Ай, надену-ка я пестрядь и пойду катать яйцо

Дата публикации: 29.06.2022 - 12:21
Просмотров - 519

Вы когда-нибудь слышали про православный праздник яичное заговение и традицию катать яйца? Пробовали сесть за старенький ткацкий станок и выткать себе половик? А знаете, в каких лодках-долблёнках жители Русского Севера ходили в длительные походы? Честно скажу – и я не знала, пока не побывала в этноэкспедиции в Архангельской области с гильдией межэтнической журналистики.

«В ПОЛОСОЦЬКУ И КОРОБОЦЬКУ»

Первое впечатление от южных районов Русского Севера – удивление: до чего же похоже на наши места! Такие же леса, луга, взгорки и реки, море зелени, глубокого неба с белоснежными облаками, и деревни, деревни, деревни…

Попадая в первую же деревушку, понимаешь – нет, это не Сибирь. Другие дома, они больше, основательнее, а уж окошек в каждом! Штук по пять, как минимум, в стене на первом этаже, и три в мансарде. Да и понятно, зимы-то долгие, световой день маленький, хоть кроху урвать. Зато летом раздолье – солнце не успеет зайти, и уже вновь рассвет близится. Север.

Во многих домах до сих пор стоят старые прабабушкины прялки и ткацкие станки, больше того – на иных до сих пор мастерицы-рукодельницы прядут пряжу, ткут полотнища пестряди, полотенца и половички. Что сразу бросилось в глаза, так это любовь многих северян к старым традициям, знание обычаев. Конечно, сарафаны из пестряди, так называется цветная домотканная ткань, каждый день не носят, но на праздники частенько достают из шкафов.

- Мой сарафан с лифом, вышитый звёздами, ткань называется «в коробоцьку», а была ещё «в полосоцьку», - рассказывает специалист устьянского центра народного творчества Алёна Леониченкова, а я замираю от тихого восторга – впервые слышу настоящий северный говор, оканье, мягкое «л», ощущение, что в лукошке берестяные шаркунки шелестят. До чего же красиво!

- Рубаха у меня будничная пестрядина, да и сарафан будничный, - тем временем продолжает Алёна. - Потому что раньше считалось – праздничный сарафан должен быть из покупной ткани. А про пестрядь бабушки говорили: «Ха, да такой, хоть сто метров за зиму наткать можно!» Передничек праздничный, видите, он беленький. А повседневные переднички были из пестряди, внизу полосочки. Сумочку мне мама выткала, старенькая она уже, но такая удобная.

 

АХ, МАМА, СШЕЙ МНЕ САРАФАН!

В какой бы деревне Вельского или Устьянского районов мы не были, везде есть центры, клубы, комнаты народного творчества. Везде ткут – и для себя, и на продажу. В последние годы народное ремесло стало возрождаться. Иметь дома сотканный половик или полотенце стало модным. Потому-то, попадая здесь на русские народные праздники, чувствуешь себя, словно очутившимся в прошлом. Но не в музейной тиши и стерильности, а в настоящей, живой старине – с песнями, танцами, музыкантами, которые играют на гуслях и гармонях, ложках и балалайках. И что самое главное, много детей, подростков, молодёжи тоже одеты в традиционные важские* наряды и чувствуют себя в них более чем естественно.

- Я люблю петь старые русские песни, современные мне не нравятся, потому что они живут лет пять, в них мало содержания, - говорила мне школьница из Верховажья Маша Дубова. - А русские народные живут века, и это чувствуешь. Они напевные, мне очень нравится раскрывать свой голос. Мама у меня поёт, бабушка тоже пела. У нас традиция песенная. Дедушка очень хорошо играет на балалайке и меня научил. И папа дедушки тоже играл на балалайке. И одежда мне старинная нравится – знаете, как удобно в рубахе и сарафане! Это всё настоящее, мама с бабушкой сами ткали и шили.

- Каждый день мы не сидим за станком, других дел хватает, но иногда ткём, - подхватила подружка Маши Галя Шаманина. – Это интересно. Лучше понимаешь, как жили наши прабабушки.

С девочками я познакомилась на межрегиональном детском фольклорном фестивале «Золотые россыпи Устьи», подробнее о нём расскажу в одном из следующих материалов. Поверьте, это был удивительный праздник, надеюсь, что он заинтересует черногорских ценителей русских народных традиций, и быть может, в нашем городе мы когда-нибудь тоже соберёмся на большой фольклорный фестиваль. А почему бы нет?

На фестивале помимо собственно музыкальной программы, где юные музыканты, певцы и танцоры показывали свои умения, было организовано множество творческих мастерских. И, конечно, была площадка ткачества. Куда ж без неё в Поважье?!**

Небольшая выставка старинных важских костюмов, ткацкий станок, который уже давно отметил свой столетний юбилей, но по-прежнему исправно ткёт всё новые и новые метры пестряди, старенькая прялка также в строю. Хозяйки площадки с радостью делятся секретами мастерства – можно самому сесть за станок или прялку, попробовать силы в непростом рукоделье.

Мария Третьякова уже на пенсии, но в глазах огоньки молодости, тяга узнать и научиться новому и вместе с тем желание передать подросткам секреты мастерства, прелесть народной культуры.

- Ткацкий станок явно наш, важский, - говорит Мария Третьякова. - Раньше Устьянский район относился к Вологодской области, и мы не поморы, мы важане. Станок старый, мы его нашли, привели в порядок и сейчас на нём ткём. Сарафаны шьём сами и расписываем важскими узорами. У нас сохранились старинные песни, мы их и сейчас поём, причём песни именно этой местности. У нас есть старенькая бабушка Александра Васильевна Кокорина, и она до сих пор поёт нам! Даже диск не так давно записала. Чтобы передать любовь к старым мелодиям, мы активно приглашаем детей на репетиции в усадьбу, устраиваем праздники и фестивали. Не скажу, что дети охотно откликаются, но есть ребята, которым это интересно, – они играют на традиционных инструментах, поют и танцуют.

О том, что детей надо приобщать к родной культуре, рассказывать об обычаях и традициях, говорится давно и много. Но, увы, далеко не везде и не всегда приобщение происходит успешно. Однако важане, похоже, раскрыли секрет, как сделать историю интересной и живой для детей.

Если посмотреть на календарь мероприятий, к примеру, Вельского района, то просто дух захватывает, а зависть растёт непомерными темпами – ещё бы, что ни день, то праздник! Сегодня  мастер-класс по важской росписи колокольчиков, а завтра развлекательная программа с народными танцами, после фестиваль деревянной скульптуры, а там и катание на русской тройке. Словом, скучать некогда.

- Для молодёжи, подростков мы стараемся постоянно придумывать какие-то новые мероприятия, чтобы они лучше узнали историю нашего края, полюбили традиции Русского Севера, знали о наших великих предках, - говорил библиотекарь вельской центральной библиотеки, а также директор некоммерческой организации АНО «ТРоПА» (точка роста позитивных активностей) Николай Кудрин.  – А чтобы это произошло, нужно сделать занятия интересными. Потому у нас много мастер-классов, других интерактивов. И, конечно, мы отмечаем народные праздники, у нас они проходят очень ярко.

 

НУ ЧТО, ВДАРИМ ПО ЯЙЦАМ?

Один из таких ярких праздников – яичное заговение. Проводится он в селе Андричево Вельского района. Нам, к сожалению, не удалось на него попасть, ведь яичное заговение отмечалось в этом году 19 июня, когда наша экспедиция уже закончилась, но на месте проведения побывали, посмотрели и узнали – что это за традиция такая: яйца катать!

Оказывается, яичное заговение – это православный праздник, воскресный день накануне Петровского поста, через неделю после Дня Святой Троицы, когда ещё можно употреблять скоромную пищу. Видимо, корни праздника уходят в языческие времена, ведь яичное заговение связано с плодородием, новой жизнью, неженатой молодёжью и предками.

*Неподалёку от этой колокольни 19 века и приходской однопристолькой церкви во имя Николая Чудотворца проходит праздник "Яичное заговение"

По традиции в этот день с самого утра парни обходили дома, где были девушки, и собирали яйца. Если девушка жадничала – то не видать ей встреч и общения на вечорках! Так что приходилось раскошелиться и наполнить корзину гостя. Впрочем, позже на опушке парни разводили костёр, а девушки из собранных яиц готовили здоровенную яичницу, которую ели все вместе – молодёжь и старики, дети и взрослые.

- В русской народной культуре яйцо, с одной стороны, это поминальная еда, связь с предками, а с другой – символ новой жизни, - рассказывает Николай Кудрин. – Потому, видимо, и родилась традиция катать яйца. Для этого специально выкапывалась неглубокая яма, вот видите – диаметр  с метр. Скат ямы пологий, чтобы яйца катились, а не падали. Задача так катнуть яйцо с желобка, чтобы оно внизу выбило другие яйца, их перед игрой все участники ставят на кон. Чем больше выбьешь – тем выше шанс на победу. Говорят, что в старые времена парни готовили яйца с зимы, ставили на русскую печь, и что-то там с яйцом такое происходило, что потом оно лучше каталось и чаще побеждало. Правда, не знаю, как оно при этом не протухало, история про данный нюанс умалчивает. Мы на праздник катаем обычные варёные яйца. Раньше играть могли только парни, теперь же все могут попытать удачу.

Примечательно, что буквально накануне яичного заговения президент России Владимир Путин подписал указ об установлении Дня народных художественных промыслов и впервые этот праздник отмечался в день, когда парни в Андричеве катали яйца. Если государство решило особо поддержать народные промыслы, то есть надежда, что русские северяне ещё покажут миру, на что они способны.

 

НА ДОЛБЛЁНКЕ К СОЛОВКАМ

Об умениях и достижениях жителей Русского Севера рассказывать можно долго, им на самом деле есть чем гордиться. Где бы мы ни были, местные жители с гордостью рассказывали о победах своих предков. Но особо меня поразила история о лодках-долблёнках, на которых важане ходили по Белому морю.

Современные долблёнки мы увидели в устьянском центре народного творчества: одна здоровенная и явно бывшая в деле и совсем новенькая, недавно выдолбленная мастерами.

- Единственный мастер по долблению лодок Александр Николаевич Козаков живёт в Верхнем Березнике, - пояснила директор центра Елена Гусейнова. – Делается лодка просто: берётся ствол осины и мастера начинают выдалбливать середину. На последнем этапе выгибают борта, похоже на то, как загибали лыжи или полозья санок. Нагревали камни, лодку заливали холодной водой, и раскалённые камни клали в лодку. Лодка «расходится», т.е. расширяется, затем вставляются распорки в борта, и доводится до полного высыхания.

Лодки делали разные – и на двух человек, а были и на восемь, даже на 12 гребцов! Кстати, чутьё не подвело, служилая лодка в центре на самом деле была в деле, да ещё каком! Современные реконструкторы решили повторить путь старых мореходов и отправились на долблёнке с материка до Соловков. А это, заметьте, почти полтысячи километров. Как реконструкторы дошли до островов – не понимаю.

Впрочем, также не укладывается в голове, как ходили по морю важане. Ведь устойчивость долблёнки стремится к нулю! Чуть качнул – и всё, килем вверх, прощай, солнце. Белое море не Чёрное, загорать долго не получится. А ведь предки нынешних важан наматывали по рекам и морю сотни километров.

Удивительные люди были. Потому, наверное, и культуру такую богатую создали. Пожалуй, именно эта сила духа, что вела важан в дальние походы, заставляла строить мощные и надёжные дома и при этом не забывать о прекрасном, создавая великолепные прялки, утварь и одежду, до сих пор жива в потомках. Ведь многие из современных жителей Русского Севера на самом деле знают и помнят историю своей земли, поют старые песни и занимаются ремеслом, как и их прабабушки и прадедушки.

   Валентина КОРЗУНОВА,

                        фото автора

 

*Важский – так традиционно называют себя жители сёл и деревень по реке Ваге, что течёт в Вологодской и Архангельской областях. «Мы не поморы! Мы важане, - слышали мы всё время от людей, пока были в этноэкспедиции. – И узоры наши – важские».

 

** Поважье – местность по берегам реки Вага.

 

«ЧР» № 47 от 28 июня 2022 г.

 

Новости по теме: