Жестокость

Дата публикации: 04.10.2022 - 11:26
Просмотров - 416

Что-то страшное происходит в последнее время. И речь идёт не об украинских событиях, не о сложной экономической ситуации, а жизни обычной, рядовой.  Одна за другой по соцсетям разошлись истории – то грибники нашли в лесу завязанный мешок, в котором лежала живая собака, то отдыхающие обнаружили обмотанную скотчем коробку, в которой еле шевелился маленький пёсик, то охотник на безлюдном острове обнаружил десяток собак, привязанных цепями к деревьям, без пищи и воды.

В голове не укладывается, как можно обречь на долгую и мучительную смерть живое существо? Как можно не просто выбросить надоевшее животное, а даже не дать ему шанс на спасение?

Это сделали люди?

Нет, язык не поворачивается назвать мерзавцев людьми.

Не буду утверждать, что каждый, кто способен на жестокость по отношению к животным обязательно будет жесток и с собратьями по человечеству, но жизнь показывает, что очень часто такая связка существует. Потренировался на кошках и собаках, затем перешёл на людей. А что такого? Ведь главное собственное удобство и собственная драгоценная, неповторимая жизнь.

Когда писала этот материал, через соцсети пришло сообщение. Читаю строки и не верю. Не понимаю. Неужели такое возможно?!

Судите сами. Это рассказ не из далёкого, жестокого прошлого, не из неведомой дали, где царят непонятные нам нравы, это история, которая произошла рядом с нами, у кого-то на глазах, в нашем городе.

«30 сентября в 14.40 на остановке «Горгаз» в Аэродромном неизвестная женщина толкнула в спину и сбросила с автобуса инвалида 2 группы со словами: «Быстрее идти можешь!»

Сбросила и спокойно ушла.

Спокойно закрыл двери и уехал водитель 105 маршрута.

Спокойно поехали дальше пассажиры автобуса. Как-то ни у кого из них не возник вопрос, а что там со сброшенным человеком, который лежит в грязи на остановке.

А парень с глубоким ДЦП еле встал и с болью дошёл до дома. Его отвезли в травпункт. Переломов нет, ушибы. И, слава Богу!

Но люди, больные равнодушием - это позор общества! Вот мы все живём в этом маленьком городе. И среди нас живут такие люди с особенностями здоровья. Их много, но они не жалуются, не стоят с протянутой рукой, а стойко идут вперёд, стараясь вносить посильный вклад в жизнь общества.

Вот как этот парень, что каждый день ездит на работу убирать территорию Хакасвзрывпрома. И он не в первый раз слышит брошенные в спину слова: «Не можешь нормально ходить, езди на такси».

Вы видели дворников-инвалидов, разъезжающих на такси? Откуда в обществе столько жестокости? Или мы уже не русские люди, что славились во все времена своей терпимостью и добротой? А.П. Чехов сказал, что «равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Это не мимолетное состояние, а свойство характера, уничтожающее душу. И эти бездушные живут среди нас в нашем городе и прикидываются людьми».

Был в 19-м веке немецкий философ Ницше, этическое учение его довольно сложно, зато тексты вполне читабельны, по крайней мере, на первый взгляд кажется, что разобраться в них легко. Также легко понять принципы, которые он транслировал обществу.

Не буду углубляться в философскую тему, лишь напомню одно из известных изречений: «Падающего – толкни». Читатели Ницше, не особо отягощённые страстью к раздумьям, тут же сделали простой вывод: раз нужно стремиться стать сверхчеловеком, умным, сильным, успешным, значит, дозволено на своём пути сметать всё и всех. Мешает собака – вышвырни на улицу. Мешает человек – и его прочь в сторону!

Недаром идеи Ницше были весьма популярны у идеологов немецкого фашизма и нацизма. Помнится, Гитлер весьма активно продвигал идею уничтожения слабых и больных. Правда, Нюрбергский трибунал официально признал германский фашизм и национализм преступными организациями, а вместе с этим и изуверский подход к делению людей на первый и второй сорт.

Тогда казалось, что человеконенавистническая идеология окончательно исчезла из нашей жизни. Но мы видим, как поднял голову нацизм на Украине, как волны ненависти захлёстывают страны.

Можно было бы сказать, мол, а мы-то тут причём? Это где-то там.  А у нас живут хорошие, добрые люди.

Ан нет, не получается. Ведь это они «хорошие, добрые соседи», которых мы, возможно, встречаем на улице, или даже в подъезде, походя пинают щенка, выталкивают из маршрутки инвалида. А даже если лично не совершают таких активных действий, то своим молчанием, равнодушием, по сути, поддерживают нелюдей.

Да, женщину, которая вытолкнула инвалида из маршрутки, можно назвать массой негативных определений. И это будет заслуженно. Но как назвать пассажиров? Как назвать водителя? Ведь эти люди не вступились, не помогли, а равнодушно прошли мимо – пусть валяется лишний человек, нечего смущать здоровых граждан своей ущербностью!

Не так давно ушёл из жизни замечательный писатель Владислав Крапивин. Не одно поколение выросло на его книгах. Знаю немало людей, для кого повести Крапивина стали маяком в жизни – каким быть, на кого равняться, как вести себя. В самом деле, вспомнишь «Журавлёнка и молнию», «Трое с площади карронад», «Алые перья стрел» - и хочется быть лучше, чем ты есть, стремиться к умному и доброму.

 В 90-е годы у Крапивина вышла книга «Бабушкин внук и его братья». В ней уже, увы, злого и жестокого было на порядки больше, чем в повестях советского времени. Да и понятно, какое время, такие и книги. В «Бабушкине внуке», помню, поразил фрагмент:

«- Завершает наш выпуск спортивная информация...

Завершается выпуск, завершается день. Взрослые дяди провели его лихо, поразвлекались как умели. Тёти тоже. Сенсация дня: молодая женщина, чтобы отомстить подвыпившему мужу, утопила в пруду трех своих детей. Старшему было три года. Врачи говорят: совершенно нормальная... Конечно, нормальная! Все нормальные...

А что на другом канале? Хрюша!

— Спокойной ночи, девочки и мальчики!

Баю-бай, должны

                            все дети

Крепко спать.

Баю-баю, завтра будет

День опять...

 Будет, будет. Сколько еще девочек и мальчиков постреляют, утопят и взорвут? И старших братьев. Баю-бай...

- Алик! В холодильнике банка с молоком. Ты, наверно, голодный...

«Пейте, дети, молоко - будете здоровы... Ешьте шоколад «Мильки Вэй»! В нем столько коровьего молока, что он, того и гляди, замычит!» Помычим, девочки и мальчики? М-му-у...»

Ешьте, дети, карамель «Чупа-чупс» и никого не бойтесь. Дяди и тети — они же нормальные. Только немножко озверелые...

Озверелые люди.

Озверелый мир...

Оз... м-м...»

Эти три буквы – ОЗМ, в своё время ворвались в сознание жутью – неужели теперь мы будем жить в новом мире? Озверелом, мёртвом, жестоком?

С годами волнение успокоилось – да, не рай на земле и даже не преддверие, но вроде бы и не ад. Злодеи есть, но не сказать, чтобы в фаворе. Милосердие, пусть и не норма жизни, но добрых людей хватает.

И всё же грызло – слишком уж неустойчивое положение, кажется, чуть толкни и посыпется внешнее приличие с призывами к толерантности, как осенние листья с деревьев. Ведь если нет твёрдого стержня, чёткой, недвусмысленной идеологии, когда зло, жестокость, равнодушие, эгоизм считаются неприемлемыми для общества, то сложно ожидать атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Если в обществе царит убеждение, что главное в жизни стать лидером, добиться успеха невзирая на конкуренцию, что пройти по головам более слабых незазорно, смешно ждать добровольного милосердия. Не воспитали его. Если в школе, дома, с экранов ТВ непрерывно идёт пропаганда личного счастья, эгоизма как нормы жизни, то такие случаи, как те, о которых мы сегодня говорили, увы, будут множиться.

И ещё – общественное осуждение, конечно, важно, но его одного всё же мало. Необходимо, чтобы на защиту морали, нетерпимости к жестокости, соблюдению законов (а все перечисленные случаи подпадают под нарушение законов Российской Федерации, и на мой взгляд, могут квалифицироваться, как уголовно-наказуемые деяния) встала государственная машина. Чтобы полиция находила живодёров и мучителей, чтобы суды давали реальные сроки, чтобы наказание было действительной мерой, а не пустыми строками в очередном своде норм и законов.

На странице черногорского общества инвалидов одна из участниц оставила комментарий, читать который без дрожи нельзя. Не хочется верить, что мы обречены, но если такие истории, становятся нормой, то в «светлое будущее» нам точно не дойти.

 Валентина КОРЗУНОВА

НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ

Светлана В.:

«У меня тоже ДЦП, и когда ещё в детстве шла со школы, мне часто говорили, осуждали, что я пьяная, зачем напилась!!!

Иногда плакала от обиды, иногда не обращала внимания. Но всегда верила и говорила сама себе: «Хороших людей все равно больше!» И они рядом со мной - в школе, во дворе, в семье!

Прошло уже 30лет, много говорят о толерантности. Но такие равнодушные, озлобленные люди все равно попадаются в нашей жизни. Но все идёт из семьи! Если родители прививают детям уважение, доброту, такие люди никогда не сделают подлость. А кто делает, вернётся бумерангом! Хорошо, что есть общество инвалидов, состою в нем уже 25лет. Знаю, что там всегда найду поддержку и понимание!»

«ЧР» №75 от 4 октября 2022 г.

Новости по теме: