«Школа сетевой грамотности» от 13 июля 2021г.

Дата публикации: 13.07.2021 - 16:56
Просмотров - 287

Изо дня в день черногорские полицейские проводят с населением профилактическую работу, предупреждают об опасности сетевых мошенничеств. Это и рейды по квартирам, и беседы на улицах. Были розданы, пожалуй, десятки тысяч листовок. Так что сложно найти людей, которые бы не знали об опасностях попасть в лапы аферистов. И всё же каждую неделю всё новые и новые жертвы обмана идут за помощью в полицию.

И СНОВА «СОТРУДНИК БАНКА»

Самый распространённый вид мошенничеств развивается по сценарию, который начинается словами неизвестного голоса в телефоне: «Вам звонит сотрудник банка», а дальше уже начинаются вариации на тему.

Например, жительнице Черногорска после этих слов телефонная собеседница пообещала увеличить льготный период по кредитной карте, для этого владелице карты необходимо было лишь сообщить реквизиты кредитной карты и код из смс - сообщения.

Как итог – минус 400 тысяч рублей со счёта.

В другом случае вариант сценария и вовсе был банален – мол, «служба безопасности банка» предупреждает владельца карты о несанкционированном списании средств со счёта. Когда после звонков от «сотрудницы банка» последовали звонки «следователя», которая подтвердила слова предыдущей звонившей и сообщила о том, что по указанному факту мошенничества правоохранительные органы проводят разбирательство, потерпевший полностью доверился полученной информации и перевел на указанный «безопасный счет» все свои сбережения – 230 тысяч рублей.

Сотрудники полиции напоминают гражданам: кем бы ни представлялся звонивший, нельзя называть ему номер карты, код с обратной стороны, а также пароли, поступающие в смс-сообщениях. И уж тем более ни в коем случае и ни под каким предлогом не следует переводить собственные деньги в неизвестном направлении. Если сомневаетесь – положите трубку и перезвоните в колл-центр своего банка, номер написан на обратной стороне карты.

 

ЧТО В ПОСЫЛКЕ ПРИШЛО?

Также распространённым видом мошенничеств является потеря денег при заказе через интернет-магазины или иные площадки купли-продажи.

Так на днях в полицию обратилась женщина, которая потеряла на сделке почти три тысячи рублей. На одном из сайтов она  увидела объявление о продаже тюля с эффектом трехмерного изображения и сделала заказ. Спустя несколько дней женщине пришло уведомление о том, что посылка доставлена в почтовое отделение. Покупательница оплатила наложенным платежом около 3 тысяч рублей.

В бандероли  действительно находилось изделие для домашнего интерьера, только вовсе не то, которое ожидала горожанка: вместо эффектного тюля - занавеска, уступающая заказанному товару как по внешнему виду и качеству (значительно меньших размеров, без заявленного фотоизображения  и  3-d  эффекта), так и по цене.

 Другая жительница города попала на более серьёзную сумму, опять при совершении покупки через интернет. Женщина решила купить каркасный бассейн, нашла хорошее предложение, оформила заказ и полностью оплатила покупку, переведя денежные средства на указанные злоумышленником  реквизиты банковского счета.

После перевода денег номер афериста стал не доступен, а заказчица осталась и без денег, и без  ожидаемой конструкции для плавания. Парадоксальность этой ситуации в том, что горожанка знала о фактах обмана из средств массовой информации, из бесед с полицией, даже от собственного работодателя.  Тем не менее  клюнула на крючок мошенника.

Сотрудники полиции отмечают, что в большинстве случаев граждане, ставшие жертвами обмана, собственноручно переводят мошенникам свои сбережения.  Например, в ходе виртуальных покупок:  клиент приобретает вещь через интернет, оплачивая всю или часть стоимости, а в результате не получает товар, или же он сильно отличается от желаемого. Формально получается, что перевод был абсолютно добровольным, а потому доказать наличие факта мошеннических действий бывает непросто. В связи с этим, чтобы не нарваться на мошенника, приобретая через виртуальные магазины какие-то товары, откажитесь от внесения предоплаты.

Также полицейские настоятельно рекомендуют заказывать товары через магазины, где есть курьерская доставка. При курьере вы можете распаковать товар, проверить и, если он соответствует вашим ожиданиям, выкупить, а если нет - отказаться, избежав разочарований и неоправданных затрат.

 

МЕЧТА О ВИННОМ ШКАФЕ

И ещё один житель Черногорска стал жертвой сетевых аферистов, которые ловят своих клиентов через виртуальные торговые площадки. 

Мужчина решил приобрести специальный холодильник для вина, соответствующее объявление черногорец нашел в интернет-магазине и сделал заказ. Затем согласно платежному поручению заказчик перевел на счет поставщика требуемую сумму и замер в счастливом ожидании винного шкафа.

Однако вскоре на адрес заявителя пришло уведомление, в котором сообщалось, что оплаченный товар не может быть доставлен заказчику и ему будет оформлен возврат денежных средств.

Нетрудно догадаться, что возврата денег так не последовало. Таким образом, потерпевший не только остался без ожидаемого товара, но и без своих сбережений.

Мужчина признался, что знал о фактах мошенничества через средства массовой информации, однако понадеялся на то, что имеет дело с добропорядочным поставщиком.

Сотрудники полиции напоминают:  онлайн-шопинг действительно быстрее и удобнее, чем традиционные походы по магазинам. Но и рисков  здесь значительно больше: шанс наткнуться на киберпреступников в разы выше, чем встретить воров или грабителей в реальной жизни. При сделках в сети выбирайте проверенные сайты и магазины, заведите отдельную карту для покупок и продаж в интернете,  не переводите деньги в качестве предоплаты.

Подготовила Анна КОРПЕНКО

 при содействии ОМВД по Черногорску

 

«ЧР» № 52 от 13 июля 2021г.

 

Новости по теме: