во-первых, каждому посетителю выдают настоящую шахтёрскую каску, без неё дальше нельзя.

- Мы воссоздали систему крепи, которая была сто лет назад, и как оказалось, многие гости так увлекались, рассматривая экспонаты, что ударялись головами о стены, - улыбаясь, вспоминает Елена Чикурова, - так что каска у нас предмет необходимый. И, конечно, на наших предприятиях особое внимание уделяют соблюдению техники безопасности. Поэтому каска обязательна. Впрочем, посетителям, напротив, интересно надеть её, почувствовать себя настоящим шахтёром.

 Идешь под деревянными сводами, смотришь на фотографии, информационные таблички, экспонаты, и всё больше проникаешься атмосферой. Так и чувствуешь, как сотни метров земли давят на деревянные своды, как трещит кровля.

- А вот это наш лампоносец Ефимка, - говорит руководитель музея, - возле него очень любят фотографироваться дети. Правда, никак не могут поверить, что сто с лишним лет назад их ровесники по половине суток проводили под землёй, работая вместе со взрослыми. Ведь лет с 10-11 мальчики уже помогали семьям, каждый ребёнок носил шахтёрам по десять и больше ламп. А ведь каждая такая лампа весила килограмма полтора. Возьмите в руки, поднимите.  

Берёшь в руки заслуженную лампу, понимаешь, что это тебе не с современным фонариком ходить – тяжело и неудобно! И с трудом представляешь, как дети таскали по выработкам пудовый и крайне негабаритный груз.

- Мы хотели сделать наш музей живым, чтобы посетители могли прикасаться к экспонатам, пробовать ими поработать, - продолжает Елена Чикурова. – К нам приходит много школьников и это очень важно, чтобы они поняли, каков на самом деле труд шахтёра, почему эта профессия особая. А познакомятся с нашим Ефимкой или Зиной – и уже в глазах рождается понимание, как это было.

Зина - ещё один почти живой персонаж музея – девушка-маркшейдер. Посмотришь на форму одежды, прикинешь, как бы ты себя чувствовал в ней, возьмёшь в руки оборудование – тяжёлое и громоздкое, и поймёшь, да, труд шахтёра лёгким не был.

Большой интерес вызывают древние находки, которые обнаруживали шахтёры в толще земли. Вот настоящий бивень мамонта, а вот окаменевшие куски дерева, которым миллионы лет!

Проходишь чуть дальше – и видишь вымпелы, плакаты советских времён. Ещё немного - и новая эпоха: на рельсах сидит шахтёр, рядом каска. Это особый период в жизни страны. Забастовки 90-х, развал промышленности, тотальные неплатежи, резкое обнищание людей – об этом тоже надо помнить.

Не знаю, как других посетителей, но меня особо поразил зал, посвящённый Великой Отечественной войне. На стене экран, каждую секунду всплывает новое имя. Всего 4982 фамилии – это список погибших на войне шахтёров. Дальше экспозиция, рассказывающая о боевом пути 376-й Краснознаменной стрелковой дивизии, которая встретила День Победы в освобожденной Латвии. Подлинные письма, награды, пробитая осколком каска, снаряды.

В кинозале нам показали хронику военных лет. Фильм специально создали для музея шахтёрской славы. На трёх экранах документальные кадры: звуки боёв, разрывы снарядов и вой бомбардировщиков. Не знаю, сколько длился видеоролик, слишком ошеломляет он, воздействие сильнейшее. Особенно на фоне специальной военной операции. Смотришь на съёмки тех лет и не верится, что спустя семь десятков на Украине вновь поднял голову нацизм.

- Детям мы фильм не показываем, - говорит Елена Чикурова, - а взрослым посетителям - да. Ни разу не видела, чтобы человек остался равнодушным. Создатели фильма пробуждают в каждом массу чувств. И это тоже очень важно – нельзя забывать о Великой Отечественной войне, нельзя допустить, чтобы фашизм, нацизм вновь стали популярными идеологиями.

Каждый год в музей шахтёрской славы Кольчугинского рудника приходят тысячи посетителей. Это и группы местных школьников, и приезжие из других регионов России. Впрочем, география гостей давно уже перешагнула пределы нашей страны. На карте мира значками показано, откуда приезжали туристы – Европа и Азия, обе Америки, Африка, Австралия.

И недаром, практически сразу после открытия музей шахтёрской славы был признан одним из лучших в России, стал призёром  II Всероссийского конкурса «Корпоративный музей».

С каждым годом экспозиции становятся всё более разнообразными, изменяется центральная площадь возле шахты Рубана. А ведь Ленинск-Кузнецкий не особо отличается от Черногорска. Населения чуть больше, но и только. Однако создание музея придало городу новое качество. Жители города гордятся этим хранилищем памяти о шахтёрском деле, сложно найти ребёнка, который бы ни разу не был в музее.

- Музей развивается, есть новые идеи, и важно то, что помогают нам строить музей горожане, - рассказывает Елена Чикурова. – Про сбор экспонатов впору создавать отдельную экспозицию. Ведь почти всё, что у нас есть, приносили горожане, присылали из других регионов страны. Что-то мы отыскивали сами на предприятиях. Я уверена, что в такой музей, как наш, нужно приходить не по разу, ведь каждый раз ты открываешь для себя что-то новое.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 1 от 10 января 2023г.

Новости по теме: