Хочу в заплыв, лечу в забег

Дата публикации: 21.06.2022 - 16:43
Просмотров - 286

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ О СПОРТИВНОМ
БУДУЩЕМ ЧЕРНОГОРСКА

Чем-чем, а спортивными достижениями наш город может гордиться по праву. Черногорские дзюдоисты, боксёры, тяжелоатлеты, баскетболисты регулярно побеждают на соревнованиях. Безусловно, в этом огромная заслуга тренеров Черногорска, которые отдают много сил для воспитания и тренировки учеников. Вместе с тем понятно, что на одном энтузиазме, без поддержки Министерства спорта республики, больших результатов не добиться.

О том, как выстраивает свою работу команда Минспорта, какие имеет приоритеты, что будет сделано в ближайшее время в Хакасии и в Черногорске, в частности, мы поговорили с министром спорта РХ Сергеем Кочаном.

 

ЗАДАЧКИ

НА СЛОЖЕНИЕ

И ВЫЧИТАНИЕ

- Сергей Владимирович, как бы вы обрисовали в целом ситуацию с развитием спорта в республике? Есть ли какое-то долгосрочное планирование, чтобы на местах мы могли понять, чего нам ждать или на что даже не стоит надеяться?

- В 2021 году по заданию федерального министерства мы подготовили концепцию развития детского и юношеского спорта. Федеральная концепция разработана до 2030 года. Мы проанализировали положение спорта в Хакасии, и свой проект подготовили тоже до 2030 года.

Впервые проанализировали материальное состояние в муниципалитетах. Оно требует большого внимания. Особенно остро стоит проблема оттока населения из сёл и малых городов, и это показывает, что нужно вкладываться в развитие спортивных баз не только в столице республике, но и в районах.

Отмечу, что по сравнению с 2021-м годом нам удалось увеличить бюджет Минспорта почти на 200 млн рублей. И сюда входит не только зарплата, а средства на ремонт материальной базы в проблемных городах, например, таких, как Абаза и Сорск.

Также обратили внимание на то, что во многих муниципалитетах были разработаны проекты строительства спортивных сооружений, потрачены на это большие средства. А в результате на саму стройку денег не хватило. В итоге мы разработали свой типовой проект, которым муниципалитеты могут бесплатно воспользоваться, т.е. они получили возможность тратить деньги на более насущные вещи.

- Какие именно типовые проекты были разработаны? Значит ли это, что в том же Черногорске могут появиться новые спортивные сооружения по вашим архитектурно-инженерным документам?

- Проекты: хоккейная коробка с искусственным покрытием,  малое футбольное поле и гимнастический городок. Наша основная идея связана с тем, что мы предлагаем строить новые сооружения возле школ. Ведь в этом случае и детям будет проще заниматься спортом, да и на охране можно будет сэкономить. Отмечу, что Министерство образования Хакасии поддержало нашу идею.  Нужно не делить сферы влияния, а работать вместе на благо людей.

- Вы стали министром спорта Хакасии относительно недавно, полтора года назад. Причём приехали из другого региона. Часто взгляд со стороны помогает увидеть то, что не замечают местные жители. Что заметили вы?

- Да, я много ездил по Хакасии, встречался с тренерами, а в их глазах огня не было. Такое положение надо менять. Мы можем понастроить всё, что угодно, залы, стадионы, спортивные комплексы, но если не будет людей, которые хотят работать, толку не будет.

Сегодня в Хакасии зарегистрировано 44 федерации по разным видам спорта, есть очень активные, но есть вялые. Причём не всегда из-за недостатка средств. И опять проблема упирается в тренерский состав.  Есть тренеры, которые не хотят работать, не верят в спортсменов. Смысл таких держать?

Поэтому у нас появилась идея – создавать не отдельные секции, а целые спортивные центры по видам, чтобы работали группы, один тренер уйдёт – работа не развалится, останутся другие наставники.

- Если говорить о достижениях наших спортсменов, то о каких видах спорта или командах вы бы вспомнили в первую очередь?

- Считаю, что  спорт номер один в республике – футбол. Весной  впервые в истории Хакасии, да и всего Сибирского федерального округа команда мальчиков 12-ти лет завоевала первое место на первенстве России. Это очень большое достижение! Они к нему шли четыре года. И это результат работы молодых тренеров.

Кстати, в сборной команде России по женскому футболу есть девочка из Черногорска. Были спортсмены, которые играли в высшей лиге. Но детей забирали ещё в возрасте 13-14 лет, и Хакасия ничего не получала взамен. А если у нас будет свой центр спортивной подготовки, то можно будет «торговаться». Даже в том случае, когда ребёнок будет уезжать в другой город, то навсегда останется запись, что он из Хакасии, тренером был такой-то. То есть пойдёт информация о республике, узнавание. Глядишь, кто и захочет к нам приехать.

 

ЛЫЖНОЕ БУДУЩЕЕ

- Ещё с советских времён в Вершине Тёи действует центр подготовки лыжников, трёхкратная олимпийская чемпионка Елена Вяльбе часто приезжает к нам. Но при этом Хакасия не может похвастаться своими лыжниками? Почему так происходит? Минспорта обратит внимание на это?

- Да, проблема есть. Елена Вяльбе вышла с инициативой проводить лыжные гонки для детей. А мы не смогли выставить команду, детей - лыжников не было в Хакасии. Вообще не было! И это при том, что есть центр в Тёе. В общем, переосмыслили лыжный спорт, начали работать с другими регионами, чтобы у нас появились тренерские кадры. Искали другие возможности.

Например, для лыжного центра в Вершине Тёи приобрели снежные пушки, но лет пять простояли без дела, тут снега и так много. Мы взяли и привезли эти пушки в Абакан. Поставили и минувшей зимой впервые получили искусственную трассу, где горожане смогли кататься. Всю осень люди нас тормошили – когда вы уже набросаете снег?! То же самое сделали в Черногорске, Шире, Сорске.

Одновременно начали работать тренеры с детьми. В итоге в этом году были соревнования среди детей в Ангарске, и мы выставили полную команду. Да, проиграли. Но дети только-только начали заниматься, однако уже увидели перспективных ребятишек. Есть маленькие звёздочки, так что не надо привозить детей из других регионов, у нас свои чемпионы растут. Бискамжа, Бирикчюль, Балыкса – там работают молодые тренеры, парни воспитывают юных лыжников. Для нас это прорыв.

- Одиннадцать лет назад в Черногорске шумно анонсировали приобретение собственной снежной пушки, мол, теперь-то мы заживём! Будут и лыжня, и соревнования, и возможность побегать на лыжах всем желающим. Однако кроме демонстрации работы пушки больше ничего не вышло. Поэтому, когда минувшей зимой черногорцы услышали, что снежная пушка в парке заработает, то многие обрадовались. Между тем лыжня фактически появилась, когда уже не за горами была весна. Конечно же, интересует, а предстоящей зимой у нас лыжня будет? И когда её намерены сделать?

- В Черногорске со снежной пушкой была целая эпопея (об этой истории мы писали в материале  «Пушка, снег, гора: чьих рук дело?», опубликованном в «ЧР» № 7 от 1 февраля 2022г. - прим.автора). Значительную часть работы сделали неравнодушные люди, можно сказать, на волонтёрских основаниях. Они договорились с «Водоканалом», что под давлением врежутся в систему, чтобы не отключать микрорайон. Сами нашли все шланги, от нас оставалось только привезти пушку, специалиста и подключиться.

Больше того, мы не могли найти генератор. Летом  встречались с главой города, определили, где будет подключение. Когда коснулось дела, ничего не было, не смогли подключить. Так эти энтузиасты сами нашли генератор, бензин оплатил спонсор – и получилась народная лыжня.

Из-за всех этих сложностей лыжню сделали так поздно. Впрочем, в Абакане, когда в первый раз прокладывали лыжню, тоже засыпали трассу лишь в конце января. На следующий год лыжню открыли уже в декабре, так что, думаю, и в Черногорске больше проволочек не будет. Как температура упадёт до минус 10 градусов, так и начнём засыпку.

- Малоснежных городов и районных центров в Хакасии много, а пушек мало. Не получится так, что через сезон - другой отберёте у нас пушку и отправите её в другое место?

- Нет, мы планируем, что снежные пушки постоянно будут работать в Абакане, Черногорске, посёлке Шира и, скорее всего, Сорске. Это, во-первых, даст продление зимнего сезона, во-вторых, организацию нормальной лыжни.

 

ДОБРЫЕ РУКИ ДЛЯ «НЕПТУНА»

- Черногорцев весьма волнует будущее спортивно-оздоровительного комплекса «Нептун». По сути, это единственный бассейн в городе, куда люди могли приходить и заниматься плаванием. Однако осенью 2021 года прошла информация, что «Нептун» закрывают, всё же это частный центр, и предприниматель решил, что бизнес бесперспективен. Вместе с тем это социально-важный объект. Тогда, осенью, комитет молодежи и спорта администрации Черногорска вместе с Минспорта начали искать пути сохранения комплекса. Каковы итоги, есть ли шанс, что «Нептун» по-прежнему будет принимать желающих заниматься плаванием?

- Да, тема приобретения «Нептуна» вызвала широкий общественный резонанс. Сегодня Минспорту не хватает материальной базы, нам негде тренироваться. Негде заниматься людям старшего возраста, инвалидам. Есть школа по адаптивному спорту «Ирбис», но нет возможностей для тренировок. А тут бизнесмен сворачивает дело и предлагает нам бассейн за 50 млн рублей, причём сказал, что если не купим, то он отдаст здание под торговлю или вовсе закроет.

Мы сделали независимую оценку и поняли – это очень выгодное предложение. Так-то комплекс стоит порядка 100 миллионов рублей. Конечно, мы заинтересованы в приобретении. Тем более, по сути, Черногорск, как и Усть-Абакан, – член столичной агломерации, мы все в едином пространстве, рядом живём.

Отмечу ещё один важный момент: к нам пришла статистика из Минобороны, оказалось, что Хакасия на втором месте среди регионов России по количеству призывников, которые не умеют плавать! И это при том, что в республике по статистике около 50 бассейнов, но фактически работают лишь с десяток.

Строить новые дорого, и терять действующие – это разбазаривать имеющееся. Надеемся, что федеральный центр поможет, с 1 сентября уже откроем группы здоровья для детей, будем учить плавать маленьких горожан.

 «Нептун» был полностью на окупаемости. Там есть секции дзюдо, плавания. Туда же мы хотим отправить борьбу, гиревой спорт, карате. Все виды спорта, что есть в Черногорске. Плюс зайдут какие-то республиканские школы.

Помимо этого сейчас плотно работаем с УФСИН. У них было большое помещение в Черногорске, которое сейчас простаивает. Мы вышли на федеральный уровень, заявились с проектом республиканского центра для одарённых детей, который будет работать в этом пустующем здании. Получили два модуля из федерального центра, и теперь можем тестировать детей на одарённость. Более того, уже опробовали их.

Хотим сделать республиканский медицинский центр на базе училища олимпийского резерва как составляющую часть центра одарённых детей. Приняли спортивного психолога, такой специалист у нас также появился впервые. Нередко дети уходят потому, что их не смогли убедить, разобраться. Также нельзя отрицать влияние интернета, а психолог поможет сделать правильный выбор.

Кстати, как-то был в Таштыпе и глава рассказывал, что самое популярное место в посёлке – гора, где стоит вышка мобильной связи. Это же заставляет задуматься – не спортзал, не футбольное поле, а место, где есть сеть и выход в интернет!

Перед Новым годом федеральный центр дал нам 100 млн рублей на две умные площадки. Одну такую мы сделали в Черногорске - зимнюю, в этом году сделаем в Абакане.

 

ВРЕМЯ СТРОИТЬ

- Как говорится, аппетит приходит во время еды, так и у нас – есть теперь лыжня, новые площадки, с бассейном перспективы хорошие, а хочется ещё больше. Что-то будет построено в Черногорске? Какие-то новые спортивные сооружения появятся?

 - На 2023 год есть программа в Минспорта РФ по частно-государственному партнёрству. В её рамках выделается 3 млрд рублей. В том числе за счёт этих средств в Черногорске планируется строительство футбольного манежа на два футбольных поля, цена вопроса порядка 100 млн рублей. Я предлагаю построить напротив спортивной школы «Сибиряк». Кстати, там изначально и планировался ФОКОТ.

Также у нас есть большие планы на стадион «Шахтёр». Возможно, туда положим искусственное поле. А может, сделаем искусственный лёд. Надо восстановить трибуну – это 3 тысячи мест, и, быть может, хоккейный клуб «Саяны» будет там играть.

Как-то в правительстве был разговор, мол, озвучьте ваши предложения по Черногорску? И мы составили в план, в том числе строительство плоскостных сооружений, восстановление «Уголька». Вообще у меня на Черногорск большие планы. Во-первых, там есть свободная земля, во-вторых, она там дешевле, чем в Абакане, а расстояние между городами маленькое. Также хотим создать республиканский центр по хоккею в Расцвете.

Мы уже говорили о лыжне в городском парке, так вот, летом тоже хотим её задействовать, сделать велодорожку и беговую дорожку. Планировали запустить этим летом, но в связи с отсутствием проектно-сметной документации, думаю, что будем включать в план на следующий год.

- Много лет в запустении стоит здание рынка у автовокзала. Помнится, там хотели сделать спортзал. Помещение огромное, потолки высокие. Будет ли там всё же зал или нет? Хотели купить и построить там спортзал. Как будет?

- Это наше здание, но, увы, бесперспективное. Смотрели его с проектировщиками, планировали, как центр борьбы. Однако сейчас здание проще снести и построить новое, чем восстанавливать. Оно в ужасном состоянии. 10 лет стояло бесхозное, нарушены несущие конструкции. Но строить мы будем, видимо, рядом.

Мы разработали малобюджетный, универсальный зал - в нём могут заниматься секции борьбы, штанги, все единоборства. Единственный недостаток зала – невозможны игровые виды спорта, высота всего 4 метра.

Когда разрабатывали проект, хотели, как минимум, строить в республике по 10 штук в год. Цена 15-18 миллионов рублей, но в новых ценах уже 35 млн, а бюджет-то прежний.

Черногорск славен своими гиревиками, надо поддержать тренеров и федерацию. Поэтому именно там надо делать центр гиревого спорта. Если не получится новый зал, то будем делать в помещение бывшего УФСИНа.

Сейчас в республике четыре базовых вида спорта – лёгкая атлетика, спортивная борьба, дзюдо и настольный теннис. Ещё подали заявки на включение в список адаптивных видов спорта, бокса, кикбоксинга, хоккея с мячом и женского волейбола. Если удастся пробить, чтобы их включили в список базовых, то это, как минимум даст дополнительно 3 млн в год финансирования на развитие спорта.

По федеральной программе развития спорта в 2022 году Хакасия получает 250 млн рублей. В ней объекты в Тёе (60 млн), Усть-Абакане (достройка спортивного зала – цена вопроса 200 млн, по программе – 140 млн) и 60 млн пойдёт на Абакан.

Конечно, рост цен повлиял на стройки, но на ввод в строй нет. Мы начали работать с поставщиками из Китая, переориентировались после введения санкций. 

Сейчас в приоритете нацеленность на рост всероссийских соревнований. Хотим, чтобы больше к нам приезжали, это хорошо для команд, для судейского корпуса – повышение квалификации и плюс – узнаваемость региона.  Также больше сможем охватить детей.

Но нужно подходить с умом. Вы знаете, сколько в Хакасии проводится турниров по борьбе? 54! В среднем каждую неделю по турниру! Но невозможно же организовать качественное мероприятие с такой частотой. А ведь на это идут деньги. Бывало, что турниры проходили одновременно, в итоге – не хватало судей! И детей не хватало! Зачем так делать? Какой смысл? Ведь турнир – это этап, подведение каких-то итогов. Если каждую неделю – то это уже обыденность, а не итоги. И это при том, что очень не хватает борцовок, кимоно и т.д., нужно самим думать и искать деньги. Так что мы сейчас заняты одновременно поиском оптимальных решений, запуском важных проектов и работы на видимый результат.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива автора. «ЧР» № 45 от 21 июня 2022 г.

Новости по теме: