В документах дороги прекрасные

Дата публикации: 16.08.2022 - 12:50
Просмотров - 315

Не так давно в центральных СМИ прошла информация о рейтинге автодорог России. По мнению аналитиков агентства «РИА Рейтинг» Хакасия прочно удерживает 19-ю позицию из 85 возможных, в нашей республике 61 процент качественных дорог.

В самом деле, на фоне многих других регионов наши дороги выглядят неплохо, однако это не значит, что ремонтировать старые и строить новые по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги» можно спустя рукава. Между тем, когда полтора месяца назад активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта проверяли качество ремонта на улицах Тельмана и Ленина, претензий к работам было немало.

- Наши эксперты выявили и зафиксировали ряд недочётов, сообщили об этом в городскую администрацию, - прокомментировал координатор ОНФ в Хакасии Игорь Данин. - Попросили учесть при приемке работ. Но получили от чиновников ответ в стиле «ничего не знаем, у нас по документам всё хорошо». Вот только бюджетные деньги выделяются не для красивых отчётов, а для того, чтобы по итогу комфортно было населению. Поэтому в августе мы вновь отправились в рейд по дорогам Черногорска, на этот раз вместе с представителем прокуратуры города и сотрудниками администрации.

 РАЗГОВОР НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ

Улица Ленина. Центральной её не назовешь, но и окраинной тоже не является. Движение довольно оживлённое. С одной стороны это связано с довольно плотной застройкой, с другой, именно на Ленина находится ряд значимых учреждений – служба судебных приставов, «Водоканал», Храм Рождества Богородицы.

Много лет горожане ждали ремонта дороги. Старая была вся разбита, чтобы доехать до нужного места, водителям приходилось буквально вальсировать, объезжая очередную яму. И вот, наконец-то, счастье пришло, улицу включили в проект «Безопасные и качественные дороги». Загремела техника, начались работы. Однако результат обрадовал лишь частично.

Первый же дождь показал, что переход дороги по зебре в районе перекрёстка с Чкалова – испытание для обуви. Именно на пешеходном переходе образуется большая лужа. Дело, конечно, для черногорцев неудивительное, все знают, какие заплывы предстоят после даже небольших дождей на Юбилейной, возле «Тридцатого» магазина и Дома быта. Как приходится плавать возле КЦ «Луначарский».

Впрочем, на Ленина проблематично переходить дорогу не только на упомянутом перекрёстке, на других участках также появляются лужи.

- Нам звонили и писали жители, у них есть претензии по качеству работ, - обратился к начальнику отдела капитального строительства администрации Черногорска Александру Музалёву и заместителю главы города по строительству и архитектуре Сергею Романяку эксперт ОНФ Олег Тропин. - Мы видели, что после того, как прошли ливни, и уже не раз, вся вода скапливается на части дороги, никуда не уходит. Даже визуально можно наблюдать, что сделан на дорогу, как итог, вода скапливается тут.

Сотрудники администрации Черногорска чуть не в один голос удивились:

- Как это? Вы хотите сказать, что вода на дороге? Такого не может быть!

В качестве доказательства того, что вода на дороге очень даже может быть, Игорь Данин стал показывать фотографии, которые присылали в ОНФ возмущённые жители. Но чиновников так просто не убедить.

- Это не доказательство! И вообще, вы стройконтроль? Лаборатория? Покажите измерительные инструменты и горизонт. Мы профиль не меняли. У нас не капитальный ремонт дороги, а укладка асфальта. Сделаны уклоны дороги на обочины.

- Так ведь не сделаны! – упорствовал активист ОНФ. - Вот фото. Вода просто стоит. Перекрёсток Чкалова и Ленина, на пешеходном переходе каждый раз образуется лужа. При производстве работ жители в соцсетях жаловались в администрацию, а там отвечали, что делали не  капремонт, а просто укладку асфальта. Между тем, в смете стоит выравнивающий слой. Значит, не выровняли.

- Да сколько его там стоит-то? – решил уточнить Сергей Романяк.

- Так почему жители должны переживать из-за этого? – продолжал Игорь Данин.

- Жители вообще ни за что не должны переживать…, - сказал, как отрубил, Александр Музалёв.

Собственно, практически в таком ключе и прошёл весь рейд. Эксперты ОНФ указывали на нарушения, сотрудники администрации твердили, что нарушений нет и по документам всё сделано хорошо.

ДА РАЗВЕ ЭТО ЯМА?

Водителям, которые решат отправиться в поездку по улице Ленина следует учесть, что в районе 42 дома на проезжей части их коварно поджидают два люка. Ровное полотно вдруг становится с изъянами, где очень легко угробить машину.

- Вы можете сейчас пригласить на место подрядчика и вместе посмотреть на качество и уровень, - говорит Олег Тропин. - Насколько я помню, в документах идёт замена части конструкций. Не просто выровняли что-то, а именно поменяли. Я не знаю что. Этим занимается ваш стройконтроль, вы сами. Может, конечно, это так выровняли, но я вижу, что люк завален. Видно, что тут сделали вырубку, потом подложили асфальт замазали. Но сделано это некорректно, нужно исправлять. Причём, делать в ближайшее время, пока подрядчик далеко у вас не ушёл, а работает где-то рядом.

Впрочем, по мнению архитектора города, ничего страшного в этом нет.

- Подрядчик даёт гарантию на пять лет.

То, что до этого срока дорога не доживёт, так как зимой асфальт попросту разорвёт вода, чиновников не смущает. Как и то, что по всему городу на новых дорогах мы видим незаделанные ямы после выемки кернов. Хотя по технологии, после вырубки полотна для лабораторных исследований, эти углубления должны быть заделаны. Но, увы, по пальцам можно сосчитать места, где это было сделано.

На улице Энергетиков, например, где асфальт был положен три года назад, ямки до сих пор стоят. Больше того, на этой довольно новой дороге уже образовалась довольно большая яма. По идее, раз есть пятилетняя гарантия, подрядчик должен дорогу залатать, но в реальности мы видим иные картины.

К примеру, на вопрос, будет ли подрядчик исправлять тротуар на Юбилейной, который был положен меньше двух лет назад и уже весь пошёл волнами, Александр Музалёв искренне удивился, мол, он впервые слышит об этом. В должности всего год.

Олег Тропин также напомнил, что ещё с 2019-го года пишет заявления в администрацию с требованием привести в нормативное соответствие тротуар по Советской в районе перекрёстка с улицей Горького. Дело в том, что отчего-то именно на данном участке подрядчик забыл сделать съезды для колясок. Ответ прозвучал уже предсказуемый:

- Пишите заявление, рассмотрим.

– Поймите, это же делается не для того, чтобы бюджет освоить и что-то там слепить, это делается для людей! – отреагировал Олег Тропин  - И люди вам формулируют свои пожелания и замечания.

ТРОТУАР- ОДНОДНЕВКА

В марках реализации нацпроекта «БКД» получили жители улицы Ленина новый тротуар. Подозреваю, что вряд ли найдётся такой пешеход, которому тротуар не нужен. Строят их в Черногорске крайне редко, поэтому хочется, чтобы служили дорожки, как можно дольше. Но вот это не факт, учитывая качество проведённых работ.

На новеньком тротуаре уже выделаются грубые заплатки.

- Вы приняли работу, - указывает на участок Игорь Данин. - Вот ровный асфальт, а тут нет. Пойду с коляской, и у меня здесь ребёнок проснётся. А асфальт должен быть ровным. Но сделали вырубку и заляпали кое-как другим составом. Он даже внешне отличается. А тротуару месяц всего.

Тему с тротуаром подхватывает Олег Тропин:

- Здесь заканчивается бордюр, подкрепление тротуара. Если дойдем до службы судебных приставов, там фактически нет крепления края тротуара. Значит, он быстро развалится. Это то, что непонятно. Там, где нужно было очистить, хотя бы сантиметров 20, укрепить край тротуара хотя бы подсыпкой, не сделали. Я не говорю про экспертизу, недостатки видны невооруженным взглядом. На одном участке асфальт на тротуаре хороший, 5 сантиметров толщиной, а дальше три сантиметра и нет укрепления с краю, он уже разваливается.

В самом деле, если подниматься вверх по Леина, то за «Водоканалом» тротуар уже не огорожен бордюрами, по сути, асфальт попросту положили на грунт, причем, местами нет даже подсыпки, и покрытие разрушается.

- Так сюда грузовик заехал и раздавил асфальт, - утверждает Александр Музалёв. – Вы бы лучше занялись гражданами, которые правила нарушают, на тротуар на машинах заезжают, вообще вандализмом занимаются.

- Честно скажите, вы бы деньги из своего кармана заплатили за такие работы? – спрашивает у чиновников Игорь Данин. – А федеральные почему-то заплатили.

- А чем плохие работы? – удивляется Сергей Романяк. – Нормальные работы. Есть исполнительная документация, и вообще, вы не нам, а в Минстрой должны задавать вопросы, почему они такие лимиты на строительство утвердили.

ЖИЗНЬ ПО БУМАГАМ

По данным ОНФ на ремонт улицы Ленина по федеральному проекту было выделено 19 миллионов рублей. Однако этой суммы, как говорят чиновники городской администрации, не хватило на всё, что было запланировано. В довершение ко всему, видна несогласованность в действиях. Подрядчик выполнил свою работу и ушёл. Тут же пришёл «Водоканал» и разрушил часть дороги и тротуаров, чтобы выполнить какие-то свои работы на люках. Почему это не было сделано до укладки нового асфальта – непонятно.

И это при том, что, по словам самих же чиновников, после банкротства имущество «Водоканала» было передано на баланс городу, то есть, фактически, дело находилось в одних руках. Но исходя из объяснений начальника ОКСа и архитектора, они никакого отношения ни к «Водоканалу», ни к службе благоустройства, не имеют.

Тут уж даже помощник прокурора Черногорска Евгения Ващеулова не выдержала:

- У меня такое ощущение, что вы из разных организаций!

А ведь городская администрация не столь масштабное ведомство, чтобы главы одних отделов не знали начальников других и не могли с ними договориться об общем деле. Но, похоже, не могут.

Как итог, по бумагам всё получается отлично – дороги, тротуары, освещение, разметка. По факту картина иная.

К примеру, ремонт ул.Ленина уже принят администрацией Черногорска, документы подписаны ещё 14 июля. Между тем на момент рейда ОНФ, а это начало августа, в районе церкви так и не была нанесена разметка на дороге.

Горожане несколько недель возмущаются ремонтом улицы Чкалова, где сделав главную дорогу, на съезды высыпали кучи щебёнки, и камни теперь бьют по машинам, по новому асфальту. Неужели не было иного варианта?

- Где было возможно, всё сделали, - прокомментировал Сергей Романяк. - С грунтовой дороги на асфальт невозможно сделать хороший съезд. Мы за это деньги заплатим, а потом с нас вы спросите. Поэтому сделано укрепление обочин и подсыпка, чтобы люди заезжали. Щебёнка ничего не разрушает, вот она катком укатана и лежит на месте, на асфальт не уходит.

Ещё одно активное недовольство у черногорцев вызвал ямочный ремонт. В конце июля строители подготовили себе места для работы и оставили ямы. Причём, никому не удалось хоть раз увидеть предупреждающие знаки на дорогах. Не один автовладелец повредил свою машину таким образом. Почему сразу подрядчик не закрыл ямы асфальтом? Почему оставил их на долгое время открытыми? Разве это допустимо по нормативам?

- Да, подрядчик нарушил сроки выполнения работ, и мы ему вынесли предписание, - ответил на вопросы Александр Музалёв. – Вообще по нормативам работы должны быть выполнены в течение трёх дней. Если сроки нарушены, то граждане могут писать заявления в администрацию города.

И это, похоже, единственный выход для горожан – писать сообщения, причём, не только в мэрию, а и иные контролирующие структуры. Так как судя по беседе с чиновниками администрации, сами они не часто видят дороги и проблемы Черногорска.

- Прокуратура Черногорска ведёт надзор за реализацией федерального национального проекта «Безопасные и качественные дороги», - отметила по итогам рейда Евгения Ващеулова, - причём, это приоритетное направление надзорной деятельности. В рамках надзора в 2022 году нарушения мы выявляли – отставание от графика, нарушение сроков исполнения контрактов. Эти нарушения находятся на контроле, будут приняты меры. По ремонту улицы Пушкина, в рамках надзорной деятельности нами установлено, что ОКС Черногорска была направлена заявка в Минтранс о переносе сроков реализации проекта на 2022-й год, и Минтранс разрешил. Этот вопрос у нас на контроле и мы принимали меры прокурорского реагирования, совсем недавно вносили представление. Далее посмотрим по результатам – устранят недочёты или нет.

Точно также продолжат контролировать качество работ и активисты ОНФ. Вопросов у них уже скопилось немало.

- Ещё раз хотим напомнить всем чиновникам - федеральный центр выделяет региону деньги, чтобы жителям было комфортнее жить, - подчеркнула руководитель хакасского исполкома Ксения Буганова. - Чтобы по дорогам можно было ездить не только месяц после сдачи в эксплуатацию, а как минимум несколько лет без дополнительного ремонта. Бюджетные деньги, иначе говоря, деньги налогоплательщиков должны тратиться с умом, а не просто закапываться в землю. И мы будем это контролировать. И не только в Черногорске, а по всей республике.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. «ЧР» № 61 от 16 августа 2022 г.

Новости по теме: