Опалённый Афганской войной

Дата публикации: 15.02.2022 - 14:31
Просмотров - 265

Каково это – быть похороненным дважды?! А ведь именно так произошло в судьбе ветерана черногорской милиции Михаила Хрунова во время службы в Вооруженных Силах на территории Афганистана.

Впервые весть о том, что Михаил погиб, разнеслась на боевом задании: в составе колонны КамАЗов он поехал в Союз за новой техникой, которую необходимо было получить и перегнать в Афганистан.  По пути следования, на одном из привалов, пуля снайпера сразила водителя. А в часть пришло извещение о том, что погиб Хрунов. Когда Михаил вернулся в часть, солдаты при виде его, живого, потеряли дар речи…

А во второй раз одного из сослуживцев Михаила отправили на родину в цинковом гробу. И по странному стечению обстоятельств (что-то напутали в военкомате), родителям Михаила сказали готовиться к худшему. Мать в ожидании достоверной информации о сыне буквально почернела от горя, да и отец ходил сам не свой. Но волею судьбы солдат вернулся домой целым и невредимым. 

Михаилу Хрунову выпало служить в Афганистане именно в разгар той страшной войны. Впрочем, всё по порядку.

После окончания школы парень не прошёл по конкурсу в высшую школу милиции и пошел работать слесарем в АТК, потом водителем на швейную фабрику. А осенью 1981 года был призван на службу. После нескольких месяцев в учебке (в Литве, в воздушно-десантных войсках) Михаила направили в дивизию, которую готовили для отправки в Афганистан.

Для командировки на войну отбирали молодых, физически крепких, хорошо зарекомендовавших себя ребят.

Михаил прибыл в Афганистан со специальностью «механик-водитель боевой машины десанта». Уже на месте пришлось переквалифицироваться и освоить бронетранспортер, отличающийся боевыми и техническими характеристиками от освоенной боевой машины десанта. БТР-70, как показала военная практика, прочнее, чем БМД, в которой при подрывах на фугасах погибал сразу весь экипаж.

Знакомство с чужой страной произвело удручающее впечатление: при завораживающей красоте природы  - не завуалированная нищета, отсутствие цивилизации, ощущение, что ты попал в какое-то далёкое прошлое. А ещё сложно было определить возраст мужчин. Все как на одно лицо: с бородой и чалмой на голове….

Молодые солдаты сразу почувствовали суровое дыхание войны: взрывы, стрельба, стоны раненых. А чёрные глаза местных жителей словно сверлили насквозь. Некоторые из них вели себя крайне двусмысленно по отношению к советским солдатам:  в первую минуту могли одарить добродушной улыбкой, а в следующую - воткнуть в спину нож.

Во время командировки Михаил с другими солдатами охранял резиденции Бараки Барака,  также виллы первых лиц и госпитали, кроме того,  участвовал в боевых операциях.

Многих друзей Михаил потерял…. Об одном из них он, крепкий, мужественный человек, подполковник милиции в отставке, до сих пор не может вспоминать без слёз:

- Был парнишка из Красноярского края. Мы вместе служили в учебной части. Особо в учебе он усердием не отличался, да и у руководства к нему то и дело возникали нарекания. В какой-то момент его даже перевели в кочегары.  Но по натуре он был добродушным и честным, мы как-то с ним сдружились, он рвался за мной в Афганистан. Тогда я походатайствовал перед руководством части, чтобы его направили туда вместе со мной. Только я поехал в качестве водителя БМД, а он  попал в разведывательную роту, стрелком. При десантировании из БТР он попал на мину и погиб…  Я всё корю себя: не уговори я тогда начальство отпустить его со мной, возможно, всё сложилось бы иначе…

Служба в горячей точке ещё сильнее распалила в Михаиле желание поступить в милицию. И в декабре 1983 года он поступил на службу инспектором дорожного надзора отдельного дивизиона ДПС УВД Хакоблисполкома. Осенью 1987 года сотрудник перешёл на службу старшим инспектором дорожно-патрульной службы отделения ГАИ отдела внутренних дел Черногорского горисполкома УВД Хакоблисполкома.

В 1991 году Михаил Хрунов становится командиром взвода дорожно-патрульной службы отделения ГАИ Черногорского ГОВД. Всего через три года он уже заместитель начальника ГАИ, а ещё через четыре, в 1998 году, Михаил Иванович встаёт у руля городской ГИБДД, где служит вплоть до 2004 года, а потом уходит на заслуженный отдых.

К слову, вчерашние коллеги и сослуживцы называют Михаила Ивановича не только мудрым и справедливым, но, что немаловажно, человечным руководителем. Он ни разу  не повысил голос на сотрудников, при этом в подчинённом ему коллективе всегда царила крепкая дисциплина.

Михаил Иванович вспоминает:

 - Раньше отношение к стражам порядка было более уважительное, что ли… Бывает, за версту увидишь милицейскую фуражку, и само собой возникает желание встать во фрунт! Сегодня  некоторые граждане чувствуют себя фривольно и безнаказанно. Иные даже норовят спровоцировать полицейского на драку.

По наблюдению Михаила Ивановича, водители раньше тоже были более дисциплинированными на дороге. Вот как он сам об этом говорит:

- Может, современные реалии диктуют и другое поведение? Например, у меня есть знакомые таксисты. Для некоторых из них извоз  - основной заработок. Они грубо и неоднократно нарушают скоростной режим и другие правила дорожного движения, чтобы больше людей развести, больше заработать. Пытаешься их образумить, но даже испытываешь неловкость: они ведь взрослые люди, отцы семейств! Они же парируют: дома жёны, дети, их кормить надо, любая копейка не лишняя, тут уж не до морали…Что касается пьяных за рулем… К сожалению, нетрезвый водитель в нашей стране - это почти норма.  Например, из опросов населения слышал о том, что почти сорок процентов водителей хотя бы раз садились за руль в нетрезвом состоянии. Вон возьмите, например, Шира, там на днях задержали водителя, который девять (!) раз сел за руль пьяным.

Вообще же, по мнению героя нашей зарисовки, веяния времени имеют значение. Однако главное - нравственный стержень человека, его моральные устои.  Честь, совесть, порядочность - вне времени.

Михаил Иванович очень быстро нашел применение своим деловым и профессиональным качествам и на гражданке. Уже много лет успешно трудится в частной охранной организации «СОБР. РУ - Хакасия», внося безукоризненным отношением к вверенному участку работы свою лепту в успех разреза «Степной».

Казалось бы, столько лет прошло с афганских событий, но память не может загладить боль войны: воспоминания словно въелись в кровь. Видимо, именно по этой причине супруга Михаила Ивановича давно уже спрятала подальше от глаз оставившие шрам на сердце мужа афганские снимки.

Вместе с тем из жизни, как из песни, слов не выкинешь. Афганистан  был в судьбе ветерана милицейского труда и … остается вехой в памяти.  Михаил Иванович состоит в управлении Усть-абаканского местного отделения ветеранов «Боевое братство».  Вместе с коллегами по организации проводит работу по патриотическому воспитанию молодежи. Это и соревнования, и военно-спортивные игры, уроки мужества, участие в митингах, посвящённых памяти воинов-интернационалистов. А ещё Михаил Иванович до сих пор поддерживает связь с жителем Красноярского края Юрием Лукиным, с которым полтора года оттрубил в Афганистане.

Завершая наш разговор, Михаил Иванович как бы подытоживает его простыми, но такими важными и правдивыми словами:

- Нам повезло жить под мирным небом, просыпаться утром не от разрыва снарядов, а от пения птиц. Многие уже забывают, какой ценой этот мир нам достался… А Афганистан напомнил мне и многим моим сослуживцам о том, что война это не просто страшное слово. Это разрушения и хаос,  горе,  страх,  ужас,  смерть, невыносимые боль и страдания.

В преддверие Дня памяти воинов-интернационалистов ветеран милицейской службы желает всем только чистого голубого неба, здоровья и благополучия.

         Алёна ТОТОРОВА. «ЧР» № 11 от 15 февраля 2022 г.

 

Новости по теме: