«Чир Чайаан»: рай на земле

Дата публикации: 20.07.2021 - 13:42
Просмотров - 360

- Говорят, что на Земле нет рая, и это справедливо, - заявил на открытии одиннадцатого международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан» театральный критик Олег Лоевский. - Но на самом деле Рай возникает в определённом месте и в определённое время – это «Чир Чайаан». Я очень много раз был здесь, и каждый раз ты уходишь из действительности и попадаешь в сказку, как и называется театр. Попадаешь в клуб близких людей, единомышленников. Видишь спектакли, своё творчество, чужое творчество, и это всё создаёт ту самую райскую атмосферу, когда все творцы, все боги. Это большой праздник. И чудо, что «Чир Чайаан» состоялся. Вопреки всему, в отличие от многих.

УЗНАТЬ И ПОЛЮБИТЬ ДРУГОГО

Символично, что буквально сразу после завершения фестиваля, президент России Владимир Путин выступил со статьёй «Об историческом единстве русских и украинцев», где, в частности, было сказано: «Сразу подчеркну, что стену, возникшую в последние годы между Россией и Украиной, между частями, по сути, одного исторического и духовного пространства, воспринимаю как большую общую беду, как трагедию. Это прежде всего последствия наших собственных ошибок, допущенных в разные периоды. Но и результат целенаправленной работы тех сил, которые всегда стремились к подрыву нашего единства. Формула, которая применяется, известна испокон веков: разделяй и властвуй. Ничего нового. Отсюда и попытки сыграть на национальном вопросе, посеять рознь между людьми. А как сверхзадача – разделить, а затем и стравить между собой части единого народа».

Без преувеличения можно сказать, что последние пару десятков лет нас активно и весьма агрессивно разводили в разные стороны. Споры и ссоры в соцсетях между русскими и украинцами, увы, давно стали реалиями времени. Озлобление захватило обе стороны, они нам про «москаляку на гиляку» и «колорадов», мы им – в общем, тоже не ромашками называем.

Казалось бы, а причём тут «Чир Чайаан»?

Мне повезло, я подружилась с «Чир Чайааном» с первого фестиваля. За эти годы, каких только коллективов, каких только артистов, представителей разных культур и национальностей не видела. И когда, листая соцсети и видя ролики про «злобных» украинцев, вспоминаю легендарную труппу из Украины «Даха Браха», то злость сразу исчезает – помилуйте, вы о чём? Это украинцы-то кровавые монстры и прочее-прочее-прочее? Нет, ребята, это наши братья, друзья, люди великой культуры! А что в семье не без урода, так это в каждой семье бывает…

И я уверена, что артисты «Дахи Брахи» тоже не со злобой, а любовью, уважением и огромной благодарностью вспоминают волшебные полторы недели в Хакасии. И вот эта атмосфера подлинной дружбы народов, без преувеличения, особенность «Чир Чайаана».

 

БРАТ ИЗ ТАТАРСТАНА

На нынешнем фестивале мне довелось познакомиться и поговорить с замечательным, солнечным клоуном из Казани Русланом Риманасом. Его представления вызывали восторг и у взрослых, и у детей. Трогательные, светлые, чистые мини-спектакли буквально завораживали. Пятнадцать минут - и ты готов любить весь мир! И это волшебство, которое создал Руслан.

В свою очередь он сам был очарован фестивалем, Хакасией.

- «Чир Чайаан» прекрасен, - говорил мне Руслан Риманас. - Здесь столько интересного, захватывающего. Одна ночь героического эпоса чего стоит! А какие спектакли мы смотрели! Как интересна местная культура! Всё завораживает, глаз дивится. Внутри, в душе такая улыбка, радость и тепло от всего происходящего.

Очень заинтересовала Руслана культура Хакасии, особенно наскальная живопись. Как он сказал:

- Мы в определённой степени схожи по культуре, оба народа тюркские, у меня мама татарка, она хорошо знает  родной язык, и я тоже немного. И слышал здесь знакомые слова. Это интересно. На ночи героического эпоса нам подарили рубахи, я уже понял, что приеду домой и хакасскими петроглифами эту рубаху распишу. Чтобы ещё больше оставить себе впечатлений, памяти о «Чир Чайаане». Священные камни хакасов тоже интересны. В музее очень понравился один менгир, он стоит и улыбается – мы с ним нашли общий язык. Я очень хочу поставить мини-спектакль с национальным уклоном, пока не получалось, но мысль есть – сделать татарскую клоунаду. Об этом я думаю уже года три-четыре, но пока ещё созревает идея.

 

КУЛЬТУРНАЯ РОМАШКА

И это ещё одно из характерных свойств «Чир Чайаана» - погрузить в водоворот культур, после чего каждый участник – будь то зритель или артист, выходит не просто обновлённый и обогащённый, он выплывает с новыми идеями. Каждый фестиваль сеет свои зёрна, которые потом всходят и превращаются в новые спектакли, проекты, музыку и песни.

Что говорить, последние десятилетия нелегки для театрального мира – сложно с гастролями, залами. Про последний год даже и говорить не хочется. Это в самом деле чудо, что «Чир Чайаан» состоялся. Тем ценнее и важнее, что десяткам гостей из других регионов страны и даже иных государств, удалось преодолеть препоны и попасть в Хакасию. Ведь с кем ни говорила, все в восторге от нашей земли, от природы и хакасской культуры.

В рамках фестиваля было много спектаклей с национальным колоритом. Конечно, радовали местным материалом республиканские театры. На открытии были проведены традиционные хакасские обряды - «Хай Пазын» и сек-сек. Всё для того, чтобы небожители, творцы и чайааны благословили всех, принесли удачу и добро.

«Хай Пазын» - это обряд повязывания цветных ленточек – чалома - на священную берёзу или священную же коновязь. Многие гости потом рассказывали, что неоднократно видели, как на деревья вяжут ленты, но впервые участвовали в полном ритуале, постигая смысл обряда, а не только внешнюю сторону.

Обряд сек-сек – или кормление духов, тоже для многих стал открытием. Особый костёр на площади, пища и питье из пиалы – вызвали неподдельный интерес и желание побольше узнать о традициях и истории хакасов.

Интересный диалог услышала после спектакля иркутского театра «Аистёнок» «Маленький воин Эхирит- сын Байкала». В основе пьесы драматурга Петра Инкижинова положена бурятская легенда о происхождении рода эхиритов от Великого Пёстрого Налима, волшебной рыбе, обитающей в глубинах Байкала.

По ходу пьесы герой попадает в подземное царство, где его поджидает грозный Эрлик Хан. И не успели отгреметь аплодисменты, как мальчик лет шести требовательно спросил у мамы:

- Почему у них Эрлик Хан? Он же наш злой дух! Хакасов! Разве на Байкале хакасы живут?

- Нет, там буряты, - ответила мама и добавила с сомнением в голосе, - сама не знала, что Эрлик Хан не только наш дух. Знаешь, придём домой, в книжках поищем, где ещё Эрлик Хан был.

И это опять особенность нашего «Чир Чайаана» - нередко после спектаклей зрители уходят не только обогащённые духовно, но и с желанием открыть книги, узнать побольше о разных культурах, легендах, писателях и поэтах. А ведь уважение к иной культуре рождает только знание её, и значит - «Чир Чайаан» выполняет своё главное предназначение: радовать, просвещать, делать внутренний мир человека лучше и богаче.

А уж сколько дала участникам фестиваля Ночь героического эпоса,  сложно рассказать словами. Сложно именно потому, что сами участники, ставшие на время зрителями, не могли подобрать слов, то и дело, срываясь на невнятные, но крайне эмоциональные междометия:

- Ох, это было, ух!

- Оу-оу, космос, душа и всё ушло в небо и остались там!

- Ваши хайджи – это… ааа…ууу…ооо…

Как видите, комментарии не слишком понятные вербально, зато вполне ощущаемые на эмоциональном уровне. Да и в самом деле, сложно словами передать запах ночной степи, голос хайджи, звуки хомыса и чатхана – это состояние, когда время остановилось, и ты растворяешься в космосе.

- Этот праздник позволяет делать наш мир немного лучше и интереснее, потому что позволяет открыть культурные богатства Хакасии представителям мировой общественности, - сказал заместитель генерального директора по экономике и финансам акционерного общества «Сибирская угольная энергетическая компания» Андрей Костарёв. Напомню, СУЭК уже на протяжении многих лет оказывает фестивалю благотворительную поддержку, и во многом именно благодаря этой помощи «Чир Чайаан» живёт. - Мы очень рады тому, что уже несколько лет являемся партнёрами этого фестиваля. Считаем, что это очень важно – делиться новыми знаниями, искусствами, своей культурой, объединять людей.

Огромным подарком для зрителей стал моноспектакль «Пиковая дама» в исполнении талантливейшего актёра театра имени Вахтангова Евгения Князева. И это тоже было для многих открытием – многогранность актёра, сила пушкинского слова. Честно скажу – я даже не подозревала, что Евгений Князев настолько музыкален! Как слушая голос, можно слышать в нём бой колоколов, скрип двери, шелест платья…

И снова после спектакля прозвучала главная награда для актёра от зрителей:

- А надо перечитать Пушкина! Ведь это великая поэзия, какие ещё тайны откроет в русском характере.

- Да, со школы не открывала его стихи, а тут поняла, как много потеряла! Быстрей домой, за книгу!

- Вот это настоящее искусство, это же – с душой расстаться и снова встретиться. Вот это гений! Не Офелия в штанах и Гамлет - трансгендер. Вот подлинное…

Такими репликами обменивались зрители, выходя из зала. 

- Я работаю в институте, с молодыми ребятами, обманывать их не могу, должен говорить то, во что я верю, - сказал позже в беседе Евгений Князев. - А верю я в то, что театр имеет какое-то высокое предназначение. И человек, придя в театр, должен что-то для себя услышать: для души, для сердца, для эстетики, словом. Он должен что-то почерпнуть. Это не просто зрелище – посмотрел, повеселился и ушёл. Мне хочется, чтобы спектакль после себя оставил след в душе человека. И если после «Пиковой дамы» зритель хочет перечитать Пушкина, это же хорошо! У Пушкина есть много мыслей. Я читаю «Бориса Годунова», и он очень современный на сегодняшний день. До такой степени современный, что – «Живая власть народу ненавистна, Она любить умеет только мёртвых…» Мы можем уничтожить что-то, а потом сокрушаться вместо того, чтобы не уничтожать.

Так и не определилась, кому было интереснее смотреть "Китайские сказки по-руски" театра "Человек" - детям или взрослым. Первые просто следили за перипетиями повара Нефритового императора, а вторые хохотали над аллюзиями. Не знаю, как насчёт там денег в кассу, но искусство в массы пошло, раз, после спектакля слышались цитаты из него.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 54 от 20 июля 2021г.

 

Новости по теме: