Дина Гилязтдинова: «Жить на сто баллов!»

Дата публикации: 15.09.2021 - 10:35
Просмотров - 455

Спросила учителя русского языка и литературы лицея Дину Васильевну Гилязтдинову о её регалиях, а она ушла от ответа и вернулась к вопросу, лишь когда заговорили о двух воспитанниках, которые в этом году сдали ЕГЭ на сто баллов: «Вот моя высшая награда, правда!»

Её ученик Егор Петухов в прошлом учебном году стал абсолютным победителем во Всероссийском конкурсе сочинений с рассказом о прадеде – ветеране войны, и она вместе с ним побывала в Москве в дни празднования Дня Победы.

Из свежих новостей – Дина Васильевна вошла в тысячу победителей из 21 тысячи участников Всероссийского конкурса классных руководителей и в октябре отправится на форум в столицу.

А ещё  она - одна из руководителей школьных пресс-центров, которая учит ребят владеть словом и пером.

- В вашем арсенале накопилось почти двенадцать  лет педагогического стажа, когда вдруг появилось решение уйти из школы. Что это было?

- Говорят ведь психологи, что примерно раз в десять лет в жизни надо что-нибудь менять! А если серьёзно, в какой-то момент появилась гнетущая усталость, хотя было всё хорошо, получила в рамках нацпроекта «Образование» сто тысяч рублей. Это было в 2008-м, а в 2009-м из школы ушла.

- Сработала установка – если не мужа менять, то профессию?

- Мужа на тот момент ещё не было. Подруга позвала в Пенсионный фонд. Думала, не возьмут – взяли, прошла конкурсный отбор. На новом месте всё складывалось нормально. Но как наступает первое сентября – мечусь, чего-то не хватает и всё. Не оставляло ощущение, что я не на своём месте. Просуществовала так, между небом и землёй, три года, после чего снова вернулась в школу. И если раньше я работала с ощущением, что в другом месте, где меня нет, лучше, теперь больше никуда не стремлюсь.

- Наверное, рисковый поступок позволил оценить свою профессию.

- Да. Не думала, что у меня возникнут такие чувства, полагала – поменяю жизнь, получу глоток воздуха и станет лучше, интереснее.

- Обыватели об учительской профессии рассуждают так: плюсы – большой отпуск, минусы – напряжённый график в остальное время.  Сложно понять, как уместить то, что вы должны дать по программе, в рамки учебного года. Кажется, он пролетает, как самолёт над головой. Был – и нет, ушёл «в точку».

- Сама удивляюсь! Когда наступает отпуск и я оборачиваюсь на себя вчерашнюю, думаю, как же я жила? Как, когда всё было расписано не по минутам, а по секундам? Стоит притормозить – и начинаешь пугаться своего жизненного ритма. Но потом снова сентябрь, дети, режим, график, из которого не выпрыгнешь.

- И всё успеваете!

- Нет! Живу с чувством, что ничего не успеваю. Хотя понимаю, что перелопачивать удается многое.

- На мой взгляд, школа – территория контрастов. Здесь отличники и двоечники, задиры и спокойные – всё как в жизни. Как вы эту территорию воспринимаете, понимаете, принимаете?

- Сказать, что легко,  значит слукавить. На самом деле здесь трудно. Видимо, помогают привычка, настрой постоянно быть в движении. И не только в движении физическом, а и в моральном. Без этого полёта, напряга жить становится скучно. Благодарю Бога, что есть эта энергия. Потому что многие из тех, кто рядом со мной, удивляются, говорят, что так не смогли бы.

- Вы общаетесь не только с детьми, но и с родителями. Взрослых тоже, наверное, надо воспитывать? Старо как мир, но родители, что греха таить, иной раз хотят переложить ответственность за воспитание на учителя. В садике «должны» поставить руку, в школе «должны» всему на свете научить.

- Мне везёт с учениками и родителями. Наши отношения строятся на полном доверии. У меня никогда не было серьёзных конфликтов.

В прошлом году, когда набирала пятый класс, приятно было слышать, что детей отправляют ко мне неслучайно. А раз пошли на этот шаг, поддерживают во всём, отношения очень гладкие.

- То есть во главе угла настрой родителей - доверять.

- Без доверия очень тяжело работать, а то и невозможно. Может быть, у кого-то из родителей есть нестандартное видение той или иной ситуации, но в силу того, что это не приветствуется большинством, молчат. Может быть, со временем пересматривают свои взгляды.

- А ребята? Приходится ли их ломать? Мы с вами не приглаживаем разговор, поэтому прямо скажу: сегодняшние школяры - поколение жёсткое, необычное. Чем мы отличаемся? Мой ответ на этот вопрос - они цифровые. а ваш?

- Они другие – да! У них – информационный бум, они живут в мире, наполненном информацией. Поэтому надо, наверное, приспосабливаться, стараться понять. Наблюдаю за своим ребёнком – она не исключение. Дочери 11 лет, перешла в пятый класс. Не могу сказать, что я довольна: постоянно вижу телефон, компьютер, преобладает онлайн-общение. Она достаточно коммуникабельный человек, понимаю, в каком напряжении, не знаю, положительном или отрицательном, она живёт.

Проверять ребёнка, к великому сожалению, не всегда получается из-за моего режима. Испытываю особые чувства, когда в редких случаях просто иду с дочкой рядом. Это бывает редко, но так здорово. Понимаю, что это серьёзная потеря.

- Почему в напряжении?

Потому что пытается очень много схватить из этого информационного пласта. И дети практически постоянно находятся в этом состоянии. На мой взгляд, это серьёзная проблема.

Того детства, которое было у нас, – спокойного, размеренного - у них нет. Живого общения не хватает. Это трудно.

Хотя на учёбе это отражается положительно, потому что дети имеют много вспомогательных элементов, которых не было у нас. Если ребёнок сознательный и умеет разбираться в этом потоке, конечно же, извлечёт для себя много полезного.

Однако правильное поведение в информационном море надо сформировать. И учителя должны воздействовать на эту точку. Постоянно. Роль любого учителя - помогать разбираться в этом потоке.

А основы воспитания закладываются в семье. Что бы ни говорили о том, что школа должна, обязана, основы основ - в семье.

Вот личный пример. Дочь, будучи общительным ребёнком, не выходила во двор играть с детьми. Меня это насторожило, поговорили. Оказалось, что «там все матерятся». При этом мы ей никогда дома не говорили, что нельзя материться, не было повода. В семье мы, получается, подаём пример, даже не произнося каких-то слов.

- Как вышли из этой ситуации?

- У неё есть свой круг – одноклассники. К слову, готова ставить по две двойки лишь за то, что в школе кто-то матерился. Просто не знаешь, какой инструмент использовать, но то, что происходит, не выдерживает никакой критики. Матерятся мальчики и девочки, дурные слова звучат при взрослых. Это надо убирать – ненормально! Это же путь в зверство, вниз, в яму. Так что, если я услышала брань не только в школе, а во дворе, на улице, в магазине, объясняю: значит, вы не обладаете нужным количеством слов русского языка, раз пользуетесь ненормативной лексикой. За это правомерно ставлю вам две двойки по русскому.

- Хорошо, что это делаете, потому что не только свой предмет  толковый учитель должен преподавать, не только идти по узкому коридору, закрывшись классными журналами. Кому, как не учителям, быть самыми неравнодушными, бойцами с плохим, дурным? Из своего школьного детства помню, как в то время, пока мы шили на уроках труда, учитель  читала нам статьи на моральные темы из «Комсомолки», и я вслед за ней стала следить за газетой, за разными публикациями, было интересно. Это всё остаётся.

- Детей нужно воспитывать всегда. Не только на классном часе, не только по субботам, скажем, в первой половине дня. Например, у нас традиционно проходят митинги памяти Алексея Баженова, памяти детей Беслана. Замечаю, что кто-то, когда в горле ком, позволяет себе о чём-то разговаривать и даже улыбаться. Понимаю, что это дети и они не могут проникнуться до такой степени, как взрослые. Ко мне, к примеру, сентиментальность, особая обнажённость чувств пришли, когда я стала матерью – всё это в человеке обостряется с годами.

-Сентиментальность – пожалуй, черта тёплого человека…

- Конечно же, я при первой возможности завожу с детьми речь о том, что есть такие вещи, которые должны быть вот здесь, в области сердца. И когда детям по-хорошему объясняешь, пытаясь стучаться в душу, есть результат.

Но учителю нужно найти время для таких бесед. Потому что если таких разговоров много, вижу, что дети будто светлеют.

- Наверное, для этого введено классное руководство и сделан акцент на то, чтобы оно развивалось, так?

- Да. Неслучайно говорю: надо найти время. Помню, что раньше, когда начинала работу в школе, было довольно много времени, чтобы остаться с ребятами после уроков и просто общаться, что-то делать, разговаривать. С Любовью Николаевной Досовой вели театральный кружок. Я многое от неё взяла, многим ей обязана. Считаю, если тебе повезло и в самом начале встретился человек, у которого учишься (а я училась у неё), который тепло принял, делился секретами – это счастье. Когда присутствовала на её уроках, думала: как так можно? Как удаётся придумать? Такое же чувство возникало, когда была на открытых уроках Жанны Валерьевны Кадола.

- Что удивляло?

- Содержание уроков, особая, своя методика, необычность. Использование всего, что только можно, для объяснения темы – это были яблоки, корзины, что-то ещё. И вплеталось это в канву урока очень талантливо, мастерски.

 - То есть педагог - не закостеневшая профессия, а творческая, позволяющая экспериментировать?

- Тем более когда преподаём литературу. Это ведь предмет о жизни, благодатный материал для многих воспитательных моментов. Ведь литература – искусство слова. Словом можно творить чудеса.

- Классное руководство – это сегодня как?

- Обязательно проводим классные часы, тематику разрабатываем сами. Начинаем с учебных моментов. А бывают случаи, которые надо обсудить по горячим следам. Плюс всё что угодно – беседы о войне, о ситуации в республике, городе.

- Плюс наверняка присматриваетесь к детям. О необходимости тесного взаимодействия, контакта с ребятами с новой силой, громко заговорили после трагедии в Татарстане.

    - Если ребёнок агрессивен, воздействуешь добротой. Агрессия против агрессии не работает.

Такому ребёнку нужен тёплый подход, чтобы он увидел другую сторону людских отношений.

Конфликты детей разруливаем только так: «А ты бы хотел, чтобы с тобой поступили так же?»

- Какому ребёнку легче в школе, сильному, задиристому или спокойному, доброму? Родители стремятся отдать мальчишек в спорт, покупают боксёрские перчатки. А если он тёплый, добрый, его надо ломать, чтобы в жёстком мире было проще?

- Не скажу, что школа требует какой-то жёсткости. Каждый класс отличается. В каком-то коллективе дети более восприимчивые, чуткие. А в другом иной подход нужен, строже. Где-то буквально весь урок можешь провести на повышенных тонах – классы бывают шумные, малоорганизованные. Вот здесь, кстати, многое зависит от учителей начальных классов. Потому что учить детей учиться - это их стезя. Даже слабый ребёнок, если он в начальной школе приучен учиться, будет без проблем идти до окончания школы, есть примеры. А если этого не было  дано  учителем в начальной школе, мы в пятом классе сталкиваемся с большими трудностями.

- Да, не все ведь выпускники педагогических вузов уникальны, не все учились на пятёрки. Беда, если попадёт ребёнок к такому учителю. Когда отдаёшь семилетку в школу, понимаешь, насколько серьёзные требования к педагогу – от него зависит вся эта честная компания, которая хочет получить знания, устроить свою судьбу, счастливо состояться. Колоссальная ответственность. А середнячки, к сожалению, есть и в образовании, и в медицине, и где угодно.

- Чуткий учитель всегда постарается убедить родителей, что у ребёнка есть зона, в которой он успешен. Допустим, это троечник, но он может состояться в чём-то другом.

Считаю, что мальчишкам необходим спорт. Вижу, как он дисциплинирует. В пятом-шестом классах это ещё не особо заметно. А когда ребёнок растёт в спорте, видишь, насколько он собран, дисциплинирован, это помогает добиваться успехов в любом деле, будь то учёба или что-то ещё.

- Патриотическое воспитание. Да, эти слова звучат напыщенно, но мы с вами понимаем, насколько это важно. Как им, ребятне, это вложить?

- Сейчас труднее, чем в то время, когда росли мы. Помните, возле многих квартир, домов красовались звёздочки и надписи: «Здесь живёт ветеран Великой Отечественной»? И нам это было абсолютно понятно. Мы вживую встречались с ветеранами. Сейчас этого нет. Поездка в Москву после победы в конкурсе «Без срока давности», встречи, обмен мнениями – всё это оказало на меня сильное эмоциональное воздействие. Замечу: конкурс был частью очень стоящего проекта. С коллегами обсуждали тему патриотизма, возникающие при её подаче трудности.

В Москве сейчас буквально бьют в колокола – дети многого не понимают. Если говоришь о войне – в их восприятии это киборги, напавшие на землю. А когда мы слышали слово «война», значит, речь шла о фашизме. Представители московского педагогического университета очень много говорили о главном проявлении фашизма – геноциде, об уничтожении наций. Дети имеют об этом слабые знания. Им это трудно объяснить, но опять же велика роль учителя. Неслучайно же по поводу продвижения патриотической темы обращаются именно к нам. В современном мире – поток неправильной, откровенно лживой информации. К примеру, в Европе умаляется значение советского народа, хотя он и освободил европейцев. Умаляется, переписывается история, искажаются факты. Сохранение исторического прошлого, истины очень важно.

Если мы не будем постоянно доносить до детей, как это было на самом деле, они будут слышать другое. А ведь они должны ощутить, благодаря чему мы сейчас живём вот так, а не иначе.

- Какие крупицы опыта, нового привезли из столицы?

- Привезла настрой на интересную, нестандартную работу в заданном направлении.

К слову, перед этим конкурсом спросила ребят, у кого есть истории о войне. К сожалению, их оказалось мало. Не сохранили, не донесли. И понимаешь, как  это ценно, что в той же семье Егора Петухова жива история не только о ветеране войны Александре Фёдоровиче Серове, о котором он написал, но и о других прадедах тоже.

Девочка из этого же класса, Надин Диаб, тоже представила работу о прадедушке. И это опять роль взрослых, роль семей, в которых занимаются поиском деталей, обращаются в архивы. Сейчас много исторических документов, которые могут восстановить историю боёв. Мы, кстати, говорим об этом на классных часах.

Эта информация полезна и для учителя. Надо искать методы, которые способны воздействовать на душу ребёнка.

Когда обсуждали тему о блокадном Ленинграде, я нашла такой видеоролик, который не может не вызвать слёз. И дети прониклись. Мне хотелось эту тему дать так, чтобы ранила, запомнилась.

Но обращаться к прошлому трудно - дети другие! Это означает лишь то, что тема требует постоянства.

Плюс нужно искать новые ходы, шаги, методы, что-то интересное, через ценность человеческой жизни, чтобы трогало, откликалось.

- Думаю, талантливый человек донесёт. И, возвращаясь к процессу образования, надеюсь, талантливый всякий раз критично принимает новации, которые в образовании, как снежный ком – их больше и больше. Вместе с тем, советскую модель образования берут на вооружение многие страны и успешно двигаются вперёд. А мы уходим в ЕГЭ, другие дебри. Какие мысли по этому поводу, по новомодным вещам? За 20 лет на ваших глазах многое произошло.

- Пожалуй, я сторонник ЕГЭ. Детям объясняю, что это такая проверка знаний и такая организация процесса поступления в вузы, что перед вами будут открыты все двери, если у вас есть что-то в голове.

Привожу детям пример из собственной жизни. Когда сдавала экзамены в вуз, получила четвёрки. Есть много причин, которые мешают. Я, к примеру, сильно волнуюсь, панически боюсь экзаменов. В институте разговор с профессором один на один был катастрофически тяжёлым испытанием. А написать могла что угодно!

Встал вопрос – поступлю ли я бесплатно, платно меня учить не могли… У ребят были сплошь пятёрки. А потом, когда я поступила, мы стали писать диктанты. У меня были четвёрки, пятёрки, а у дутых отличников – тройки и двойки. Это говорит о том, что работала система «сват, брат».

Не скажу, что ЕГЭ  проверяет человека со всех сторон, нет. Но сознательный ребёнок начинает готовиться к выпускным экзаменам класса с восьмого. Учитель, если он работает на результат, озадачен этим с пятого класса. Опять же, что такое натаскивание? Материал-то надо знать.

Вот ещё что скажу. Если для сдачи ЕГЭ пресловутое натаскивание пока что работает, то для сдачи ОГЭ в девятом классе – нет. Буквально два года назад изменили тестовую часть ОГЭ, теперь ребёнка не натаскаешь. Тестовых заданий стало меньше, их всего семь. Но они построены так, что вот тебе весь курс орфографии, а раньше брались отдельные орфограммы. Если ты с пятого класса не вникал, не знаешь правил, то ничем себе не поможешь. Раньше можно было даже слабого за короткое время подготовить, теперь за год это сделать невозможно.

Если это синтаксис во втором задании, то там всё что угодно может попасться, нужно, опять же, знать всё, только так можно успешно сдать экзамен.

Сейчас идёт речь о том, что ЕГЭ тоже усложнят.

- У вас в этом году двое стобалльников. Как добились результата?

- Вы спрашивали о регалиях, наградах. Так вот это самая большая награда. Горжусь тем, что мои дети не идут к репетиторам. Я никогда даже самым слабым не сказала: «Ищите репетитора».

Знаю: если ребёнок будет весь во внимании, он сдаст экзамен.

Мне, наверное, помогает при подготовке ребят ещё и то, что я в течение нескольких лет – эксперт по проверке сочинений в республике.

Рада, что работает моя система подготовки к ЕГЭ, сформированная на протяжении многих лет.

Психолог напутствует родителей старшеклассников на собрании: «Никогда не говорите детям, что от результатов ЕГЭ зависит жизнь». А я всегда говорю именно так: «Ваши баллы – это ваша будущая жизнь». Нарушаю психологические постулаты, совершенствую систему, вижу результаты.

Каждый год приходится быть в напряжении, поскольку практически ежегодно есть выпускники. Сравниваю себя в этой ситуации со спортсменами, которые идут на соревнования и ожидают результат. Это безумно интересно.

К примеру, года четыре назад ввела экспресс-опрос. Теперь думаю: как я раньше без него работала? Приём помогает держать у детей в голове знания не отрывками, а разделами. Когда это происходит из урока в урок, все начинают понимать суть дела.

Вообще теорию по учебнику не изучаем, с пятого класса пользуемся справочником. Даю схемы, таблицы, стихотворения, вижу, как ребята года через два начинают понимать ценность этих тетрадок.

Подобные тетради ведём при подготовке к ЕГЭ.

- То есть суть подготовки – чтобы у человека выстроилась чёткая система знаний.

- Мне понравился ответ Алины Чупровой на то, что писали у главы республики Валентина Коновалова на странице насчёт репетиторов, под одной из информаций об итогах ЕГЭ. Она так сформулировала свою мысль: «Усердная работа ученика, хорошее владение предметом учителем и полная поддержка родителей – вот составляющие успеха. Экзамены можно сдать без репетиторов!»

Конечно, каждый год есть те, кто разочаровывается в результатах. Ищу причины. Важную роль играет психологический настрой, волнение или самоуверенность.

- Вернёмся к теме реформ?

- Слушаем, изучаем это, но не бросаемся сломя голову следовать нововведениям. У учителя есть своя система. Я не могу переломить себя. Не скажу, что это приветствуется, зато правда. Если урок открытый, дам так, как сейчас просят. Но знаю, что это неприменимо для всех классов, а, к примеру, подходит только для успешных. Но у меня есть и те, кому надо «разжевать». И советским способом, когда нам у доски всё растолковывали, делаю это. Самостоятельно придёт к результату только тот, кто готов двигаться. А других надо тоже не потерять.

Так что метод «разжевать – положить» использую и вижу, что он даёт результат.

- Я на всякий случай храню связки старых учебников. Как думаете, могут пригодиться?

- Старые учебники, пожалуй, были лучше новых.

- У вас интересный опыт. Делитесь с коллегами?

- С радостью делюсь тем, что помогает в работе. Чтобы дети получали качественное образование, надо учить учителей. Они порой испытывают затруднения, нужна помощь.

- Что хотелось бы реализовать из того, до чего не доходят руки?

- Возобновить в полную силу работу школьного пресс-центра. Детям это интересно и нужно, поскольку они получают бесценный опыт общения, работы в команде, кто-то через такие занятия делает выбор профессии.

- Свои дети – самое драгоценное. Поставить точку в беседе хотелось бы ответом на такой вопрос: что нужно вложить в дочь, какие базовые ценности, чтобы она стала хорошим человеком?

- Очень рада, что у меня растёт добрая девочка. Она чуткая, понимающая, искренняя, жизнерадостная. При этом имеет стержень. А специально никаких нотаций, лекций не читаем. Просто живём (стараемся - на сто баллов!), читаем, бережём свой мир. Используем каждую минуту, чтобы нам всей семьёй было интересно. Любим путешествовать. В прошлом году устроили автопробег на Чёрное море, в этом – покоряли Горный Алтай. Набрались сил на год, дальше снова будем мечтать, строить планы.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото из архива

Дины Гилязтдиновой. "ЧР" № 70 от 14 сентября 2021 г.

Новости по теме: