30 километров новых теплосетей

Дата публикации: 22.09.2021 - 12:53
Просмотров - 614

Черногорск готовится к зиме

Что сделано Сибирской генерирующей компанией за лето, насколько Черногорск готов к новому отопительному сезону, об этих и других вопросах шла речь в рамках публичного доклада СГК. Беседа транслировалась в пабликах «Вконтакте»  «Мой Абакан», «Черногорск сейчас» и доступна для просмотра.

На вопросы отвечали:

Мария Карпенко, руководитель департамента жилищного надзора Хакасии;

Андрей Аплошкин, директор Абаканского филиала СГК;

специалисты ведомств. 

 

ЧЕТВЁРКА

ЗА ПОДГОТОВКУ – ПОЧЕМУ?

- Главный вопрос, который интересует всех черногорцев, чьи квартиры и дома отапливаются централизованно – насколько город готов к зиме? Что было сделано, что ещё осталось?

А.Аплошкин:

- На этот год в Черногорске был запланирован громадный объём работ, какого не было с советских времен. За год построено 12 километров новой магистральной теплосети, фактически, она завершена и уже промыта. В городе также завершается перекладка сетей, из них – десять километров новой трассы до Девятого посёлка. Помимо этого, заменено порядка шести километров старых теплосетей в городе, и ещё столько же придётся переложить в ближайшее время.

В общей сложности мы построили и обновили более 30 километров теплосетей, инвестировав в инфраструктуру города свыше двух млрд рублей. Подробные цифры есть в отчете на нашем сайте sibgenco. online. Надеемся, что теперь повреждений на сетях будет гораздо меньше, чем раньше. Повысится и надежность, и качество горячей воды, по крайней мере, мы всё делаем для этого.

Так что подготовку теплосетей к предстоящему отопительную сезону я оцениваю на твёрдую четвёрку, минус балл ставлю за отстающее благоустройство. Хотелось, чтобы оно сразу же шло за окончанием наших основных работ, но, увы, так получается далеко не всегда, у специализированных организаций попросту не хватает рабочих рук.

- Какие территории вы успеете благоустроить, а какие останутся на следующий год?

А.Аплошкин:

- Однозначно перейдет на следующий год благоустройство части улицы Калинина. В районе перекрёстка Калинина и Пушкина у нас запланировано строительство детской спортивной площадки, но делать её зимой, устанавливать всё на неуплотнённый грунт – это, честно говоря, преступление. Так что лучше подождать, когда грунт плотно сядет, и весной уже приступить к работам. Всё равно зимой эта площадка будет мало востребована.

То, что можно будет сделать до холодов – тротуары, бордюры, парковки - мы сделаем.

На следующий год переходит благоустройство улицы Пушкина по проекту «Безопасные и качественные дороги» - это решение администрации Черногорска. Мы и «Хакресводоканал» свою часть работ сделали, заменили теплосеть и водопровод. В этом году мы сделаем планировку и отсыпку щебнем проезжей части на Пушкина, чтобы уменьшить неудобства для автомобилистов, а асфальтирование проведет муниципалитет уже в будущем году.

Также сейчас приступаем к благоустройству в районе Юбилейной, 34 и Генерала Тихонова. На Юбилейной придётся заново укладывать часть тротуара, предыдущий подрядчик положил его безобразно. Сделаем тротуар и по Богдана Хмельницкого.

 

«А МЫ ЗАМЕРЗАЕМ»!

- Когда начнётся отопительный сезон и к кому обращаться, чтобы этот процесс ускорить?

М.Карпенко

- По закону в каждом муниципалитете решение о старте отопительного сезона принимает глава в зависимости от температурного режима наружного воздуха. Есть определённые нормативы: если в течение пяти дней среднесуточная температура не превышает плюс 8 градусов, то тепло необходимо давать не позже этого времени. Раньше – можно.

К примеру, администрация Абакана в этом отношении всегда очень отзывчива к мнениям горожан, и если поступает много обращений, то даёт команду начинать отопительный сезон, не дожидаясь пяти дней со среднесуточной температурой в 8 градусов. В прошлом году СГК запускала опрос, на основании которого также было принято решение о старте отопительного сезона.

Если с началом отопительного сезона тепло в какие-то квартиры пришло, а в какие-то нет, необходимо адресовать вопрос  управляющим компаниям. Они отвечают за регулировку, запуск системы отопления, развоздушивание системы. И все эти ситуации управляющие компании должны отработать очень оперативно.

В это время на горячую линию Минстроя РХ мы получаем массу обращений от граждан, в телефонном режиме сами работаем с УК. Бывает, что УК не успевают провести все работы, нередко просто не знают о проблеме, так как зачастую жители  сразу звонят в Минстрой, но не в свою УК, чтобы сообщить о проблеме.

А.Аплошкин

- Технически процесс запуска отопления от Абаканской ТЭЦ заключается только в одном – поднимается давление в теплосетях, так как они круглый год находятся на циркуляции. Единственная разница между летним и отопительным сезоном, что летом давление снижено, так как разбор воды гораздо меньше. Нет отдельной трубы для отопления и отдельной для подачи горячей воды, подающая труба одна.

То, что тепло подаётся не во все дома одновременно, зависит от нескольких факторов: во-первых, при подаче давления на квартальных сетях возможны порывы. Во-вторых, работа УК: своевременное развоздушивание стояков на верхних этажах, открытие задвижек и т.д.

- Как быть с тем, что одним жильцам уже холодно, а другим ещё жарко. Есть какие-то нормативы, способные примирить стороны? И можно ли в каждый дом установить системы погодного регулирования?

М.Карпенко

- Системы автоматического погодного регулирования, которые отстраивают систему теплоснабжения в доме в зависимости от температуры наружного воздуха, ставятся в домах в рамках капитального ремонта. Как показывает практика, они успешно справляются со своей задачей – экономят потребление тепла и создают комфортную для большинства людей температуру в квартирах.

Если жильцы дома хотят до капремонта поставить себе такую систему, необходимо провести собрание собственников жилья и на основании мнения большинства составить обращение в УК.

А.Аплошкин

- Я бы добавил, что самый лучший регулятор температуры в квартире – это краны, которые перекрывают батареи. Потому что невозможно сделать комфортную температуру для всех жильцов дома. Показательный пример – дом 89 по ул. Маршала Жукова в Абакане. Прошлой зимой нам жаловались жители двух соседних квартир, в обеих температура одинаковая +25 градусов. Но один владелец жалуется, что мёрзнет, а другой жалуется на жару.

М.Карпенко

- Согласно нормативам, температура в квартире должна быть не ниже 20 градусов и не выше 24. Все, что в этом диапазоне, считается нормой.

 

РАБОТА

 ПО-НОВОМУ

- Много вопросов у жителей Черногорска по настройке гидравлического режима в домах. Черногорцы опасаются, что давления теплоносителя в трубопроводе от Абаканской ТЭЦ будет недостаточно.  Даже сейчас много домов, особенно по Калинина и Космонавтов, где вода идёт не горячая, а тёплая. Не работают полотенцесушители. Причём на звонки УК отвечает, что СГК не даёт давления. Справятся ли сотрудники УК с регулировкой внутридомового оборудования, чтобы во все квартиры подавалось качественное тепло?

А.Аплошкин

- В Черногорске сегодня проблемы с качеством горячей воды связаны, в первую очередь, с переводом значительного числа домов на горячее водоснабжение по временным схемам. Хотя параметры временных трубопроводов соответствуют расчетам, точечные проблемы могут возникать. Стараемся решать их оперативно. Конкретно по Калинина и Космонавтов. Здесь выяснилось, что целый квартал испытывал проблемы с горячей водой по одной простой причине: на трубопроводе одной из квартальных теплосетей была установлена сужающая шайба ещё со времен ХакТЭКа, которую никто не замечал. Но эта проблема уже решена, и ситуация нормализовалась.

Что касается внутридомового имущества, то сейчас в домах и социальных объектах Черногорска идет установка узлов управления. С началом отопительного сезона будем вместе с сотрудниками УК настраивать системы отопления в домах, учиться работать в новых условиях. Хотя, по сути, это не новый, а хорошо забытый старый подход. Некогда узлы управления были установлены во всех многоквартирных домах Черногорска, но в 90-е они исчезли. Сейчас мы просто возвращаемся к тому, что было. Без помощи со стороны специалистов тепловой инспекции мы дома не оставим и будем работать в плотной связке с УК до тех пор, пока тепло не будет в каждом доме.

- Как вы будете контролировать качество тепла после перевода Черногорска на отопление от Абаканской ТЭЦ? Вдруг кому-то тепло не дойдёт?

Аплошкин

- Да так же будем контролировать, как и прежде. Расчётный гидравлический режим есть, так что будем заниматься настройкой, наладкой. Это работа не одного года. В Абакане, к примеру, только сейчас удалось более-менее привести гидравлическую систему в порядок, а начинали мы шесть лет назад. Такой же путь теперь предстоит пройти и в Черногорске.

ЕСЛИ УК

НЕ ВЫЗЫВАЕТ ДОВЕРИЯ

- Вопрос от жителей: Мы все лето следили за нашим ЖЭКом, и он не промывал систему отопления, а нам сказали, что все промыли. Вот и кому верить? Своим глазам? Или ЖЭКу? Есть где в интернете посмотреть, все ли сделали они?

М.Карпенко

- Верить надо документам. На промывку и опрессовку систем теплоснабжения в обязательном порядке составляются акты. В идеале на приёмку управляющая компания должна пригласить представителя собственников жилья, так бывает не всегда, но акт составляется в любом случае и подписывается, в том числе представителем теплоснабжающей организации. Я думаю, что сотрудник тепловой инспекции СГК не будет подписывать акт, если сам не удостоверился, что гидравлические испытания проведены в полном объёме.

Любой жилец дома может прийти в свою УК и затребовать акт о проведении испытаний, опрессовке и промывке системы. Его обязаны предъявить по требованию не только старшего по дому, а каждого собственника жилья.

 

- Наша УК агитирует жильцов вывести из строя общедомовой прибор учёта тепла, мотивируя тем, что по нормативу платить дешевле. А СГК говорит, что выгоднее платить по счётчику.

М.Карпенко

- Агитация неправильная. УК не имеет права выводить из строя прибор учёта и призывать к этому жильцов. Если есть общедомовой прибор учёта – он должен работать.

Что касается платы по факту потребления или по нормативу, то нужно смотреть, какие нормативы существуют в отношении каждого конкретного дома, так как цена зависит от многих факторов: этажности, количества квартир, времени постройки, материала и т.д. Но учитывая, что в Черногорске нормативы достаточно высокие, как правило, платить по счетчику выгоднее. Советую жителям подумать над этим и самим сделать выбор.

ЧТО ДЕЛАТЬ,

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?

- В Девятом посёлке дома в основном полублагоустроенные – есть отопление, но вообще нет горячего водоснабжения. Однако в последние месяцы многим стали приходить квитанции на оплату за потреблённую горячую воду. И это при том, что у нас у всех есть акты о том, что горячего водоснабжения нет. Что делать? Заново проводить освидетельствование и приглашать специалистов СГК? Или можно предоставить старые акты?

Татьяна Баютова, начальник Управления по работе с дебиторской задолженностью Абаканского филиала Сибирской теплосбытовой компании:

- К сожалению, такие случаи бывают. Причина в том, что предыдущие поставщики ресурсов, уходя, не передали нам документы, в итоге, по сути, с нуля пришлось создавать базу данных о наших потребителях, и информация до сих пор уточняется. Как следствие, есть ошибки.

Поэтому в каждом конкретном случае надо разбираться индивидуально. Можно позвонить по телефону в Центр обслуживания клиентов. Если проблему дистанционно решить невозможно, то придите в ЦОК лично и принесите акт об отсутствии горячего водоснабжения в вашей квартире.

- Горького, 2 – проблема в том, что половина дома принадлежит магазину «Шахтёр». И если жильцы оборудовали свою систему отопления прибором учёта, то магазин платит по нормативу. В итоге – жильцы тоже вынуждены платить по нормативу. И что делать жильцам?

А. Аплошкин

- Да, есть проблема с подобными помещениями, запитанными от одной точки ввода. По уму, на каждую совокупность помещений – жилые и нежилые - должны стоять свои приборы учёта, чтобы можно было чётко определить, кто сколько потребил ресурса. Но случаи недобросовестных арендаторов или собственников нежилых помещений нередки, когда они или не ставят прибор учёта, или ставят, но не обслуживают, итог – такой прибор не принят на коммерческое обслуживание, как следствие, страдает весь дом.

М.Карпенко

- Проверки правильности начислений проводит Минстрой РХ. Так что вам нужно обратиться к нам, мы проведём проверку и дадим вам мотивированный и развёрнутый ответ и вместе с вами определимся, как действовать дальше в рамках закона.

 

СОСЕДЯМ ПРИДЁТСЯ ПОДОЖДАТЬ

- Будет ли тепло в Тепличном?

А.Аплошкин

- Да, тепло будет. Сейчас находится на рассмотрении компании проект, по которому в 2022 году предусмотрен перевод на централизованное теплоснабжение потребителей Тепличного, Расцвета и Зелёного. Мы построим новую теплосеть и закроем существующую котельную в посёлке.

Подготовила Валентина КОРЗУНОВА,

«ЧР» № 72 от 21 сентября 2021г.

Новости по теме: