«Сына люблю… но пью»

Дата публикации: 03.11.2022 - 16:16
Просмотров - 182

Главная забота органов опеки и попечительства – быть начеку в отношении детей, которых принято называть социально незащищёнными. Особенность работы – в том, что, допустим, ещё вчера дети в какой-то семье жили нормально, условия были приемлемыми, а сегодня или завтра всё может измениться в худшую сторону, и этот момент пропустить нельзя.

Не оставлять детей один на один со взрослыми, страшными проблемами – одна из главных задач специалистов отдела опеки. Эту мысль подчеркнула начальник отдела опеки и попечительства Нелли Владимировна Ашихмина. С ней – наше интервью.

 

- Времена круто изменились, а поменялось ли что-нибудь в работе отдела опеки и попечительства?

- Цели и задачи – те же, что стояли перед нашим отделом всегда: не допустить, чтобы страдали дети, вовремя выявлять тревожные адреса. Кроме того, держать в поле зрения потенциально опасные семьи, знать, как там обстоят дела. Наша работа – не только в спасении ребятишек, но и в том, чтобы проводить профилактические рейды, беседы в семьях. Если кто-то прислушается, прекратит движение по наклонной, - огромная победа.

- Соседи, воспитатели детсадов, учителя, просто неравнодушные люди могут к вам обращаться, если замечают «что-то не то» с ребятами, с подопечными?

- Да, конечно. По любому из обращений, сделанному по телефону или в письменной форме, разбираемся, выезжаем, причем нередко – вместе со специалистами других служб города.

- Неблагополучных семей в Черногорске становится меньше или больше?

- За полтора года, увы, их стало практически в полтора раза больше. Но есть семьи, которые вскоре после выявления и постановки на учёт, после активной работы с ними (навещаем, разговариваем, помогаем, если нужно) - снимаем с учёта, поскольку они начинают исправляться. Процент таких семей тоже увеличивается, профилактическая работа даёт результаты.

Иногда приходится забирать детей из тяжёлой, пьяной, невыносимой атмосферы их семей. А когда это происходит, родители нередко через день-другой приходят к нам со слезами на глазах и просят, чтобы вернули «Лёшку, Анечку» …

Перед возвратом, убедившись, что родители к этому готовы, что они многое поменяли в жизни, ещё раз обследуем жильё, бытовые условия. И только после этого возвращаем детей в семью.

- А куда определяете детей из их родных семей, в случае необходимости?

- Ребят с полутора лет - в детский сад "Теремок", детей школьного возраста - в Центр для несовершеннолетних. Если дети имеют заболевания, отвозим их в больницу для обследования и дальнейшего лечения.

- Что касается лишения родительских прав, как действуете?

- Это, конечно же, самая крайняя мера, которой всякий раз хочется избежать. Только вот не всегда получается. Тогда представитель органа опеки выходит с исковым заявлением в суд. Решение принимает именно суд, где в ходе заседания выслушивают все стороны, все мнения – слишком уж чувствительная тема, особенно – для детей. Все ребятишки тянутся к родителям, какими бы они не были, верят им, надеются на хорошее.

- Лишённые родительских прав могут ли восстановить их?

- Могут, такая практика есть. Вот сегодня суд восстановил в правах папу одного из мальчишек. Он убедил суд, что многое для этого сделал – нашёл постоянную работу, беспокоится о ребёнке, знает, что происходит с ним в детсаду.

- Ох уж это семейное неблагополучие… Из-за безалаберности родителей страдает детвора.

- В таких семьях уходит на второй план или исчезает совсем главная их функция — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. А исправить ситуацию бывает слишком поздно. Одно зло порождает другое. Каких только случаев не было! Что только не приходилось видеть всем, кто непосредственно занимается этим вопросом! Забираем детей из семей, когда их жизни и здоровью угрожает реальная опасность.

Противоречащие здравому смыслу объяснения порой дают такие родители на комиссии по делам несовершеннолетних: «Сына люблю, но пью», «Загулял маленько», «Подумаешь, выпила, что тут такого», «Я детей не бросала, недавно ко мне приезжали» (и это когда младшему ребенку всего полтора года). В таких случаях материнский или отцовский инстинкт, скорее всего, отсутствует напрочь, и ждать, что он проснется, наверное, бесполезно.

Бесконечные протоколы, объяснительные, штрафы. Некоторых родителей вызываем на комиссию не раз в течение года, но они продолжают вести прежний образ жизни, ничего не меняя. А бывает, дети, которые когда-то испытали на себе все «прелести» такой родительской заботы, повзрослев, сами становятся такими.

Сегодня основные причины постановки на внутриведомственный учет — злоупотребление родителями спиртным, уклонение от обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, неблагоприятные условия для проживания несовершеннолетних, попустительский стиль воспитания, наличие внутрисемейных конфликтов, ограничение в родительских правах и т.д.

Что мешает горе-родителям кардинально изменить собственную жизнь? Задумывались ли они когда-нибудь над тем, насколько ранимая детская психика? Дать жизнь ребенку, чтобы потом издеваться над ним?!

Результаты работы с семьями, состоящими на учете, ежеквартально анализируем на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также два раза в месяц отслеживаем на совещаниях рабочей группы при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

- Расскажите, как обстоят дела с опекой, попечительством, усыновлением детей.

- Под опеку и попечительство берут довольно много детей. Опека оформляется на ребят до 14 лет, а попечительство – с 14 до 18 лет. Обычно опеку и попечительство на своих внуков оформляют бабушки и дедушки, если дети теряют родителей. Ребёнок не должен находиться без присмотра, заботы взрослых. Если нет такой возможности у бабушек, дедушек, тогда детей берут на попечение чужие люди. Сегодня на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в приемных семьях, назначаются ежемесячные выплаты на предоставление полного государственного обеспечения.

- А что с усыновлением?

- Желающих усыновить в городе довольно много, но детей, которых можно усыновить, немного.

В целом 90% ребят определяем в семьи. Взрослые при этом проходят школу замещающих родителей.

Служба сопровождения замещающих семей оказывает психологическое сопровождение в базовых, кризисных или в экстренных случаях детям, оставшимся без попечения родителей, и их семьям. При этом тесно взаимодействуем со специалистами детсадов, школ. Педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных организаций предоставляют информацию в службу сопровождения отдела опеки и попечительства два раза в год. Да и неформальное взаимодействие налажено, это просто необходимо.

- Вы следите за тем, чтобы жильё или доли в квартирах, домах у детей, которые подрастают без родителей, оставались в целости, сохранности?

- Да. Есть специалист, который работает именно по проблемам сохранности жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводим проверки по этому направлению, за 9 месяцев года было проведено 86 проверок. В этом году нуждающимися в жилом помещении признаны 23 ребенка в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №84 от 3 ноября 2022 г.

 

 

Новости по теме: