Встречи без галстука

Дата публикации: 01.02.2022 - 15:57
Автор:
Просмотров - 403

Вадим никогда не надевает на работу галстук. Он рассудил, что слишком строгий, деловой костюм не позволит человеку раскрепоститься в кабинете психолога. Удобный неброский свитер, свежая рубашка – вот и всё, что нужно, чтобы быть на одной волне со студентами.

 Психологом в механико-технологическом техникуме Вадим Учайкин работает второй год, одновременно учится в магистратуре МПСИ Хакасского госуниверситета на клинического психолога.

 - Как это часто бывает, профессию выбрал сначала, чтобы разобраться в себе, справиться с переживаниями и вопросами, которые не давали покоя. Уже на факультете психологии понял, что начал меняться, к примеру, ушла вспыльчивость, раньше я мог закипеть мгновенно, наговорить лишнего. Сейчас вывести меня из себя практически невозможно.

- То есть ответы на вопросы нашлись?

 - В основном да, но я понял, что каждому психологу тоже нужен психолог. Ни один из нас, психологов, не может помочь ни близкому человеку, ни самому себе, потому что иногда приходится говорить то, что может его обидеть, а делать больно не хочется.

 - А психолог тоже делает больно?

 - Иногда помощь бывает болезненной, принять некоторые вещи очень сложно, зато потом приходит облегчение. Никогда не надо бояться перемен, нужно  довериться психологу. Он просто даст рекомендации, а уж вы сами решите, воспользоваться ими или нет.   Главное – открыться, пойти на диалог. По щелчку пальца вашу проблему не решит даже самый талантливый и опытный специалист. 

 - А если хочу открыться, но не могу… Не привыкли мы доверять свои тайны другим людям, порой даже самым близким.

 - Есть способы раскрепостить любого. Но на особо замкнутых клиентов давить нельзя. Я не пристаю с расспросами с порога, на первой консультации мы просто беседуем на отвлеченные темы, узнаю, чем интересуется человек, чем занимается, стараюсь встать на его место, проявить эмпатию. Иногда людей, которые очень стесняются, оставляю одних в кабинете минут на пять. Это помогает им освоиться. С теми, кто открыт, приступаем к общению с первых минут.

 - Чем отличается работа с подростками, молодыми людьми от консультаций  взрослых?

 - Ответственность у психолога в школе или техникуме очень большая.  Самое главное –   не сломать подростка, не отпугнуть, понимать, что им правят эмоции, а здравый смысл чаще всего отключен. Я продолжаю учиться, но все-таки ошибаться нельзя, ведь речь идет о детях, они переживают важнейший период становления личности, поэтому часто обращаюсь за помощью с разными вопросами к своему научному руководителю, он психолог высшей квалификации.

Моя работа – к сожалению, или к счастью – не сводится лишь к одним консультациям тет-а-тет. Проводим разного рода тестирования,  работаем с детьми, которые стоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних за совершение правонарушений, уход из дома, попытку суицида и другое.

Первое тестирование - на адаптацию – первокурсники проходят уже через два месяца после начала учебы, при этом на первом этапе изучаем его адаптацию к учебному процессу, взаимодействию с преподавателями, а второй аспект – адаптация к коллективу группы. Выявляя ребят, которые не влились в коллектив, подготавливаем тренинги на сплочение, находим разные способы сблизить, подружить детей. У тех, кто не стал с коллективом единым целым, считает, что к нему придираются преподаватели, возникает тревожность, а это уже серьезная причина работать с подростком отдельно.

На круглые столы и другие встречи привлекаем сотрудников полиции, врачей из наркологии. Важно, что о вреде наркотиков мы говорим простым доступным языком, встречи проходят в режиме диалога, ребята не стесняются задавать вопросы.

- Недавно присутствовала на занимательной игре, которую вы проводили для студентов. С первого взгляда, логическая головоломка, вот только каждая попытка выиграть приводила к потере балла. Некоторые рисковали и теряли всё, если не могли остановиться.  

 - Игра – очень интересный и эффективный способ донести информацию. Целью этой было показать детям, что поддаться азарту и уйти на скользкий путь очень легко, но стоит ли это делать ради минутных удовольствий?

Кстати, есть особое тестирование на риски быть вовлеченным в употребление наркотиков и психотропных веществ (официально оно называется социально-психологическое тестирование, или СПТ). Дело это добровольное, но обычно тест проходят все ребята до 18 лет (родители дают письменное согласие), и хорошо, потому что он очень эффективный, дает реальную оценку ситуации. Вопросы созданы на основе разных методик и, естественно, завуалированы, а также есть шкала достоверности ответов. Представьте себе, компьютер может определить, что человек врет (не будем раскрывать, каким образом).

СПТ проводится в два этапа: сначала проходит компьютерная диагностика, второй этап - сдача анализов в наркологии теми, кто склонен к употреблению опасных веществ.

В прошлом году среди студентов нашего техникума было два процента ребят, которые имеют высокую вероятность пристрастия к наркотикам. С ними мы работали плотно (приглашали на круглые столы, проводили индивидуальные беседы) и получили отличный резонанс: в этом году ребят с риском не выявлено. Еще один хороший показатель: с прошлого года вдвое сократилось число студентов, стоящих на учете в полиции.

 - С чем приходят ребята в ваш кабинет?

 - Часто молодые люди спрашивают, как научиться говорить нет. Каждому необходимо владеть умением отказывать, однако не у всех оно есть. Я сам обращался с этой проблемой к психологу. В конце концов научился задумываться, что получу или потеряю я в случае моего согласия, и что потеряет человек, если я ему откажу. Теперь сам могу научить ребенка, как не растрачивать свою энергию на тех, кто хочет им воспользоваться.

Помогаю пережить неразделенную любовь, завершение отношений. Молодые люди склонны идеализировать первую любовь, поэтому и забыть ее порой не могут год, два, а то и пять. Часто приходится слышать: «Я больше такого не встречу. Он самый лучший». Многие не могут понять, в чем причина разрыва, вместе мы стараемся докопаться до истины, и часто находим ее в детстве, а точнее, в копировании поведения родителей. Девочка повторяет ошибки мамы, мальчики – отца.    

 - И конечно, разбираете детско-родительские отношения?

 - Да, причем разные аспекты. Кто-то сталкивается с неодобрением родителями своего партнера. Предлагаю понять их с помощью простого вопроса: хотел бы я, чтобы будущий сын встречался с такой же девушкой? Часто ребята задумываются... Многие молодые люди скрывают свои симпатии от мамы и папы, предполагая, что наткнутся на неодобрение или даже ультиматум прекратить общение.

Конечно, для родителей их дети, даже повзрослевшие, остаются детьми, но если вы хотите доверия, честности со стороны ребенка, то приложите усилия, не настаивайте, чтобы он повторял ваш путь. Да, это поколение не такое, какими были вы в юности, у них тысяча возможностей, весь мир открыт для них, они свободны для новых дел.

- Всё это не высшая математика… Но почему люди не могут понять друг друга?

 - Потому что нами правят эмоции. И вообще если захотеть, то во всем можно разобраться, только для этого нужна холодная голова. Надо взвесить все за и против, расставить правильно приоритеты.  Главный совет родителям – разговаривать с детьми как можно чаще. Многим нужна просто поддержка и внимание. Не надо делать акцент на плохом, это не будет мотивацией для человека. Наоборот, даже единственный правильный шаг, который заметили и оценили высоко, станет толчком для дальнейших действий, развития.

 - Я видела, как одна учительница вместо того, чтобы отмечать ошибки красной пастой, выделяла зеленой правильные ответы.

 - Это намного лучше! Если ребенок открывает тетрадь и видит повсюду красное (а красный цвет – это тревога, стоп, плохо), даже если часть работы сделана без ошибок, он расстраивается, принижает свои достоинства, достижения. Часто и дома дети слышат аналогичное, а ведь их надо как можно чаще хвалить. Даже совсем маленьких, которые впервые сами сели на горшок. Хвалить, конечно, не просто так, а за конкретные дела, иначе перекос пойдет в другую сторону.

- Используете гельштат-терапию?

 - Этой методикой (проработка нерешенных проблем) я владею, но пока использую ее редко, потому что в 15 лет у многих еще не было ситуаций, которые проникают глубоко внутрь и саднят, но в этом возрасте они могут случиться. Чтобы в будущем они не стали невидимой стеной, их нужно прорабатывать прямо сейчас. Вот поэтому очень важно присматриваться к детям и родителям, и нам, педагогам.

С преподавателями мы работаем единой командой. Если педагог замечает изменения в студенте (стал молчаливым, встревоженным, заторможенным), находит тактичные слова, чтобы привести его ко мне на консультацию. Всегда даже во втором корпусе на улице Энергетиков дежурит кто-то из членов социально-психологической службы техникума: или замдиректора по воспитательной работе, или социальный педагог, или психолог. Если что-то случается, то могу мгновенно приехать и во второй корпус, и в общежитие. Я вообще открыт для общения с ребятами в любое время, даже в нерабочее, у всех есть мой номер телефона на тот случай, если понадобится экстренная помощь. Хотя такое случается редко, студенты понимают, что такое личное время.

 - Дома удается отвлекаться от чужих проблем?

 - Я научился этому, иначе есть угроза эмоционального выгорания. Иногда от студентов слышу такие шокирующие истории, что приходится выходить на свежий воздух, чтобы прийти в себя. Так что дома просто необходимо переключаться, для этого хорошо подойдет физическая нагрузка, чтение книг… Но все-таки становиться совсем безучастным нельзя, это неправильно. Не буду сопереживать – тогда какой из меня психолог? Сейчас, работая в техникуме, я нисколько не жалею, что выбрал такой путь.

Анастасия ХОМА,

фото автора

«ЧР» № 7 от 1 февраля 2022г.

Новости по теме: