Битва Колобка с Хагги-Вагги

Дата публикации: 14.09.2022 - 10:19
Просмотров - 239

Нужно ли беречь и сохранять хакасский язык? А тувинский? Или ингушский? Думаю, что любой культурный человек ответит однозначно: «Конечно, нужно!» Ведь родной язык - это гораздо больше, чем просто набор звуков. В языке записан культурный код народа, не станет языка, исчезнет и народ. Помните, как писал Расул Гамзатов в стихотворении «Родной язык»:

 

Кого-то исцеляет

                     от болезней

Другой язык,

    но мне на нем не петь,

И если завтра мой язык

                         исчезнет,

То я готов сегодня

                          умереть.

Мы видим, что в России немало делается для сохранения языков народов, проживающих в стране. Но ведь и русский язык, как бы это не показалось странным, нуждается в защите. Засилье англицизмов, тотальная безграмотность – реалии нашего времени.

Именно поэтому черногорский Центр чтения и досуга, под чьим крылом уже много лет работает НКО «Семейная академия», решил запустить новый проект, который называется «Я говорю и думаю на русском», проект был поддержан грантом Министерства национальной и территориальной политики Хакасии. Об этом проекте, идеях и планах, мы поговорили с директором Центра чтения и досуга Ириной Шкерманковой.

ЛУЧШАЯ НАГРАДА ЗА РАБОТУ – НОВАЯ РАБОТА

- Ирина Юрьевна, ваша НКО «Семейная академия» многократный победитель различных конкурсов, грантов. Казалось бы, можно уже почивать на лаврах и жить прежними наработками. И вдруг вы решаете запустить новый проект «Я говорю и думаю на русском». Почему такой выбор темы?

- Это уже наша пятая победа в конкурсе грантов Миннацполитики Хакасии.  Мы с ними очень хорошо и тесно сотрудничаем, и, на мой взгляд, это одно из лучших министерств Хакасии, которое работает с некоммерческим сектором. Всегда помогут и в написании грантов, и в составлении отчётности.

В этом году мы долго думали, что бы изобрести такого интересного, важного, чего ещё не было в республике? В прошлом году мы запускали этночеллендж национальных диаспор «Читай, Хакасия». Министр отметил, что это был масштабный проект, в котором приняли участие не только жители Хакасии, но и жители других регионов страны.

Словом, думали, крутили разные варианты, так и родился проект «Я говорю и думаю на русском». Его мы разрабатывали совместно с нашей центральной библиотекой, мы вообще тесно работаем с библиотекой, так что сложно сказать, где НКО, а где ЦБ. Людмила Павловна Табачных, директор центральной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина всегда нам помогает, подсказывает, поддерживает. И наш новый проект, конечно, мы будем делать вместе с библиотекарями.

- Мы часто говорим о необходимости сохранять национальные языки, и это на самом деле необходимо, но ведь русский язык тоже в опасности! И не только из-за чрезмерного обилия англицизмов. Это и упрощение языка, и коверкание слов, и введение неграмотности в ранг общепринятого. Как ваш проект будет бороться с такими проявлениями? Что вообще в программе?

- У нас будет онлайн марафон в поддержку русского языка, как языка межнационального общения. Это связано, в том числе, со специальной военной операцией на Украине по защите Донбасса и Луганска.

Также надо учесть, что следующий год президент России Владимир Путин объявил Годом русского языка, как языка межнационального общения.

Также мы подстраховались, проект возможен не только в реальном режиме, но и дистанционно. Неизвестно, как сложится эпидемиологическая обстановка, на всякий случай нужно быть готовым ко всему, в том числе, вновь к полной удалёнке.

У нас довольно большая программа, есть разные направления. Одно из важных – работа с семьями мигрантов. В последние годы в Хакасию приехало очень много людей из Средней Азии, и, увы, русским языком они владеют плохо. Особенно дети, те почти не говорят на русском, а это же проблема и в общении со сверстниками, и в обучении, и передаче культуры, и мирного сосуществования со всеми. Нет языка – значит, есть почва для конфликтов, барьеров, низкого образования, плохой работы и т.д. Словом, большой букет проблем и создание почвы для напряжённости.

ОСОБЫЙ ВОПРОС

- Да, лет десять назад я беседовала с учителем истории 20-й школы, и он говорил об этой проблеме, что приехавшие подростки не знают языка, значит, не могут полноценно учиться. Вводить же для них дополнительные уроки тоже было невозможно. Получается, с тех пор ситуация не стал лучше?

- Последние пять лет к нам всё больше приводят классы, где детей мигрантов чуть не половина. Особенно в пятой школе и 20-й.

В прошлом году мы с педагогами школ много говорили о том, что нам нужно какие-то мероприятия планировать, чтобы социализировать детей мигрантов. Поэтому решили сделать упор на мигрантов. Хотя, конечно, в нашем проекте все будут принимать участие.

- Каким образом вы будете вовлекать таких детей в изучение русского языка? Ведь вряд ли им придутся по душе лекции или какие-то иные занятия.

- Нет-нет, никаких лекций и прочих занятий. У нас будут внеклассные мероприятия, направленые на популяризацию русского языка и литературы. К примеру,  квест «И все с тобой заговорят», это для 1-2 классов. Лингвистическая игра «Путешествие по Хакасии» для 3-4 классов. КВН «Великий и могучий русский язык» для 5-6 классов. Турнир знатоков «Родное слово» - 7-9 классы. Этнографическое путешествие по Хакасии «Я еду к другу» 1-4 классы. Таким образом, мы охватим полностью всю среднюю школу.

Будем проводить виртуальные экскурсии по Хакасии, показывать видеоролики, знакомить с музеями, в том числе, под открытым небом. Вообще знакомить с республикой, с народами, которые живут здесь, с их культурой.

Закроем программу масштабным мероприятием регионального уровня. 16 ноября, в Международный день дружбы, проведём наш праздник «Диалог культур: ценность, язык, общение». В программу войдут праздничные, концертные номера, выставки декоративно-прикладного искусства. И самое главное мы накроем стол дружбы. На столе будут блюда разных народов, которые проживают в Хакасии. Команда проекта разрабатывает сейчас меню, а накрывать стол будет КЦ «Луначарский».

Надеемся всё провести в «Луначарском». Правда, если не запросят аренду. У нас на это денег нет.

 

ВРЕМЯ МАРАФОНА

- Что ещё будет по программе проекта? Ведь вы сказали, что он адресован всем жителям республики.

- Проект состоит из двух блоков. Об одном я уже сказала, а второй – это международный онлайн марафон «Я говорю и думаю на русском», где все желающие могут записать видеоролик, посвящённый русскому языку. Можно прочитать литературное произведение, стихотворение, спеть песню, а можно высказать своё мнение о русском языке. Формат свободный. Затем прикрепить хэштэг #я_говорю_и_думаю_на_русском. И отправить ролик на сайт организаторам, то есть нам. Конечно, приветствуется эстетическое оформление видеоролика. Может быть, выступление в национальном костюме. Вариантов масса.

В прошлом году на этночелендже у нас многие участники подошли с выдумкой к созданию видео. Надевали национальные костюмы, записывали в народном интерьере. Помню, был очень красивый ролик хакасов, который они сняли в степи.

- На ваш взгляд, такие конкурсы, встречи, что вы запланировали, помогут лучше узнать русский язык? Ведь, увы, но многие не могут грамотно говорить, да даже просто связно. Косноязычие, не умение выразить мысль – это тоже проблема.

- Меня, как бывшего учителя русского языка, крайне волнует вопрос утраты русского языка. Ведь сейчас грамотность теряется. Конечно, этому способствуют соцсети. Мы уже привыкли писать без знаков препинания, без заглавных букв, и т.д. Это всё очень печально.

У меня в школе была замечательная учительница русского языка и литературы Галина Фёдоровна Рожкова, и она привила на всю жизнь любовь к чтению, к грамотной речи и письму. Я очень много читала классики, а ведь это откладывается в памяти, и ты уже на автомате пишешь правильно. Современная литература также далеко не всегда отличается не только хорошим, а и просто грамотным языком.

- Добавлю, серьёзная проблема – пропажа института корректорства. В СССР следили за грамотностью, допечатывали правленые тиражи книг или в книги, где обнаружили ошибки, вклеивали листки с исправлениями. Помните, были такие? В 90-е пошёл разгул частного издательского дела, помимо ужасной бумаги, там был ужасный язык. На корректорах сэкономили, в итоге тексты изобиловали ошибками. Да и сегодня книги оставляют желать лучшего.

- Да, это проблема. Мигранты просто не знают русского языка. Так ведь и наши ребятишки его не знают! Дети не хотят читать. Я столкнулась с тем, что в младших классах школы читают плохо. Внучка учится во втором классе, а чтение чуть не по слогам. Когда сын пошёл в первый класс, он легко читал, был красивый почерк.

Есть такая закономерность: плохо читаем – плохо говорим – плохо думаем. Тик-ток заменил всё. Глупые  ролики рождают недалёкие мысли. Надо бить тревогу, куда мы катимся?

В Центре чтения мы стараемся больше проводить интересных мероприятий, причём в игровой форме. Это понятно и весело. Но тоже заметила, дети приходят и им неинтересно. Они не знают русских поэтов. Максимум Пушкина. А вот Барто, Маршак, Чуковский и т.д. им уже не известны. А это значит, что в садике, дома в семьях перестали читать такие книги.

Поэтому надо возрождать интерес к русскому языку. Прививать любовь и уважение.

- Вы уже не первый год работаете с детьми мигрантов. Насколько они отзывчивы, готовы к сотрудничеству с вами?

- К сожалению, зачастую с такими детьми очень тяжело работать. Многие невоспитанные, необузданные, не слушают нас и не уважают. Мы вынуждены требовать, чтобы в Центр чтения они приходили с родителями. Удивительно, ведь в их культуре, напротив, воспитывается такое большое уважение к старшим, какого нет в нашей традиции. Но, видимо, не ко всем старшим уважение. Мы чужие для них. И чтобы это переломить, нужно, чтобы стали своими. Иначе проблем не избежать.

Кстати, в Миннцаполитики нам предложили сделать этот проект масштабным и ежегодным. Чтобы не разовая такая акция была, а продолжалась программа из года в год. Думаю, что мы так и станем работать, мы видим необходимость в таком проекте.

ВЫНУЖДЕННАЯ МИМИКРИЯ

- Это всё хорошо. Но не могу не спросить о парадоксе. Вы защищаете русский язык и в то же время проводите квесты, этночеленджи, ханты и т.д. Как так?

- Увы, но пока, по крайней мере, иначе никак. Мы хотим зацепить молодёжь. А она на вечер вопросов-ответов и лекцию о языке не пойдёт, а вот на челендж откликнется. Понимаете, уже очень глубоко внедрилось это. И для того, чтобы менять ситуацию, сначала надо частично пользоваться уже имеющимся инструментарием, словами-зацепками. Упаковка молодёжная, иноязычная, а содержание-то уже наше, русское! Пока мы видим только такой путь.

Вообще сейчас три проекта реализуем. «Я говорю и думаю на руском», Фэст-фольклор для библиотекарей и педагогов допобразования и молодёжную театральную студию «Жар-птица».

«Жар-птица» идёт уже не первый год, и работает очень хорошо. Ребята-волонтёры, что были, уже выпустились из ЧММТ и теперь трудятся в детских садах. Пришли новые студенты, будем искать, набирать волонтёров.

Но и со старыми не прощаюсь. Две девочки из наших волонтёров поступили воспитателями в детский сад, поговорила с ними, чтобы вести совместный проект с ребятишками, они только «за».

Волонтёры-студенты – это же и для ребят хорошо. Постоянная практика, общение с детьми. Они придут в свои школы и детсады после выпуска уже подготовленными специалистами, не будут бояться детей. Это очень важно! Плюс они учатся общаться аудиторией. Я посмотрела, как работают наши выпускники – просто отлично! Они умеют общаться с детьми, ладят с ними. А всё благодаря работе в нашем Центре чтения.

Четыре года они проводили разные мероприятия, театрализованные представления, то есть практика была большая.

Плюс, они же, когда у нас работают, им в зачёт в техникуме идёт внеурочная деятельность. И помимо этого они набирают баллы, как волонтёры. У каждого есть волонтёрская книжка, личный кабинет на сайте и после каждого мероприятия мы проставляем время участия. Это тоже даёт хорошие бонусы и преимущества для поступления в вуз и т.д.

Кстати, с этими ребятами мы защитил проект «Я люблю Черногорск», он занял первое место, и по нему городская администрация должна была выделить средства для изготовления и установки декоративного знака. Но почему-то прошло уже несколько лет, а ни денег, ни знака нет. Вот даже странно, во всех городах и даже маленьких сёлах такое есть, а у нас нет.

- Ваша театральная студия называется «Жар-птица», герой русских народных сказок. Значит, она тоже будет задействована в проекте «Я говорю и думаю на русском»? или это параллельные программы?

- Конечно, будет задействована. Мы вообще стараемся наши проекты делать так, что они пересекаются.

В кукольный театр мы изначально старались закупать русских народных героев, таких как Маша, Петушок – золотой гребешок. Но тоже столкнулись с проблемой – не интересно! Вы не поверите, но это так. Современные дети не хотят знать про Колобка и Лису Патрикеевну.

Не раз разговаривала с учителями, и они говорят, мол, зря делаю народные сказки, детям будет неинтересно. Даже в детских садах неинтересно про Курочку Рябу смотреть. А вот если герои иностранных мультфильмов – то другое дело! Там интерес и восторг. К примеру, купили мы Хаги-Ваги* – о, как дети оживились!

А что делать? Как-то надо ребят привлекать. Потом буду стараться перетянуть их на свою сторону. И мы сейчас стараемся сделать так, чтобы в постановке участвовали и Хаги-Ваги и Золотой Петушок.

Когда последний раз были волонтёры, они предложили идею небольшого спектакля. Хаги-Ваги сидит, курит, детей соблазняет присоединиться, а потом пришёл другой герой, пусть тот же Петушок, и стал отстаивать свою точку зрения, мол, не пойдёт на поводу, не станет курить. Простенькая сценка, но полезная. И главное, что это ведь молодежь предложила.

Так что, как видите, вызовы перед нами стоят серьёзные. Но радует, что у нашей «Семейной академии» есть надёжные друзья – библиоволонтёры, сотрудники нашей библиотеки, с которыми мы проводим совместные мероприятия, учителя и воспитатели. Ведь если мы хотим сохранить русский язык, нашу великую культуру, нужно работать, а не вздыхать. И тогда, верю, всё получится.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива Ирины Шкерманковой

 

*Хагги Вагги - герой  хоррор-игры Poppy Playtime. Это антропоморфное существо, имеет синий мех, треугольную голову и огромную улыбку с несколькими рядами острых зубов. Изначально он был доброжелательным, но из-за аварии на фабрике стал охотиться на главного героя.

 

 

ВАЖНО

Буквально накануне нашей беседы с Ириной Шкерманковой общественное движение «Русская речь» издало обращение к гражданам России, в котором обозначило задачи движения. В частности, в нём было заявлено: 

- Поддерживать изучение русского языка в России, странах СНГ и во всем мире. Сделать русский язык популярным в мире, возродить интерес к русской культуре, литературе;

- Возродить интерес к культуре русской устной и письменной речи среди россиян всех возрастов, особенно среди молодежи;

- Поддерживать научные исследования в области русского языка и литературы в России, СНГ и в странах ближнего и дальнего зарубежья;

- Разработать и осуществить программу по восстановлению широкого изучения русского языка и литературы в освобожденных от нацистов районах Украины, восстановить там общественную, театральную, культурную деятельность на русском языке;

- Обеспечить библиотеки, культурные центры, магазины учебниками русского языка и литературы в ЛНР, ДНР и в освобожденных районах Украины;

- Готовить учителей русской словесности для освобожденных районов Украины;

- Осуществлять и издавать переводы национальных поэтов и писателей на русский язык. Возродить отечественную школу литературного перевода;

- Поставить культурный барьер на пути лавины англицизмов, мата, пошлости, невежества, проникающего в нашу жизнь и уничтожающего душу нашей цивилизации;

- Инициировать принятие и контролировать исполнение закона о недопустимости англоязычных слов и терминов, имеющих русскоязычные аналоги, в названиях общественных организаций, предприятий общественного питания и досуга, жилых поселков и комплексов и т.д.;

- Инициировать законодательную инициативу о значительном повышении штрафов для издательств, театров, кинотеатров, телеканалов и стриминговых платформ, использующих ненормативную лексику;

- Инициировать введение обязательного предмета «Культура речи», в школы, университеты, другие учебные учреждения;

- Увеличить часы преподавания русского языка в школе.

«ЧР» № 69 от 13 сентября 2022г.

Новости по теме: