Сидеть в окопах - не для нас

Дата публикации: 23.06.2021 - 09:52
Просмотров - 355

Андрей Аплошкин о принципах работы СГК в Хакасии

Около двух лет назад Сибирская генерирующая компания взяла на себя теплоснабжение Черногорска. Если первая зима не обошлась без авралов, то вторая прошла несколько лучше – повреждения на сетях были, но устранялись в считаные часы. О том, как в целом прошёл отопительный сезон, что предстоит сделать летом, к чему стоит готовиться черногорцам – мы поговорили в ходе телетрансляции в нескольких пабликах «ВКонтакте». На встрече присутствовали директор Абаканского филиала СГК Андрей Аплошкин, начальник отдела технического надзора Департамента жилищного надзора Минстря РХ Тимофей Русинов. Комментировали и задавали вопросы журналисты: Анзор Сабанов («Абакан-24») и Валентина Корзунова («ЧР»), а также активисты, председатели ТОС и руководители управляющих компаний (в дальнейшем – УК, прим.автора).

 

ОТНОСИТЕЛЬНО СПОКОЙНАЯ ЗИМА

Андрей Аплошкин:

- Все самые важные цифры минувшей зимы мы собрали в специальный отчет для жителей городов, где теплоснабжением занимается СГК. Отчет размещен на сайте sibgenco.online. В нем есть все данные, включая  телефоны для связи с нашими специалистами. Мы хотим, чтобы горожане могли увидеть, кто отвечает за тепло в их домах, что делается для улучшения качества отопления, какие силы и средства на это направляются. Это уже второй публичный отчет о прохождении осенне-зимнего периода (в дальнейшем – ОЗП, - прим.автора), первый мы подготовили в прошлом году. Мы надеемся, что он будет не только интересным, но и полезным для горожан.

В прошлом отопительном сезоне в Абакане было 138 повреждений на сетях, в Черногорске 186, хотя общая протяженность сетей здесь меньше. Причина – в ветхости трубопроводов. В Абакане мы год за годом обновляем тепловые сети. Нам потребовалось около пяти лет, чтобы уйти от аврального режима несения зимних нагрузок. В Черногорске, надеюсь, мы этот путь пройдем быстрее, учитывая объемы вложений в ремонт и реконструкцию сетей.

По Черногорску можно сказать, что нам повезло. Если бы зима была более холодной, боюсь, были бы аварии, а не только повреждения на сетях. Но везёт тем, кто везёт.

 

Тимофей Русинов:

- Хочу отметить, что в Абакане обращений и жалоб стало значительно меньше, чем в прежние годы. Зато по Черногорску картина другая. В этом году мы будем уделять более детальное внимание Черногорску, там есть УК, которые нарушают сроки ввода в эксплуатацию приборов учёта теплоносителя, а это потом сказывается на платёжных уведомлениях собственников. В целом однако отопительный сезон прошёл нормально.

 

КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С УК

- Один из главных вопросов – как найти общий язык с УК? Кто вообще должен отвечать за нормализацию диалога между ресурсоснабжающими организациями, потребителями и УК?

 

Андрей Аплошкин:

- В Абакане мы уже почти отладили систему взаимодействия с УК, если ещё года три назад были проблемы, то сейчас практически нет. Теперь нужно отладить систему в Черногорске. Ведь мало нам соблюсти все параметры по теплоносителю: температуру, давление. Необходимо, чтобы в домах тоже была нормально работающая система – состояние элеваторных узлов, регуляторов температуры горячей воды и т.д. И здесь только совместными усилиями можно создать комфортную температуру в квартирах потребителей.

- К теме диалога с УК. Весной в Черногорске были проблемы с перерасчётами, когда УК говорила, что счётчики в доме есть, а по факту их или не было, или не введены в эксплуатацию. Или когда пришла весна, но отопительный сезон ещё продолжался, часть компаний в домах отключила отопление, и мы спокойно пережили это время, не открывая все окна, а в других домах жильцы жаловались и обвиняли СГК в перетопе.

Андрей Аплошкин:

- К сожалению, проблема зачастую заключается в незнании границ ответственности между собственниками жилья, обслуживающей организацией и поставщиком ресурса, непонимании разграничения полномочий. Например, сроки включения и выключения отопления устанавливает не СГК, а администрация города, а наша задача – обеспечить подачу в город тепла в соответствии с датами, указанными в постановлении. УК не всегда доводит до потребителей нужную информацию, хотя к ним эта информация от СГК поступает.

 

Тимофей Русинов:

- Дополню. В Черногорске у нас есть дома, где менее 30 квартир, и они находятся на непосредственной форме управления. И когда мы проводили свой анализ, то увидели, что нередко собственники в договор оказания услуг в целях экономии просто не включают работы по ремонту, обслуживанию и вводу приборов учёта. И у нас есть определённые трудности, мы не можем привлечь их к административной ответственности. Мы напрямую встречаемся с собственниками, объясняем им, что на следующий год  нужно включать эти работы в перечень обязательных.

Если дом находится на управлении, то там гораздо проще побудить УК выполнять необходимый перечень мероприятий. В случае невыполнения – привлекать к административной ответственности.

 

Андрей Аплошкин:

- Мы работаем в рамках законодательства, и по действующим законам ответственность за организацию теплоснабжения несёт администрация муниципалитета. Соответственно, именно она и должна организовать взаимодействие между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями.

Думаю, как пример мы можем рассматривать Абакан: он ближе всего к Черногорску – и географически, и социально, и на опыт Абакана Черногорску вполне можно опираться. В Абакане первый заместитель главы города Владимир Иванович Жуковский, во-первых, в течение отопительного сезона периодически приглашает управляющие компании, жилинспекцию, прокуратуру для обсуждения наболевших вопросов. Во-вторых, и самое главное – в рамках летней подготовки к зиме, с мая по сентябрь, до момента подписания актов, эти встречи проводятся регулярно. Мы встречаемся, обсуждаем актуальные проблемы и решаем их. В Черногорске планируем действовать так же. По своему опыту работы в Абакане могу сказать, что с людьми надо разговаривать, а не отсиживаться по окопам.

Повторю – нужно разговаривать, иногда ругаться, потому что в сфере ЖКХ, увы, без крепкого словца или мотивирующего воздействия ничего не делается. Проблемы надо решать, а не замалчивать.

 

ВОПРОСЫ ОБО ВСЁМ

- Почему в городе нельзя сразу отремонтировать все теплосети и забыть про ремонты?

Андрей Аплошкин:

- Во-первых, это невозможно физически. К примеру, в Абакане протяженность теплосетей – более 200 км, это 400 км трубопровода. Представляете сколько человек должны ремонтировать это количество сетей одновременно? Мы просто парализуем движение во всем городе, потому что все теплотрассы проходят, как правило, под дорогами.

Во-вторых, это сумасшедший объём финансовых ресурсов. Если менять всё сразу, надо вложить порядка 5 миллиардов рублей одномоментно.

В-третьих, смысла нет делать всё разом по простой причине, что есть сети в нормальном состоянии. Так зачем перекладывать то, что не требует ремонта? Это будет просто трата денег впустую. Надо менять то, что необходимо. Главное, делать это постоянно, без перерыва.

Мы почему сейчас оказались в такой ситуации? Да просто потому, что многие теплосети не менялись с советских времён или с конца 90-х, когда в ремонты теплосетей ничего не вкладывалось. И это сказывается сейчас. У нас самые гнилые сети 1967-1972 гг. выпуска. Грубо говоря, регламентный срок в 25 лет они отслужили в конце 90-х, и тогда их надо было менять, а не сейчас.

Именно потому мы  обновляем теплосети опережающими темпами, чтобы ликвидировать это накопленное отставание, и войти уже в нормальный режим работы.

- Вопрос от зрителя: «Хочу устроиться к вам на работу, как это сделать?»

Андрей Аплошкин:

- На нашем сайте есть раздел «Вакансии», он постоянно обновляется, и в нем можно увидеть, какие специалисты и в каком городе требуются прямо сейчас.

- Когда отремонтируют холодную крышу на Калинина, 15? (От редакции: об этой проблеме мы писали в материале «Замерзаем», «ЧР» от 9 февраля 2021г.)

Андрей Аплошкин:

- Проблемный дом, мы его вместе с представителем Минстроя РХ проверяли зимой, утепление там необходимо делать. Несмотря на то, что на вводе в дом параметры теплоносителя совершенно нормальные, и почти во всём доме тепло, но в угловых квартирах есть промерзание стен, происходит утечка тепла.

Тимофей Русинов:

- По результатам проверки, которая была зимой, мы выдали предостережение УК, в конце июля будем проводить проверку по этому дому и тогда детально посмотрим, исправилась УК или нет. Этот вопрос держим на контроле. В частности, зимой инструментально было подтверждено, что нарушены межпанельные швы.

- Живу в частном доме, хочу подключиться к централизованному отоплению. Как это сделать и сколько будет стоить?

 Андрей Аплошкин:

- Схема подключения прописана законодательно. Собственнику дома необходимо подать заявку на техподключение, и, собственно, больше от него ничего не требуется. Дальше уже наши специалисты смотрят технические возможности присоединения и дают заключение о том, возможно  оно или нет. Если в радиусе эффективного теплоснабжения есть тепловая сеть, то ответ, как правило, положительный.

Что касается стоимости, то на сегодня как раз основная проблема в том, что самому собственнику сложно заплатить за подключение, если сеть относительно далеко расположена. Поэтому мы сейчас с администрацией Абакана и пытаемся войти в федеральную программу «Чистый воздух», чтобы получить возможность проложить теплосети в частный сектор без финансовой нагрузки на жителей. Тогда собственнику придётся заплатить только за прокладку труб на своём участке и оборудование в доме. Это уже не такая большая сумма, порядка 100 тысяч рублей. Надеемся, что в отношении Черногорска эта программа также заработает.

Что касается оборудования в доме, то это уже каждый владелец считает сам – может установить теплосчётчик и платить по нему, а может не ставить и платить по нормативу. Точно так же с системой погодного регулирования, элеваторным узлом или теплообменником.

Первый шаг, чтобы войти в федеральную программу «Чистый воздух», уже сделан. Абакан и Черногорск попали в список самых грязных городов России. Дальше дело за муниципальными и республиканскими властями и их взаимодействием с депутатами Госдумы и сенатором от Хакасии. Проблему с грязным воздухом, особенно зимой, необходимо решать, ситуация становится катастрофической.

- В последние годы активно строится частный сектор, в том числе в сторону Черногорска растет Усть-Абакан. И по розе ветров весь дым от печей частного сектора пойдёт в нашу сторону.  Понимаю, что не вы решаете вопрос централизованного снабжения нового района, но вдруг к вам поступала информация о том, что новый район частного сектора изначально решили строить с учётом подключения к централизованному теплоснабжению? Иначе опять выходит, что сначала построят чадящий посёлок, а потом начнут думать, как решать проблему с грязным воздухом.

Андрей Аплошкин:

- Распределением земельных участков занимается муниципалитет. Можно продавать голые участки, без коммуникаций, а можно с уже полностью созданной инженерной инфраструктурой. Во втором случае необходимы изначально большие вложения в строительство электро-, теплосетей, водоснабжение. А таких средств, как правило, в бюджетах нет.

Подчеркну, проведение централизованного теплоснабжения в частный сектор экономически невыгодно. Это не об экономии, это о качестве жизни. Окупиться этот проект может только в том случае, если будет социальный заказ и финансирование произойдёт за счет федеральных или региональных властей.  Но пока ничего подобного нет.

- Если будет подключение к центральному теплоснабжению, нужно ли менять дома трубы? У меня пластиковые.

Андрей Аплошкин:

- Нет, не нужно. Достаточно будет поставить на вводе в дом небольшой теплообменник, который стоит не так дорого, либо элеваторный узел. Это оборудование позволит снизить температуру горячей воды до нормативной, чтобы ее можно было пускать в пластиковые трубы.

- Почему так долго специалисты СГК производят пломбировку счётчиков. Заявку сделали ещё 29 марта, до сих пор не смогли дождаться.

Ольга Швецова, начальник отдела по работе с потребителями:

- Проблема есть, и она связана с тем, что достаточно долго действовал мораторий на замену и поверку счётчиков из-за пандемии. По сути, почти год эти работы не проводились. Соответственно, накопилось много заявок, и специалистов, чтобы обслужить все адреса в сжатые сроки, попросту нет. нормативный срок отработки заявки составляет 10 дней, но сейчас из-за указанных выше причин срок отработки пришлось увеличить. Но не стоит волноваться, мы обязательно выполним все заявки.

- На Советской меняли трубы, но не все, осталось полно старых. Не боитесь, что зимой не выдержат?

Андрей Аплошкин:

- В этом году мы планируем поменять трубы на оставшемся участке ул.Советская.

- Май был очень холодным, неужели нельзя было перенести сроки гидравлики, чтобы не отключали горячую воду в такие холода?

Андрей Аплошкин:

- Увы, нет. Предсказать погоду на длительный срок пока не получается. По прогнозам в мае должно было быть тепло, вышло иначе. Но к этому времени были подписаны все документы, запланированы работы. Ведь гидравлика нагляднее всего показывает, где необходим ремонт, на какие участки нужно обратить особое внимание. Поэтому испытания и проводятся сразу после окончания отопительного сезона - чтобы на всё хватило времени и ресурсов.

 - Когда перестанут коптить воздух котельные? Хотим уже в Абакан переехать, может, там воздух чище!

Андрей Аплошкин:

- Оставайтесь в Черногорске. Сегодня в городе работают котельные ГПТУ, ЧК-2 и «Центральная». Остальные выведены из работы. Но к концу лета мы планируем закрыть все котельные в городе, переключив теплоснабжение на Абаканскую ТЭЦ. Так что воздух станет чище однозначно. Надеемся, что к 28 августа, Дню шахтёра, котельные будут закрыты.

Подготовила  Валентина КОРЗУНОВА, фото автора.

"ЧР" № 46 от 22 июня 2021 г.

Новости по теме: