Всех убью, один останусь

Дата публикации: 19.04.2022 - 10:33
Просмотров - 516

В интересное время мы живём, с одной стороны,  на государственном уровне активно пропагандируется воспитание любви к чтению, особенно среди подрастающего поколения. Тут тебе и всевозможные литературные, читательские конкурсы, и марафоны, и флешмобы, да чего только нет. А с другой, не раз на встречах с подростками возникала тема – книг-то много, а читать нечего. По крайней мере из разряда, так сказать, серьёзной литературы.

Точнее, даже не так. Книг-то хватает, как и лауреатов всевозможных литературных премий, вот только осилить эти произведения дано не каждому. Тот же, кто доплывёт до конца книги, нередко становится в тупик – то ли он такой… недалёкий, мягко скажем, то ли с «большим автором» что-то не так.

Несколько лет назад на чемпионате по чтению вслух среди старшеклассников «Страница» на мой вопрос: «А какие-то современные книги интересны? Кого из авторов читаете?» участница ответила: «Пробовала читать современных авторов, но бросала. Я сначала по рекомендации учительницы «Похороните меня за плинтусом» начала читать, потом «Географ глобус пропил» - и обе книги не смогла, очень всё мрачно. Безнадёга полная. Хочется то ли убить кого-то, то ли самой умереть».

И в самом деле, когда читаешь современную премиальную литературу, возникают, прямо скажем, не самые здоровые мысли. Впрочем, а с чего им быть здоровыми, если книги такие?

Откройте хоть Иванова, хоть Санаева, Яхину, Водолазкина, Сорокина, Быкова, Улицкую – список можно долго продолжать, но смысл останется прежним: «В этой мерзкой стране жить нельзя. Все вокруг уроды, сволочи и быдлота». В общем, как пишет в своих произведениях нобелевский лауреат Светлана Алексиевич: «Не поротых поколений нам не дождаться; русский человек не понимает свободу, ему нужен казак и плеть… Два главных русских слова: война и тюрьма. Своровал, погулял, сел… вышел и опять сел…»

- А что, разве всё в жизни хорошо? Разве не бывает таких вот завучей, как в «Географе», или таких бабушек, как в «Плинтусе»? – заявит оппонент. Не спорю, бывает. Но в том и отличие понятий «все подряд» от «бывает и такое». Русские и советские классики тоже не только лишь о высоконравственных мудрецах писали, мерзавцев в их книгах хватает, да вот героев из них не делали.

В современной же «интеллектуальной литературе» сделать главным героем морального урода – необходимое условие для успешного шествия по конкурсам и премиям. И мало того, что с одной стороны читателя поджидают мрак, подлость и грязь, так с другой слишком часто ещё и невозможный, пахабныйи  безграмотный язык.

Сколько лет уже в юмористических подборках любят цитировать фрагменты из школьных сочинений, мол, вот детишки какие необразованные, чушь пишут, а учителям бедным читать. Так педагоги хоть деньги получают за мучения! Читатель же, покупая за свои кровные очередной «бестселлер», рискует нарваться на фразочки, до которых даже двоечники не додумались.

Например, у широко разрекламированной Гюзели Яхиной в «Винтовке» встречаем такой пассаж: «Майя ползла вверх, считая подбородком ступени... Все-таки женщине труднее ползти по ступеням, чем мужчине: грудь мешает. Хоть и маленькая. Приходится каждый раз аккуратно класть ее на ступеньку, как на полочку».

Брр… Этот  образ уже много месяцев преследует меня во сне: грудастая гусеница на лестнице с винтовкой. За что ж так читателя-то не любить?

Критик Александр Кузьменков в своём разборе книги Романа Богословского «Токката и фуга» выдаёт подборку перлов со своими комментариями:

«Он прицелился в меня в детстве и выстрелил в юности. Потом ощипал потроха и стал разделывать», – потроха, значит, снаружи были? Новая анатомия: Хармс уволен без выходного пособия.

«Зрачки Эдиза задергались, сгрудившись в верхней части глаз», – новая анатомия, часть вторая: сколько у этих басурман зрачков в каждом глазу, если они могут сгрудиться?

Критик и писатель Светлана Замлелова: «Примеры из сочинений современных писателей, лауреатов, кстати, многих премий: «Голубев так и этак пытался проникнуть внутрь, и пока подпрыгивал и лез, выпил всю водку» (О. Славникова, рассказ «Русская пуля»); «Наши девушки целомудренны, а многие невинны»(О. Славникова, роман «Лёгкая голова»); «Он развёлся с женой, питался на пенсию своей матери» (З. Прилепин, роман «Санькя»); «Галя сидела в гимнастерке и больше без всего» (З. Прилепин, роман «Обитель»); «Насладившись заключенными в янтарь богатством природы» (И. Абузяров, роман «Мутабор»).

И продолжать примеры подобных «речекряков» (термин критика Инессы Ципоркиной) можно очень и очень долго.

Года полтора назад в сети вышла я на сайт – «Альтерлит», и, честно признаюсь, литературная жизнь перестала быть мучительной дрянью. «Альтерлит» - объединение нескольких критиков и писателей, на самом деле умеющих пользоваться русским языком, любящих его. Читать статьи на этом портале – удовольствие. Вадим Чекунов, Сергей Морозов и Александр Кузьменков, Инесса Ципоркина и Светлана Замлелова своими текстами убеждают – не умерла русская литература, живёт ещё русский язык!

В одном из интервью Вадим Чекунов так ответил на вопрос, почему решили создать «Альтерлит», редактором которого он является:

- Наша литература серьезно больна. Читателей настолько перепичкали откровенной дрянью, выдавая ее за литературные достижения, что люди просто ждали, когда кто-нибудь раздаст сестрам по серьгам. И сделает этот процесс увлекательным, заставив всю литературную лакейскую нервничать и пыхтеть. Ведь совершенно верно у Замятина сказано: «Смех – самое сильное оружие. Смехом можно убить всё». Смех оказался эффективным оружием против нынешних «царей горы»… Наша же российская премиальная литература, та, что крутится в шорт-листах и награждается, – какое-то невероятное месиво из антисоветчины, русофобских установок и пошлятины.

Минувшей осенью в литературной жизни страны произошло ещё одно событие – выпуск книги «Проклятые критики». В этом сборнике, редактировал который Юрий Поляков, собраны лучшие публицистические и критические статьи о современной литературе. Впрочем, немного материалов есть о литературе советской.

Признаться, впервые мне довелось прочитать положительную рецензию на роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь». Книга была написана больше полувека назад, но темы, проблемы, заявленные в ней, весьма актуальными остаются и сегодня.

Словом, всем, кто любит и ценит хорошую литературу, рекомендую найти сборник «Проклятые критики». Как писал Юрий Поляков: «Думается, эта книга будет полезна не только тем, кто преподает современную литературу в школе или вузе, тем, кто научно разрабатывает данную тему, тем, кто собирается пополнить редкие ряды честной критики. Сборник рассчитан и на обычных читателей, на тех, кто просто хочет разобраться, понять: какие писатели достойны внимания, а каких даже не стоит брать в руки, ибо к литературе они имеют такое же отношение, как Хлестаков к «Юрию Милославскому».

Валентина КОРЗУНОВА,

«ЧР» № 29 от 19 апреля 2022г.

Новости по теме: