Путешествие к менгирам прекрасно… и очень дорого

Дата публикации: 21.09.2022 - 10:13
Просмотров - 197

Последние два с половиной года оказались довольно сложными для любителей цивилизованного отдыха. Зарубежные турпоездки то полностью становились недоступными, то нужно было успеть проскочить в небольшой временной разрыв. Туры по России, увы, далеко не всем были по карману. Как ни крути, а Турция или Вьетнам зачастую обходятся гораздо дешевле, чем поездка, скажем, в Анапу. Да и, что скрывать, уровень обслуживания за рубежом повыше.

Конечно, можно поездить и по Хакасии, у нас есть что посмотреть, где отдохнуть, вот только цивилизованный отдых может встать в такую сумму, что проще опять же в Анталию слетать.

О том, как развивается туризм в Хакасии, что делается для того, чтобы он стал доступным и качественным, журналисты республики поговорили с начальником отдела департамента развития туризма Минэкономразвития РХ Еленой Кисуркиной.

 

РЫВОК

- О необходимости развития туризма в республике говорят давно, а что конкретно сделано в этом направлении?

- Последние три года Хакасия занялась активным развитием туризма, причём на разных уровнях – и в республике, и на российском уровне. И мы видим, что ни год, то у нас проводятся крупные мероприятия.

Весной прошлого года мы провели первый туристический форум «Сибирь. Притяжение». На него приехали замечательные спикеры – глава межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) Геннадий Гусельников. Депутат Госдумы Светлана Максимова, директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко, заместитель генерального директора компании ANEX Tour Яна Муромова.  Вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Наталья Осипова, вице-президент - исполнительный директор ОСИГ Алексей Волков, замминистра туризма Тверской области Надежда Выскубова, разработчик бренда «Хакасия - земля пяти стихий» Алексей Дружинин, проректор РГУТИС Наталья Платнова с преподавателями вуза и другие участники форума.

Отмечу, что Наталья Осипова была у нас на бизнес-форуме, представляла туристическую площадку, она наш бессменный модератор.

И мы заметили, что Хакасию знают в стране, о ней слышали далеко за пределами региона, и уже не путают нас с Абзахией. Причём, это было ещё до того, как мы представили маршрут «Сибирские каникулы».

На петербуржском международном форуме мы презентовали наш национальный маршрут «Сибирские каникулы». Это межрегиональный туристический тур, в него вошли территории Хакасии, Тувы и Красноярского края. Что примечательно, Ростуризм доверил формирование маршрутов именно Хакасии. Принимающим туроператором у нас был «Дискавери», для федеральных СМИ мы организовали пресс-тур по республике.

Надо сказать, что взгляд со стороны помог нам лучше понять наши слабые места. Например, мэтр российской гастрокарты Екатерина Шаповалова указала на то, что это направление в Хакасии почти не развито. Да, у нас есть региональные гастрономические бренды, местная кухня, но это единичные случаи. Если же просто турист к нам приедет, то ему будет довольно сложно найти ресторан или кафе с местными блюдами.

Екатерина Шаповалова подчеркнула, что нужна гастрономическая карта. Нам не хватает блюд сибирской кухни. Есть хариус, талган, хан, дикоросы – например, брусника и кедровые орешки, и т.д., но купить всё это в точках общепита проблематично.

- Нередко сами организаторы форумов и встреч выбирают не тех рестораторов. На местах виднее, кто лучше готовит и интереснее блюда даёт.

- Безусловно, здесь вы правы, мы учтём это на будущее.

Отмечу важный момент – туризм, это не только работа органов госвласти, а в первую очередь, бизнеса. Именно поэтому мы постоянно выезжаем на территории, рассказываем о мерах поддержки для предпринимателей, занятых в сфере туриндустрии.

Мы поняли, где у нас слабые места. Три года уже идёт грантовая поддержка предпринимателям. И только в этом году был беспрецедентный бум, когда в бюджете на гранты было заложено порядка 13 миллионов рублей, а заявок прислали на 60 млн. То есть пошёл невероятный отклик от бизнеса. А прежде такой востребованности не было.

В Саяногорске мы проводили семинар, и там порядка 30 предпринимателей сказали нам большое спасибо за такую возможность.

- Какие приоритетные направления в поддержке турбизнеса?

- У нас есть  постановление правительства РХ № 388 о предоставлении грантов. Год назад мы провели среди предпринимателей опрос, что им нужно, какие направления в работе наиболее интересны. В итоге появились подъёмники, альтернативные системы электроснабжения, специальное туристическое оборудование, в том числе, спортивное снаряжение.

Также мы вернули глэмпинги, это комфортабельные палаточные лагеря с развитой инфраструктурой. Если в прежние годы предприниматели к нам только присматривались, то начиная с прошлого года, мы видим, что уровень доверия вырос, они уже готовы активно сотрудничать с нами.

Также мы поняли, что ещё одно слабое место – земля. Деньги идут бюджетные, выделять на арендованные земли сложно. А у нас  почти все территории – это аренда. При этом одна из главных задач в развитии туризма Хакасии – увеличить номерной фонд. Сделать больше доступных и комфортных гостиниц, гостевых домов, турбаз и т.д., и самый простой путь – это сделать глэмпинги и быстровозводимые модульные гостиницы. Они требуют минимум затрат, по сравнению с капитальным строительством. Плюс, проще оформление всех разрешительных документов.

Но Хакасия – это в основном земли сельскохозяйственного назначения, а нам нужны рекреации. Чтобы делать соответствующие пляжи, тоже должны быть рекреационные зоны. И мы горды, что смогли найти и принять в наш департамент специалиста по земельным вопросам. Теперь этот сотрудник помогает предпринимателям.

Обратился к нам бизнесмен, говорит, мол, у меня такая-то земля. Мы спрашиваем, какой кадастровый номер, специалист смотрит назначение, и объясняет, какие действия нужно совершить.

 

ВЫЙТИ

ИЗ СУМРАКА

- Одна из актуальных проблем - это нежелание предпринимателей работать в соответствии с законами. Это и отели, которые действуют в тёмную, и гастролёры-бизнесмены, построившие гостиницы в Хакасии, но не платящие налог в местный бюджет. Как-то эти вопросы решаются?

- В прошлом году поехали в Ширинский район, познакомиться с бизнесменами. Одно дело информация на сайте, список объектов классифицированного размещения, другое дело – посмотреть на месте, что же это за гостинцы. Насколько велика серая зона, что нужно сделать, чтобы предприниматели выходили из неё и начинали официально работать и платить налоги в регионе присутствия.

Сначала к нам отнеслись настороженно, но когда пошли федеральные меры поддержки гостиницам, глэмпингам, отношение изменилось. И бизнесмены стали выходить из тени, теперь это уже не красноярские, скажем, бизнесмены, а уже республиканские. Они регистрируются у нас. Значит, налоги идут в бюджет республики, а не соседнего региона. Персонал трудоустроен официально, люди получают положенный соцпакет, объект размещения классифицирован в соответствии с нормами.

Оцените прогресс, если в прошлом году у нас было 47 классифицированных средств размещения, то сейчас уже 50. И процесс продолжается. Активно развивается Приисковый. Отели получают официальную категорию, туристы уже точно знают, куда они едут и какие условия их ждут. Больше того, если есть официальная классификация мест размещения, то могут начинать работать туроператоры, и привозить гостей группами. Это очень важно для развития туризма.

Конечно, хотелось бы, чтобы доля гостиниц 4 звезды, 3 звезды была больше, чем без звёзд. Но это дело времени, главное, что процесс пошёл.

Туристы сейчас хотят видеть комфорт, хороший сервис, достойное обслуживание и хорошую кухню. И это тоже проблема. В прошлом году мы поняли, что нам не хватает квалифицированного персонала.

- «ЧР» не раз писала об этой проблеме. В том числе, об отелях в Приисковом, когда владельцы были вынуждены привозить горничных, администраторов из Новосибирска и Красноярска, Барнаула и Омска, так как не могли найти обученных людей на месте.

- Сейчас мы работаем в этом направлении. К примеру, к нам обратился бизнес просьбой помочь в обучении. Тем более, два года была пандемия, условия размещения жёсткие, требования к санитарно-эпидемиологическим нормам серьёзные. Это и средства дезинфекции, и сложности с материальной базой. Мы тогда помогли.

В этом году у бизнеса была проблема с тем, что им не хватало ресурсов для обучения персонала. Мы запустили опрос: какой тренер нужен, какие специальности необходимы в первую очередь? Оказалось, что больше всего ощущается нехватка администраторов и горничных. Мы собрали все вопросы и предложения, встретились со специалистами ХГУ, свою лепту внёс Фонд развития. В итоге тесное взаимодействие федеральных и региональных структур привело к тому, что мы смогли обучить 50 человек.

 Для себя же мы поняли, что нужно продолжать работу в этом направлении и поддерживать грантами, в том числе, направление  «классификация средств размещения». Обучение одного человека, как минимум, составляет 12 тысяч рублей. При этом для получения категории необходимо обучить не менее 70 процентов персонала, далеко не каждый предприниматель потянет такое. И в этом мы идём навстречу. Конечно, мы не полностью погашаем затраты на учёбу, это софинансирование – 30 процентов даёт бизнес, 70 процентов республиканский бюджет.

- Капитальная проблема у предпринимателей, которые работают на Саяно-Шушенском водохранилище. Речь идёт о плавбазах. Они не сертифицированны, не оформлены законным образом и т.д. Есть какие-то предложения или варианты, как решать этот вопрос?

- Мы занялись вопросами водного туризма и поняли, что в основном это не оформленная в законном порядке категория предпринимателей. Много общались с ними, и по итогам бесед обратились в МЧС, ГИМС, речной регистр Красноярского края, так как для того, чтобы официально осуществлять деятельность, предлагать коммерческие услуги на воде, плавсредство должно быть зарегистрированно в речном регистре. И предприниматели, которые пожелали выйти из тени, они пришли на круглый стол и задали свои вопросы.

Ведь надо понимать, что туризм на воде - это, прежде всего, обеспечение безопасности для туриста.

А значит, должна быть обученная команда, имеющее все разрешения плавсредство.

Сейчас мы работаем над тем, как помочь предпринимателям в решении этих вопросов.

ФИШКА

ХАКАСИИ

- У нас традиционно хорошо идёт активный туризм, а также отдых на озёрах, реках. А появляются ли какие-то новые направления?

- В этом году у нас очень хорошо себя показали археологические раскопки. Можно сказать, что на карте Ростуризма Хакасия отмечена, как лидер отечественного археологического туризма. Такого больше нет нигде. У нас, с одной стороны, есть, что копать, с другой, хватает желающих попробовать себя в роли археологов. Это же интересно! И не только детям, но и взрослым.

Также развиваем детский туризм и инклюзивный туризм. В этом году выделено 500 тысяч рублей на возмещение туроператорам расходов по проведению туристических и экскурсионных поездок для этих категорий людей. Мы сначала собрали опыт других регионов, потом пригласили туроператоров на круглый стол. Подчеркну, туризм – это, прежде всего, диалог бизнеса и власти. Долго обсуждали, дорабатывали предложения, и в октябре запускаем программу.

А МОСКВА ДЕШЕВЛЕ!

- Минувшей весной региональное отделение Союза журналистов Хакасии в абаканских школах проводило игру-викторину «Мы живём в Хакасии». И мы увидели, что дети, даже старшеклассники, вообще ничего не знают о республике! Неожиданное и неприятное открытие, но это так. Уроков краеведения в школах нет, а экскурсии, которые бы могли поправить дело, зачастую просто неподъёмны для родителей. Есть ли какая-то программа для школьников? Чтобы классы выезжали на экскурсии.

- Вопрос очень болезненный. Мы встречались с представителями Минобраза РХ, обсуждали проблему. В основном, у нас очень высокие транспортные расходы и цены на размещение в отелях. Обсуждали, что быть может сделать так, чтобы школа предоставляла автобус?  (Правда, непонятно, а где школа возьмёт на автобус деньги? – прим.ред.)

В общем, тут пока особого прорыва нет. Необходимы республиканские программы поддержки детского, школьного туризма. В этом году мы запланировали 500 тысяч рублей именно на возмещение расходов предпринимателям за перевозку и размещение детей. Посмотрим по итогам, что получится. На следующий год мы попросили заложить на эти средства миллион рублей. Надо понимать, что бизнес бесплатно, себе в убыток тоже работать не будет.

СКАЗАНО

Ольга Турбина, учитель русского языка и литературы пятой школы

- Стоимость экскурсионного сопровождения слишком высока. Я много лет езжу со своими учениками по Хакасии и вижу, что мне проще отвезти ребёнка в Москву или Новокузнецк, чем путешествовать по республике. Но это же странно!

Мы отлично работаем с нашим заповедником «Хакасский», они очень хорошо помогают в организации экскурсий, выездов. Что касается туроператоров, то с ними работать не позволяют материальные возможности семей школьников. Представьте, только чтобы отвезти детей на Гладенькую, показать им лес, стоит 4500 рублей. И это без экскурсий! Просто автобус и ночёвка на базе. А съездить в Новокузнецк с экскурсионной программой – пять тысяч рублей. Как думаете, куда поедут дети? У нас очень дорогой детский туризм. Нам нужна специальная программа поддержки школьного туризма.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 71 от 20 сентября 2022г.

Новости по теме: