Как читать платёжку за тепло?

Дата публикации: 10.08.2021 - 09:44
Просмотров - 664

В течение всего года, и зимой, и летом к нам в редакцию поступает много вопросов о начислениях за отопление, и это понятно: за последнюю пару лет в системе городского теплоснабжения произошло немало изменений.

Чтобы наши читатели смогли получить ответы на вопросы из первых уст, мы провели прямую линию с директором Абаканского филиала Сибирской теплосбытовой компании Владимиром Сагалаковым.

Полтора часа Владимир Егорович отвечал на вопросы горожан, телефон звонил не умолкая. Думаем, что ответы на некоторые из них будет интересно узнать всем черногорцам.

- Как быть, если счета за отопление приходят на моё имя (т.е. собственника жилья), а вот в личный кабинет я войти не могу?

- С документами на квартиру нужно подойти в ЦОК, на Линейную, 249. Там и проверят, что не так со счетом, и помогут зарегистрироваться в личном кабинете.

- Мы, жители домов 109 и 112 по ул. Октябрьская, хотели бы узнать, почему плата за отопление у нас самая высокая в Черногорске. Квартира площадью 57,3, плата круглогодично - 2789,35.

- Здесь расчёты производятся по нормативу в связи с отсутствием общедомового прибора учёта.

Надо учитывать, что для небольших домов норматив всегда выше, чем для многоэтажек. Подчеркну, что нормативы на потребление ресурсов устанавливаем не мы, а муниципалитет, с последующим утверждением в Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Хакасии. А мы только производим расчёт по утверждённым нормативам.

- Весной наша УК отключила тепло на три дня раньше срока, установленного мэрией города. Как нам узнать, эти три дня без тепла были учтены при выставлении счёта или нет?

- Нужно обратиться в ЦОК, там есть все данные, в том числе, было ли потребление за три дня сокращено или нет. Если потребление резко упало, то да, за эти дни вам начисления не будут сделаны. В случае наличия ОДПУ в многоквартирном доме в период отсутствия ресурса приборы зафиксируют данный факт.

- Почему за май нам начислили за тепло почти тысячу рублей за 77 кв.м.? Ведь отопительный сезон завершился в первой половине мая.

- Надо учитывать, что расчётный срок идёт от 25 числа предыдущего месяца. Таким образом, в платёжки за май попадают 6 дней апреля, когда отопление еще подавалось. А последняя неделя апреля, напомню, выдалась довольно холодной, что сказывается на теплопотреблении, а значит, и на начислениях.

Это если все в порядке с общедомовым прибором учета. Но может быть и так, что дом перевели на нормативное потребление, и тогда плата будет начисляться не только за май, но и за летние месяцы. Отмечу, что на сайте СГК sibgenco.online есть интерактивная карта, где мы отмечаем все дома с неисправными или незарегистрированными приборами учёта. Можно зайти на карту и проверить свой дом.

- Есть зависимость качества обслуживания от собираемости платежей. Хотелось бы узнать, как платят черногорцы: мы в аутсайдерах или нет?

- К нашему удивлению, собираемость платежей в городе очень хорошая, даже несмотря на пандемию. За семь месяцев этого года уровень собираемости платежей среди населения составил 93,2 процента, за год мы добавили 4 процента, это очень хороший показатель. А надо сказать, что собираемость среди населения – это главный индикатор. Если смотреть по городу в целом, то сборы – 93,8 процента. Я надеюсь, что в следующем году уровень платежей мы доведём до планки 95,4 процента, как в Абакане.

В прошлом году не все УК получили паспорта готовности к отопительному сезону как раз из-за задолженности за тепло. Да, сто процентов потребителей в городе находятся на прямых договорах с нами, однако это не означает, что нет долгов у УК. Они образуются, например, в тех случаях, когда есть «резиновые квартиры» и плата по нормативу не перекрывает реальный расход горячей воды.

В этом году мы рассчитываем, что паспорта готовности получат если не все управляющие компании, то подавляющее большинство.

Я надеюсь, что и жители Черногорска, и управляющие компании видят нашу работу, усилия, направленные на решение проблем в системе теплоснабжения, и это сказывается на показателях по уровню оплаты ресурсов.

- Год назад в доме поставили прибор учёта, а тут посмотрели на карту СГК и увидели, что его нет в списке. УК говорит, что всё нормально, но в итоге мы платим по нормативу, а не по факту. И ещё нам сказали, что по нормативу выгоднее. Это так? Как понять, что лучше для жильцов, если все говорят по-разному?

- Как специалист заверяю, для жильцов выгоднее рассчитываться только по приборам учёта. Сколько потребили, за столько заплатили. В квитанциях вы можете увидеть полную картину расходов и по своей квартире, и по дому в целом.

И заметьте, если вдруг в квитанциях перестают меняться цифры в показаниях по ОДПУ – это повод звонить в УК и выяснять, что случилось. Может быть, они не передали показания, может, вышел из строя прибор учёта. В этом случае необходимо, чтобы УК не мешкая либо отремонтировала прибор, либо его заменила, если он окончательно вышел из строя. Так как первые три месяца жители будут платить по средним показателям, а затем по нормативу, который, как я уже отмечал, гораздо выше.

В данном процессе задействованы три участника – РСО, УК и потребитель. И если УК недобросовестная, то ей выгодно переводить дом на норматив, а не на фактическое потребление. Если расчёт идёт по прибору учёта, то есть показания общедомовых приборов, есть показания индивидуальных приборов учёта потребителей, разница между ними ложится на УК. Это те самые случаи «резиновых квартир», хостелов, злостных неплательщиков, некорректных показаний индивидуальных приборов и т.д. Чтобы не возиться с такими нарушителями платёжной дисциплины, УК проще рассчитываться по нормативу.

Но в этом случае страдают потребители, т.к. платят больше, и имеем убытки мы, т.к. фактический расход по дому превышает перечисляемую плату по нормативу.

- Помимо платы за квартиру, в квитанциях есть строчка «ОДН», то есть «Общедомовые нужды». И мне сказали в управляющей компании, что туда входят суммы жильцов, которые не оплачивают услуги. Чтобы СГК не несла убытков, она эти неплатежи раскидывает на всех жильцов дома. Но разве это законно? Почему мы должны платить за других людей?!

- Конечно, незаконно раскидывать убытки на добропорядочных потребителей, и СТК никогда так не делает. Если жилец не платит за ресурсы, то мы работаем с ним индивидуально, вплоть до судебного решения о взыскании задолженностей. Но эти долги никаким образом не переносятся на других потребителей.

- Дом № 1 по ул. Максима Горького. В декабре 2020 года мы выяснили, что прибор учёта не был принят на коммерческий учёт. В течение шести месяцев мы платили по нормативу. УК говорила нам, что ставить новый прибор  очень дорого, невыгодно и т.д. В конечном итоге мы ушли из этой компании в другую. Новая УК быстро и дешево привела прибор учёта в порядок, и сейчас мы платим по факту. Но ведь полгода из-за недобросовестной компании мы переплачивали! Можно ли как-то вернуть наши деньги? Мы же не виноваты, что УК нас вводила в заблуждение. Мы писали и в прокуратуру, и в Минстрой РХ, но положительного решения пока нет. Можно хотя бы вернуть деньги за отопление в летний период?

- Это правильно, что вы поменяли управляющую организацию на более надёжную и ответственную. Что касается возврата – единственное, могу посоветовать обратиться к юристам, они должны подсказать, каким образом лучше составить исковые заявления в суд.

Но по опыту скажу, есть вариант с аналогичным периодом по платежам, но уже по приборам учёта. Это значит, нужно подождать и посмотреть суммы платежей с декабря 2021 года по июнь 2022 года. Тогда можно будет сказать более-менее точно, сколько именно составила переплата, и требовать с управляющей компании возврата средств.

- Почему в мобильном приложении невозможно посмотреть историю платежей? В бумажных всё учтено – и сколько по квартире, и сколько по ОДН, и приборы учёта по дому.

- Всю подробную информацию по платежам можно посмотреть в личном кабинете на сайте СГК.

- Однако в этих пдф-файлах не указаны показания общедомового прибора учёта. Хотелось бы иметь полную информацию.

- Если вам нужна полная отчётность по платежам, начислениям, то достаточно прийти в ЦК и попросить выписку за те месяцы, что вас интересуют. Вам оформят все необходимые документы.

 - Мы очень боимся, что в октябре поднимут тарифы на тепло. Сейчас платим по факту, и летом всё замечательно, но боимся, что зимой платежи станут неподъёмными. Так будут поднимать тарифы или нет?

- Тарифы поднимаются раз в год, 1 июля, это установлено законодательством, и повышение уже произошло. Так что в октябре тарифы никто поднимать не будет. Другое дело, что вырастет сумма платежей у тех потребителей, чьи дома оборудованы общедомовыми приборами учёта, но это связано с тем, что начнётся отопительный сезон.

Если сумма платежей в пиковые зимние месяцы слишком велика для потребителя, он всегда может прийти в ЦОК, написать заявление на реструктуризацию платежей и оплачивать в течение года более-менее равными долями.

- Кто будет регулировать подачу тепла в дома? (СГК или управ. компании). Т. к. сейчас в некоторые дома устанавливаются элеваторные узлы и управляющим компаниям без расчётов будет трудно подбирать сопла для регулировки подачи. Это может затянуться на какое-то время.

- Как ресурсники мы отвечаем за качество наших энергоресурсов, подаваемых в дома. Теплосетевое подразделение СГК производит расчёт гидравлического режима по специальным программам не только для каждого дома, но и  для каждого элеваторного узла, для каждой шайбы и каждого сопла. Эти расчёты передаются в УК, так как эти устройства являются собственностью дома, по ним УК должна будет изготовить шайбы и сопла на систему отопления.

- Когда в городе все дома будут оборудованы приборами учёта? И кто это должен делать – СГК или УК?

- Мы бы тоже хотели, чтобы уже завтра все дома были оборудованы приборами учёта. Но сделать это могут только сами потребители, так как приборы учета являются собственностью дома, на общем собрании жильцов вынести решение о покупке и установке прибора, затем обратиться в свою УК, найти подрядную организацию, которая занимается установкой – и установить.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ:

Тел. Центра обслуживания клиентов

 в Черногорске: (39031) 35-993, 35-995.

эл. адрес для связи со специалистами: gvs@sibgenco.ru.

Личный кабинет на сайте www.sibgenco.ru.

Новости на сайте www.sibgenco.online.

Оперативная информация о ремонтах

и отключениях – в телеграм-канале СГК Хакасия.

Подготовила

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора и СГК. «ЧР» № 60 от 10 августа 21 г.

На фото: 

Владимир Сагалаков
Специалисты ЦОК всегда помогут консультацией - хоть на личном приёме, хоть удалённо.

Желательно, чтобы в каждом доме были приборы учёта.

 

Новости по теме: