Колокол Транссиба

Дата публикации: 10.11.2022 - 11:12
Просмотров - 303

Бам…

Гулкий звон разносится под высокими сводами старого здания комплекса железнодорожного вокзала в Омске.

Бам…

Кажется, что дрожь от вибрирующего станционного колокола через язык и верёвку проникает в меня, и мы звеним уже вместе.

Бам…

Третий удар – сигнал к отправлению поезда. Как и сто лет назад верный колокол будит в душах пассажиров предвкушение поездки, встреч с неведомыми местами и пейзажами за окнами вагона.

Это счастье – пробить трижды в старинный станционный колокол, выпало мне в музее революционной, боевой и трудовой славы омских железнодорожников, куда я попала благодаря пресс-туру конкурса журналистского мастерства «Сибирь.ПРО». Пожалуй, если бы ещё до визита в музей сказали, что оттуда придётся буквально силой меня вытаскивать, настолько интересно там было, то вряд ли бы поверила. Всё же хоть и люблю музеи, но железнодорожный… Много ли там может быть интересного?

Оказывается – много. Если создатели музея, собиратели коллекций, творцы экспозиций с любовью подходят к своей даже не работе, а делу жизни, то и результат получается впечатляющий.

Омский музей железной дороги был создан более полувека назад. Начинался с небольших выставок памятных вещей, фотографий, элементов оборудования железных дорог, и со временем разросся в полноценное собрание реликвий. А ведь история железной дороги в Омске – это особая страница в жизни нашей страны. Легендарный Транссиб проходит через этот город. Как следствие, видел Омск строителей дороги 19 века, принимал поезда белочехов и войск Уфимской Директории в 1918 году, пропускал через станцию теплушки большевиков, а меньше, чем через четверть века отправлял дальше на восток составы с эвакуированным оборудованием и людьми. А ведь были ещё БАМ, большие стройки послевоенного периода – и мимо Омска никто не проехал. Транссиб – одно слово.

Ещё в школе, помню, запали в душу строчки из стихотворения Николая Некрасова «Железная дорога»:

Прямо дороженька:

                       насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то

      всё косточки русские…

Сколько их!

Ванечка, знаешь ли ты?

Правда, те строки были посвящены другой железной дороге, лет на тридцать старше, но строительство Транссиба тоже было очень тяжёлым. В снег и дождь, жару и стужу вручную прокладывали трассу, забивали костыли, возводили мосты. И о тех событиях сохранились свидетельства в омском музее.

Старый станционный колокол, к слову сказать, тоже очевидец.

На стенах музея висят портреты. Всматриваюсь в лица. Император Александр Третий. Именно он подписал указ о строительстве Транссиба.

Гарин-Михайловский, Белелюбский, Михайловский, Куломзин – имена инженеров и руководителей дороги навсегда вписаны в историю страны.

Четверть века строили дорогу, официальный ввод в эксплуатацию – 1916 год. За это время были проложены рельсы на расстоянии 8,3 тысячи километров! Даже сегодня, когда техника практически полностью заменила ручной труд, в мире нет более длинной магистрали. Что уж говорить про те времена. Но смогли, выдержали, соединили запад империи с востоком.

В экспозиции хранятся старые инструменты, которые использовались при строительстве дороги. Тяжеленный измеритель рельсовой колеи, не менее тяжеленное кайло, лопата, тачка – с помощью этих простейших вещей наши предки смогли проложить уникальный Транссиб.

Редкая коллекция шильдиков железнодорожных вагонов заставляет замереть – да тут только одни имена заводов приводят в состояние восторга, история ожила! «Акционерное общество Сормово, 1902 год», «Русско-Балтийский вагонный завод, 1911 год». А вот и «Государственный завод Красное Сормово, 1928 год».

Ещё табличка – и ответ на вопрос: чей же Киев! «Южно-Русский завод. Киев. 1911 год».

Согласитесь, более чем увлекательное путешествие в прошлое.

Поверьте, о каждом экспонате музея можно было бы написать отдельный материал, настолько интересны и ярки эти предметы. У каждого своя богатая история, порой смешная, порой трагичная.

Не могу не рассказать ещё об одной реликвии, которая хранится в музее. Возле неё я тоже надолго замерла, пытаясь в очередной раз представить, как жил, и главное, как выжил блокадный Ленинград. На витрине под стеклом лежит обыкновенная разделочная доска. Когда-то её вырезал из куска дерева столяр. Впрочем, он наверняка изготовил за свою жизнь не один десяток таких предметов домашнего обихода. И всё же эта – особая.

Вглядитесь в надпись на доске.

«1941. Зима. Голод. На этой доске мы резали хлебушек».

Мороз по коже. От жёстких, страшных слов «зима», «голод» и… ласкового до жути «хлебушек».

- Эта доска была вывезена из блокадного Ленинграда эвакуированной женщиной, которая сопровождала истощавших детей, - рассказывает   заместитель начальника отдела по сохранению исторического наследия ЗСЖД на станции Омск Маргарита Пархоменко. – Позже она работала у нас на дороге и передала в музей доску, чтобы помнили, как это было.

Чтобы помнили…

Именно для того, чтобы современные люди помнили, и работает железнодорожный музей Омска. Он рассказывает о тяжёлом, но, в конце концов, успешном строительстве Транссиба. О страшном времени Гражданской войны, которая не должна повториться, но, увы, сейчас идёт на Украине. О мерзостях и бесчеловечности фашизма и силе духа советских людей, которые смогли победить в той жуткой войне. А ещё о железной Дороге Победы.

Об этом редко вспоминают, но зимой 1942-1943 гг. на льду Ладожского озера было построено восемь километров ж/д путей, по которым уже ездили поезда. Впереди оставалось строительство ещё 27 километров, чтобы полностью связать Ленинград и большую землю,  но 18 января Красная Армия прорвала фашистское кольцо, блокада была снята и необходимость строительства отпала.

Точнее, отпала нужда в рисковой дороге, проложенной по льду. Пути провели по освобождённому берегу. Но железнодорожники ежеминутно подвергались опасности. Ведь Дорога Победа шла совсем рядом с линией фронта, обстрелы были постоянными, и всё же благодаря героизму путейцев, машинистов, кондукторов спасены были тысячи жизней ленинградцев.

Хотя в музее экспонируются тысячи предметов, не забыли в нём и о современных технологиях. На мультимедийном столе можно пройти тесты на знание истории Великой Отечественной войны. Через специально созданное мобильное приложение можно попробовать свои силы в квесте о железной дороге в Омске. В небольшом кинотеатре посмотреть документальные фильмы, рассказывающие о прошлом Западно-Сибирской железной дороги.

- Детям особо нравится пользоваться мультимедийным оборудованием, - говорит Маргарита Пархоменко. – Так они лучше усваивают рассказанное. Одновременно видят или даже трогают руками экспонаты, и тут же читают или смотрят о них в гаджетах. Ведь для нас важно не только сохранить материальное наследие, но и передать память о нём, о событиях, о людях подрастающему поколению. 

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 86 от 10 ноября 2022г.

Новости по теме: