Владимир Кузьмин: «Секрет молодости?  Работа с детьми!»

Дата публикации: 07.12.2021 - 11:41
Автор:
Просмотров - 860

В небольшом спортивном зале 19-й школы, где проходят тренировки юных дзюдоистов, летают кимоно: второклассники, утомленные сидением за партами, резвятся на полную катушку. В это время тренер Владимир Александрович Кузьмин возится с детским кимоно: из брюк выскочил шнурок, и тренер пытается вставить его на место с помощью булавки. Мальчишка сидит рядом, стыдливо кутаясь в куртку, а мимо продолжают мелькать чьи-то кудрявые головы, русые косы, босые ноги….

Наконец Владимир Александрович справляется с непростой задачей, тренировка начинается. Как по мановению волшебной палочки (что он такого сказал, я не уловила) дети, краснощекие, запыхавшиеся, выстраиваются в линейку. Два десятка любопытных глаз впиваются в тренера, а тот, не теряя ни минуты, дает задание и первым встает в строй, чтобы ребятня бежала, прыгала, скакала, повторяя за ним. С тигриной ловкостью Владимир Александрович, который разменял седьмой десяток, делает со второклашками разминку, а потом показывает простые элементы техники дзюдо. Возможно, кто-то из этих ребят только в начале большого пути и через много лет будет вспоминать вот эти занятия на татами как первые шаги к титулу чемпиона.

Впрочем, привести детей к чемпионству не главная задача тренера. Вырастить человека с правильными жизненными ориентирами, для которого не будет компромиссов, когда он встретится с опасными соблазнами и сомнительными удовольствиями, который не предаст настоящую дружбу, не подставит товарища, не подведет родителей, не спасует перед трудностями – вот чем хотелось бы гордиться учителю, искренне болеющему за своих учеников. Доступна ли такая глобальная миссия спортивному наставнику? Думается, что да, во всяком случае первые воспитанники Владимира Кузьмина без колебаний подтвердят, что именно это, помимо техники дзюдо, они приобрели на тренировках, которые он проводил еще тридцать лет назад.    

Спортивный стаж Владимира Александровича еще больше. Первую грамоту за победу на ковре он получил  в 1972 году 11-летним мальчишкой. На тот момент самбо  занимался всего-то недельки три. Родители еще не знали-не ведали, что Вовка бегает на тренировки – не было такого контроля, как сейчас, когда можно отслеживать передвижения ребенка и даже подслушивать за ним с помощью умных часов. Ездил он из Девятого поселка в «Луначарский» вместе со всей «бандой» – Шубиным, Рязанцевым, Елисеевым, в будущем именитыми спортсменами, классными тренерами… Не знал тогда, что дзюдо свяжет его с этими девятовскими пацанами крепкой нитью, станет делом, которому они посвятят жизнь.

Юность

Единственным тренером по самбо в Черногорске в начале 1970-х был Павел Никитич Садовский. Ребят в секцию он набрал много, заниматься со всеми времени не хватало, поэтому привлекал старших парней как тренеров для новичков. 17-летние ребята, такие как Александр Жуков, Валерий Найдишкин и другие, вели группы мальчишек. Потом Павел Никитич отбирал лучших и сам работал с ними, готовил к соревнованиям.

- У меня были хорошие физические данные, поэтому обучение давалось легко, сразу пошли победы, - вспоминает Владимир Александрович. - Я первый среди своих сверстников поехал на соревнования в Красноярск, ребята мне даже завидовали. Правда, продул их.

И понятно, почему: растерялся мальчишка, оказавшись в большом спортивном зале, где на тебя пристально смотрит несколько сотен болельщиков, среди хорошо экипированных спортсменов – в настоящих шортах, кожаных борцовках... Ребятам из Черногорска было даже неловко выходить на ковер в носках или чешках, вместо шорт часто приходилось бороться в обычных трусах, на которых нашивали полоски… Через полгода на следующих состязаниях Владимир реабилитировался – собрался и показал хорошую борьбу, череда турниров (первенство края, крайсовета, спартакиада школьников) принесла медали разных достоинств.

 - На тренировках я ближе познакомился с Сашей Рязанцевым, подружились, выступали в одной весовой категории, - рассказывает В. Кузьмин о своем именитом товарище. -  Поначалу я был сильнее, легко побеждал его за пятнадцать секунд, но он оказался настырным, трудолюбивым и года через три подтянулся до моего уровня. В финалах мы часто боролись за победу, выигрывали по очереди. Потом уже он говорил, что я для него был мишенью, на мне тренировался.

Я если честно, был лентяем, мог пропускать тренировки, увлечься чем-то, а он всего себя отдавал спорту. Как-то отец приехал с работы (наши с Саней отцы работали на шахте) и сказал: «Друг твой кросс бежит, а ты в это время бездельничаешь…» Благодаря своему старанию, он первый попал в сборную края и начал ездить на сборы,  соревнования за пределы края.

Дзюдо настолько сплотило друзей, что они вместе решили поступать после школы в институт цветных металлов в Красноярске. Сама металлургия была парням не столь интересна: ставили перед собой задачу тренироваться в сборной края. Однако  вступительные экзамены с треском провалили, потому что вместо курсов, которые проходили в течение месяца в институте, ездили два раза в день на тренировки. После неудачи на математике от грандиозных планов пришлось отказаться, даже красноярские тренеры, заметившие талантливых ребят, уже ничего не могли поделать. Единственное, чем они помогли Кузьмину и Рязанцеву, - устроили их в хлебный магазин, чтобы они остались в Красноярске и продолжали тренироваться.

 - Здесь в Черногорске, казалось, для нас как для дзюдоистов будущего нет, потому что Садовский тренировал с перерывами, а других тренеров не было. Правда, попытка зацепиться в Красноярске тоже не удалась – вернулись домой, - рассказывает Владимир Александрович.

На пути к тренерству

Потом была армия. Первым служить ушел Кузьмин. Два года он выполнял обязанности радиотелеграфиста в военной части под Улан-Батором. Конечно, длительный период без полноценных тренировок стал решающим  для него как спортсмена: по возвращении домой он еще пытался дотянуться до статуса мастера спорта, но не хватило совсем немного. Рязанцев же, служивший в спортроте, повысил уровень своей подготовки и, демобилизовавшись, сразу выполнил норматив мастера спорта. В Черногорске он получил тренерскую ставку, а Кузьмин устроился в народное хозяйство, но неформально тоже был тренером, подхватывал группы, когда Рязанцев уезжал на очередные соревнования или сборы, а ездил он много.

Дипломатичный, тактичный от природы Владимир Александрович никогда не кичился тем, что лучшие дзюдоисты, достигшие высоких результатов на уровне Сибири и страны, поначалу были его воспитанниками. Но и работавший с ним в паре Рязанцев тоже не присваивал эти достижения только себе. Мужская дружба двух достойных, хорошо воспитанных людей не проходила испытания гордыней, завистью и амбициями. Не было между ними разногласий в плане воспитания спортсменов, единственная негласная тактика – один начинает, другой подхватывает. Обоих парни и девчонки любили и уважали одинаково, прежде всего за их преданность тренерскому ремеслу, отеческое отношение к ним, за доброту и чувство юмора, которое помогало в трудные минуты.

Тренеры многим ребятам стали ближе родителей, потому что проводили они вместе не только вечера в спортзале, но и выходные, во время дней борьбы, и каникулы, когда ездили в загородные лагеря. А ведь еще были бесконечные соревнования, сборы… Понятно, что эта связь не разорвалась даже спустя много лет, она до сих пор крепка и помогает делать одно важное дело – продвигать дзюдо среди молодежи.

Пути расходятся

Образование Кузьмин и Рязанцев все-таки получили – поступили заочно в  Красноярский  физкультурный техникум. В это время у Владимира Александровича появилась семья, родилась дочь, пришлось подрабатывать грузчиком на заводе по добыче глинопорошка (ныне «Бентонит Хакасии»), даже стал бригадиром, создал среди грузчиков комсомольскую ячейку.

- Грузили мешки по 40 кг в вагоны, за что получали большую зарплату, даже больше шахтерской, а когда окончил техникум, устроился физруком в 18-ю школу, - рассказывает Владимир Александрович. – Из школы ушел в профком погрузочно-транспортного управления (директором тогда был Сергей Петрович Оганесян, очень хороший человек, помогал восстанавливать «Уголек»), потом наконец стал тренировать – в «Угольке», на стадионе «Шахтер» и во Дворце пионеров… Везде группы были наполнены до отказа.

А потом пришли 90-е, и как-то в миг всё изменилось. Сократилось финансирование спортивных школ, некоторые даже упразднили, не стало многих предприятий, которые поддерживали спортсменов. Тренеры, даже самые фанатичные, тогда бросали спорт, чтобы прокормить семью. Вынужден был оставить дзюдо и Владимир Александрович,  пробовал себя в разных ипостасях, в том числе в качестве предпринимателя. Одно время пришлось работать в охране предприятия  «ЧерногорскМебель». Там, кстати, ему поручили курировать спортивную работу с сотрудниками, а он с энтузиазмом организовывал спартакиады, выезды на рыбалку, турслеты. Тренировал редко, да и то на общественных началах.

Но где бы ни трудился Владимир Александрович, он всегда был в курсе, что происходит в дзюдо. Знал, что тренеров-энтузиастов – раз-два и обчелся, понимал, что дзюдо в Черногорске под угрозой исчезновения.

 - Секции в 90-е годы вели Вячеслав Нестеров и Дмитрий Васильев, с перерывами тренировала Марина Тарасова, - рассказывает В. Кузьмин. – Как предприниматель я старался помочь им сохранить наш спорт – где-то давал бензин, где-то помогал съездить на соревнования. В дзюдо был тогда настоящий кризис… Сам к тренерской работе я вернулся только в начале 2000-х, благодаря Вячеславу Лескову, который не позволил уйти черногорскому дзюдо в небытие.

По стопам отца

 Окончательно забросить дзюдо Владимиру Александровичу не дал и сын, точнее, желание вырастить Костю здоровым и крепким парнем. Азы борьбы отец дал ему еще дома, а когда Костя пошел в первый класс, тот пришел в школу, попросил у учительницы несколько минут и обратился к ребятам: «Кто хочет стать сильным, смелым и ловким – в общем, дзюдоистом?» Конечно, все подняли руки. В поиске площадки для тренировок  Владимир Александрович отправился в спортшколу «Сибиряк», прямо к директору Олегу Грушину с просьбой выделить ему хоть какое-то место. И оно нашлось – в небольшом зале, где лежали маты. Унес первоклашкам расписание, и они пришли в назначенный час.

Желающих тренироваться оказалось много – почти весь класс, но Владимир Александрович не спасовал: обучать малышей ему было не впервой, поэтому за дело взялся легко, с энтузиазмом, свойственной ему энергией, тем более что стимул оказался хороший: среди маленьких спортсменов был сын. Всё это по большому счету делалось ради Кости, поэтому даже отсутствие хоть какого-то вознаграждения Владимира Александровича не смущало.

Правда, скоро в «Сибиряке» началась реорганизация, дзюдоистов попросили на выход, но сильных перспективных ребят, которых через несколько месяцев осталось человек пять из всего класса, Владимир Александрович передал тренирующему тогда  Вячеславу Лескову.

 - Меня всегда поражала его мудрость, которая проявлялась у него, когда он сам был еще почти мальчишкой, - говорит о Вячеславе Сергеевиче В. Кузьмин. – Моего Костю он, конечно, гонял до седьмого пота, а сын старался выполнять все требования Славы, подтягивался и отжимался до кровавых мозолей. Как отцу мне было жаль мальчишку, но я себя перебарывал, молчал, понимал, что так воспитывается настоящий спортсмен. В итоге на состязаниях среди юниоров Костя «убивал» всех, даже на уровне Сибири. Конечно, вложил я в него много сил, с малых лет приучил к физкультуре, но он попал к правильному тренеру, который сформировал его как спортсмена.

Спасти дзюдо

В 2000 году по инициативе дзюдоистов-единомышленников создается клуб «Лидер». Главной его целью было объединить секции дзюдо, разбросанные по городу, проводить совместную работу, в том числе с меценатами, чтобы любимый многими вид спорта получил новый виток развития.

В актив клуба вошли тренеры, ветераны дзюдо, родительский комитет, спонсоры,  возглавил его Владимир Кузьмин. Он был связующим звеном между трудным настоящим и золотой эпохой черногорского дзюдо, когда гремели победы Шубина и Рязанцева, а количество ребят, посещавших секции, переваливало за полтысячи. 

Первым шагом «Лидера» стало проведение регионального турнира по дзюдо в Черногорске, его посвятили памяти А. Рязанцева. Уже во время подготовки этого большого спортивного праздника стало ясно, что выбран верный курс: городская администрация и предприятия, к которым обратились за помощью в организации турнира, откликнулись и поддержали идею – и морально, и финансово: нашлись деньги на призы для победителей, на оборудование зала, в том числе новое татами.

 - Создание клуба было очень своевременным, объединило тренеров и ребят. У нас как будто открылось второе дыхание, пошли серьезные успехи. Нас знали в Красноярском крае как сильных и бескомпромиссных соперников, - вспоминает Владимир Александрович. – Во многом это заслуга Славы Лескова, его настойчивости, работоспособности, таланту организатора…

Вдохновленные успехом, члены клуба придумывали новые способы привлечь в свои ряды молодую поросль: календарь мероприятий пополнился праздничным посвящением в дзюдоисты первогодок, показательными выступлениями на городских праздниках, введением уроков дзюдо для ребят начальной школы. В частности, осваивать технику стали ученики сада-школы «Журавушка» (в 2000-х годах в этом детском саду функционировали три класса начальной школы). Занятия у ребят вел сам Владимир Александрович. Кому как не ему, имеющему огромный опыт, доверить самых юных спортсменов?

Один из принципов нашей Федерации дзюдо – доступность спорта для детей разных районов города, поэтому в сентябре 2015 г. заключили соглашение с директором школы № 5 об открытии секции. Федерация дзюдо РХ  нашла средства на косметический ремонт школьного спортзала, новые окна, татами, а также предоставила две тренерские ставки. Обучение построили по программе «Твой первый пояс дзюдо», которую запустила Федерация дзюдо России. Изначально планировалось проводить занятия только для учеников 5-й школы, но позднее в секцию стали принимать всех желающих.

В 2016 году появилась еще одна «точка» на карте черногорского дзюдо: в 19-й школе набрали спортивные классы, учебная программа которых была дополнена тренировками дзюдо. В обеих школах наставником стал В.А. Кузьмин.

Сейчас Владимир Александрович ведет секции не только в школах, но и в клубе «Ах Барс». Каждый день проводит три тренировки, а это значит – три мокрых футболки. Работа с детьми – она такая: приходится быть энергичным, активным, но Владимиру Александровичу такой ритм только в радость, спорт помогает сохранить здоровье, бодрость, хороший настрой.

 - Главный принцип работы с малышами – не навредить их здоровью. Я предлагаю им обилие подвижных игр, акробатических элементов и чуть-чуть азов дзюдо, - говорит он. – Постепенно, незаметно для детей  мы осваиваем технику безопасности, работаем над формированием спортивного поведения, выносливости, дисциплины.

Владимир Александрович из тех тренеров, что притягивают детей внутренним теплом, а авторитет зарабатывают не криками и кнутом, а нужным подходом, который трудно сформулировать в нескольких словах. Если нужно, он починит брюки от кимоно и завяжет пояса, сам будет демонстрировать особенности бросков, объясняя в сотый раз, как надо хватать противника и держать удар, найдет нужные слова, если случится неудача, а главное, заразит своих учеников любовью к спорту, который они пронесут через всю жизнь.

Подготовила Анастасия ХОМА. Фото автора и из архива В. Лескова. «ЧР» № 94 от 7 декабря 2021 г.

На фото: В.А. Кузьмин с братьями Лесковыми

Новости по теме: