Зачем Черногорску новая художественная школа?
Художественная школа или, по-ребячьи, художка – это мостик, с которого ныряют в дизайнеры, архитекторы, строители или в любую другую профессию. А ещё здесь, как говорили наши бабушки, становятся путными людьми. Отсюда ребята разъезжаются учиться и работать по всей стране и за границу, а когда наведываются в Черногорск, непременно забегают, как домой – тоскуют.
Художка в Черногорске – это высокое крыльцо в стареньком здании, похожем на промышленное, и семь небольших кабинетов друг против друга.
Недавно перед крыльцом выросли русская изба и хакасская юрта, как некие знаки, метки, цепляющие взгляд и душу. Зачем они здесь? И что сегодня происходит в школе, в которую спешат после школы (обыкновенной)? Чем здесь живут и дышат? Об этом беседуем с директором Надеждой ЯБЛОЧКОВОЙ. Под горячий чай, что пришёлся поутру весьма кстати.
На выставку
или в аптеку?
- Накануне у вас побывала важная делегация под руководством главы республики Валентина Коновалова. Понимаю, что к гостям вам не привыкать – экскурсантам есть на что посмотреть, чему удивиться, из-за чего округлить глаза. Однако на этот раз обсуждался животрепещущий вопрос о строительстве нового здания для вашей школы. Какое впечатление осталось от разговора?
- Осталась надежда. Нам жизненно необходимо новое пространство, во-первых, просто потому, что из наших кабинетов мы выросли и вынуждены хранить несметные богатства по шкафам и антресолям. Аналогичная ситуация, кстати, и в музыкальной школе – тесно! Во-вторых, городу нужен культурный центр, с выставочным и концертным залами, с достойными условиями для обучения ребят высокому, светлому. Где у нас собираются подростки? У магазинов.
- Зимой видела их даже в тёплых холлах аптек.
- Вот-вот. Им хочется общаться, однако в городе выбор мест для встреч невелик. Новая художественная школа, без сомнения, взяла бы под своё крыло гораздо больше ребят, чем сегодня здесь обучаются. И у них просто не было бы времени на что-то дурное, мы забираем свободные часы без остатка. Когда видим со взрослой дочерью этих несчастных «магазинных» подростков, говорим о том, что у неё, поскольку училась музыке, ни минуты на пустое шатание-болтание не было, и теперь увлечение превратилось в профессию, а учёбу она вспоминает исключительно в позитивном ключе.
Школа-карандаш
- По итогам встречи, насколько нам известно, глава Хакасии поручил Министерству культуры РХ «проработать вопрос о строительстве нового здания школы или о расширении площади нынешнего в рамках федеральных программ». Может, что и выйдет. А о каком пространстве мечтаете вы?
- Когда наша воспитанница Анастасия Гура училась на инженерно-строительном факультете в Хакасском техническом институте (филиале СФУ), была достигнута договорённость с ректором о том, что она займётся проектом художественной школы. Изначально хотели построить её в виде карандаша, но помешали строгие требования к подобного рода зданиям. В частности, в них не должно быть более четырёх этажей.
Тогда появился, на мой взгляд, замечательный проект – четырёхэтажное здание со встроенным стеклянным карандашом (куда ж мы без него?), с прекрасной галереей, откуда дети могли бы лицезреть часть города.
Анастасия спроектировала школу как достаточно современный комплекс с учётом возможностей всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
- Недавно присутствовала на презентации сборника воспоминаний о Дворце пионеров, который превратился в руины и стоит страшным немым памятником на улице Бограда. Связующей нитью для всех, кому за это больно, стало даже не то, что там было много кружков и секций. Нет! Прежде всего отмечали, что в полубандитском, практически нищем городке вдруг для детей построили… дворец. С широкими лестницами, люстрами, колоннами. Может быть, это и вытащило многих и многих из тогдашней детворы на светлую дорогу. Они шли в свой дворец, будто в лучшую жизнь.
Для детей важна эстетика, они её чувствуют на подсознании. В соседнем Абакане строят великолепные здания, будь то детская поликлиника или художественная школа, при этом сами интерьеры уже воспитывают и задают определённый настрой.
- Абсолютно согласна. И в полной мере понимая ситуацию с финансами в городском, да и в республиканском бюджете, тем не менее руки не опускаем. В городе необходим достойный центр культуры – своего рода магнит, который притянет много всего интересного и позволит заполнить нравственный вакуум.
Самая модная профессия
- Всё начинается с мечты, и красивые здания – в том числе. А самые жгучие и реальные творческие планы – о чём?
- У нас есть проект по открытию в школе дизайнерского отделения. Это сейчас самое востребованное, модное направление, которое привлекает ребят постарше. Для открытия нужен класс компьютерной графики хотя бы с пятью мощными компьютерами, графическими планшетами, камерами.
Молодым преподавателем Татьяной Лесняк написан грант, в котором сформулировано обоснование проекта, его цели, необходимость такого отделения именно в провинциальной художественной школе, но пока он остаётся неоцененным и нереализованным, хотя мы стучимся в разные двери уже более десяти лет. Впрочем, оптимизма не теряем, обращаемся за поддержкой во все инстанции, в том числе недавно озвучили намерения главе РХ. С открытием этого отделения удалось бы подняться на совершенно другой уровень. И надо это делать, чтобы не отставать от реалий сегодняшнего дня.
Изба плюс юрта
- Расскажите о проекте, связавшем воедино русскую избу и хакасскую юрту. Срубы возле здания вашей школы, напротив Новогодней площади смотрятся, я бы сказала, монументально, они постепенно, медленно, но меняются: появились окна, над ними – наличники. Что задумывали и что получилось?
- Помню, лет пять назад на публичных слушаниях при формировании городского бюджета услышала, что на развитие туризма в городе выделено… 30 тысяч рублей на год. Что можно было сделать на эти средства? Однако, отставив пепел для посыпания головы в стороне, совместно с представителями комитета по культуре администрации города подумали, что же может сделать наш коллектив в заданном направлении. И появилась идея о том, чтобы представить русскую избу и хакасскую юрту во всей красе, с архитектурными деталями, с достойным внутренним наполнением. Так представить, чтобы они стали притягательными, интересными для экскурсий, для посещения и горожанами, и гостями города.
Подоплёка была такова: школа работает в двух направлениях – академическом (рисунок, живопись, станковая композиция, история изобразительного искусства) и декоративно-прикладном, которое развито в школе давно, мы не приостанавливали этот процесс никогда. Очень люблю народную культуру и в 2012-м решилась на проект по созданию мини-музея «Русская изба», тогда мы получили грант Министерства культуры РХ. Сделали мини-избу внутри одного из кабинетов. Изо всех сил старались быть исторически объективными. Другой грант был посвящён русскому костюму. У нас собрано очень много материалов на основе этнографических источников, работаем и с большим количеством литературы. А главное – знаем людей, которые занимаются народной культурой и щедро делятся знаниями.
- Мини-избу оформляли вместе с ребятами?
- Разумеется! Сначала вооружали их теорией, давали научную основу развития народности, традиционности, а затем, на основе этнографических источников, вместе изготавливали изделия, которые использовались в русской избе. Сделали лавки, сундуки, выткали дорожки, разрисовали наличники… Ребята, вдохновившись теорией, затем вместе с преподавателями делали сложные эскизы и приступали к работе руками.
Уникальным был труд по созданию народных костюмов, в которых каждая деталь имеет значение, будь то пояс, головной убор, нагрудное или наспинное украшение (для спины делали гребатки, это особое искусство). Шили и вышивали рубахи, понёвы (шерстяные юбки из нескольких кусков ткани, которые в старину использовали замужние женщины), сарафаны.
- Вышивка – тоже дело рук учеников?
- Да, конечно, и это отдельная тема – техника вышивания. У выпускников есть такие работы – специалисты изумляются. К слову, хранятся в шкафу, выставляем изредка. Показать все нет возможности.
Наша школа, пожалуй, единственная в республике активно развивает глубокое изучение русской культуры, по значимости это направление у нас - наравне с академическими предметами.
Вместе с тем изучаем и хакасскую культуру, как же иначе, живём в Хакасии! У нас много керамических изделий, есть хакасские костюмы, куклы. Нам просто негде всё это размещать. Хотели, было, сделать, по аналогии с русской мини-избой, хакасскую юрту, но так как у нас недостаточно кабинетов, призадумались, где же всё, что есть, разместить.
В итоге пришли к тому, что готовы от мини-моделей перейти к избе и юрте настоящих размеров. Идею поддержал бывший глава республики Виктор Зимин, благодаря ему и спонсорам удалось поставить срубы. А не так давно спонсоры выделили нам 200 тысяч рублей, на которые вставили окна, сделали пристройку, наличники. Депутат Верховного Совета РХ Оксана Разварина настаивает и делает всё возможное, чтобы этот проект довести до ума, чтобы город получил два красивых объекта, посещение которых обогащало бы знаниями и привлекало туристов, приезжих. В городе ведь обязательно должны быть места, куда не стыдно сходить с гостями. Мы планируем создать музей с возможностью проведения мастер-классов, семинаров, встреч. Уже сейчас на базе экспонатов мини-избы проводим экскурсии для школьников, учителей республики, для всех заинтересовавшихся темой.
- Наверное, не случайно изба и юрта стоят рядом, входами друг к другу?
- Не случайно. Этим мы подчёркиваем, что две разные культуры имеют общие черты. Готовы рассказывать, что, к примеру, и в избе, и в юрте есть женская и мужская половины, чем-то похожи предметы обихода, традиции. И для русских, и для хакасов священное дерево – берёза.
Есть идеи по обустройству «дворовой» территории возле построек, с изгородью, колодцем, коновязью. Полотенца, наволочки, скатерти и всё, что необходимо, сошьют и вышьют ученики.
- То есть пока нет возможности любоваться новым зданием, создаёте островок культуры практически своими руками.
- С миру – по нитке. Отделочные работы в русской избе вели представители Абаканского техникума коммунального хозяйства, ребята трудились вместе с преподавателями, такая у них была практика. Залить бетонный пол взялись рабочие Черногорского горно-строительного техникума, с подачи директора Ларисы Ващенко. Очень благодарна, приятно было иметь дело с людьми слова, с теми, кто обещает и воплощает задуманное в жизнь.
Рисунки отправились
за границу
- Что за история с иностранцами, которые побывали у вас в школе и после разместили у себя в газетах многостраничные репортажи, интервью о встречах в Черногорске?
- В позапрошлом году волей случая приняли участие в международном проекте немецкого художника с польскими корнями Артура Клозе. Его пригласила в Хакасию мама нашей ученицы Ольга Сучкова. Ранее её старшая дочь познакомилась с известным художником на творческой встрече, в рамках одного из конкурсов в Москве. После их семья поддерживала с творческим человеком долгую переписку, всё это вылилось в приглашение посетить нашу республику.
Артур Клозе давал ребятам мастер-классы, учил рисовать комиксы, рассказывал много интересного. И постоянно подчёркивал, что немецкая, русская, польс-кая или какая-то другая культура не должны существовать автономно, что на самом деле между ними нет границ, а есть много точек соприкосновения, человечного.
Он увёз выставку из 53-х детских работ в Германию, эти работы выставлялись и в Польше, о ребятах написали в четырёх польских газетах.
- Проект продолжается?
- Да, ждём, когда закончится пандемия – ребят пригласили в Германию. К слову, поездка в Черногорск стала для художника тринадцатым путешествием по России. Его знают в столице, а сам он предпочитает глубинку, был во многих интересных местах страны, в частности, на Севере. Как ему Хакасия? Говорил, что после поездок по местам силы заворожила.
На мой взгляд, Артур - не только хороший, тонко чувствующий кисть художник, но и отзывчивый, открытый человек, который рад общению с талантливыми детьми. Он делился, что мечтает объединить людей из разных стран, а как это можно сделать лучше, если не через искусство? Его работа в этом направлении длится более десяти лет, он способствует тому, чтобы дети из Грузии, Польши, Литвы, Румынии, Словакии, Венгрии, России, Украины, Германии знакомились, общались, рисовали вместе. В то время как на глобальном уровне государства ссорятся, есть люди, которые стремятся совсем к другому – к тому, чтобы, как говорил кот Леопольд, жить дружно. Вспомните Рерихов. Они ведь тоже хотели объединить народы через культуру, поскольку её язык понятен всем, и красота в самом деле спасает мир.
Артур досадовал, что средства, которые могли бы пойти на развитие детей, тратятся на приобретение оружия…
В Ростов
или в Германию?
- Это не первый и не последний ваш интереснейший гость, так ведь?
- Да, гостей, которые остались у ребят и у педагогов в памяти, в сердцах, которые подарили им знания, было много. А ещё наши ученики успешно участвуют в конкурсах, их знают не только в Хакасии, но и в России, в частности, в Санкт-Петербурге, Москве. Наша школа славится собственным стилем, любовью к историческому прошлому, уникальными работами учеников. А дети, путешествуя по стране, открывают для себя новые города, знакомятся с их историей, иногда до того влюбляются в какие-то улочки, площади, скверы, что отправляются именно в приглянувшиеся города продолжать учёбу после школы. Так было, к примеру, с Валерией Туманян, которая побывала на Дельфийских играх в Ростове-на-Дону и теперь получает образование именно в этом городе.
Недавно наших детей пригласили на учёбу в Германию по направлению «культурология» - пришло официальное письмо на немецком языке. У кого-то из родителей есть материальный потенциал, чтобы отправить ребёнка, у кого-то нет, но возможность такая появилась, и это очень важно.
- Жизнь у вас, выходит, бьёт ключом.
- Это так. Во многом – благодаря коллективу. Нас тринадцать педагогов, и у каждого, без преувеличения, горящие сердца. Здесь не задерживаются те, кто «отбывает». Все преподаватели компетентные, обучаемые, развивающиеся, специалисты в своей профессии, готовые не шагать, а бежать вперёд. Есть очень опытные, есть новички, наши выпускники, вместе мы крепкая команда и можем многое делать не только для школы, но и для города, республики. Вот, недавно наш коллектив пригласили на праздник русской косоворотки, который пройдёт в мае в Абаканском Центре культуры и народного творчества им. Кадышева. Представим около пятнадцати рубах и серию костюмов русского севера и юга России, будем участвовать в дефиле, вывезем экспонаты русской избы.
- Похвастайте, что интересного сегодня есть в школе? Прямо сейчас, в этот момент?
- Пойдёмте, покажу. Вот русская мини-изба. На её примере знаете, сколько всего можно рассказать? Что на севере и юге строили разные жилища, они отличались деталями. Напротив печи, в противоположном углу, находился красный угол с иконой. Здесь же, как видите, и фигуры в человеческий рост в костюмах далёких эпох, и куклы, часть из которых – обереги. В костюмах чуть не каждый стежок значим, об этом можно рассказывать часами.
Хотелось воссоздать маленький островок культуры, на мой взгляд, получилось. Ребята из обычных школ впитывают здесь информацию с интересом, проникаются тем, что это в том числе их корни, наша общая история. Нередко рождается масса вопросов, порой неожиданных.
Видите, интересные произведения можно создавать, начиная от маленькой куколки и заканчивая каким-то крупным объектом.
Берём глину,
капроновую нить
- Здесь же у вас – швейные машинки. Девчонки могут шить? Или это исключительно музей?
- Это мини-музей – мастерская, в которой, конечно же, можно работать, шить. Куплены швейные машинки, оверлоги, оборудование для вышивки.
А вот здесь (переходим в другой кабинет) – мастерская для производства керамики. Не так давно купили гончарный круг, муфельную печь объёмом 60 литров для обжига изделий, обошлась более чем в 200 тысяч рублей, много средств ушло и на оборудование помещения для неё, но это того стоит, одной теорией в нашем деле не обойтись. Ребята изучают разные способы формирования изделий. Есть ручная лепка, а есть – та, что при помощи механических средств. И руками работаем, и на гончарном круге, впоследствии обжигая изделия.
А здесь идут занятия по бисероплетению, входите! Преподаватель Светлана Улахович показала станок и начало орнамента. Ох, сколько же сил, усидчивости, внимания требуется, чтобы перенести со схемы на изделие мудрёный узор!
- Используем станки для бисероплетения вот так. Берём аналоги костюмов, сами разрабатываем славянские эскизы на бумаге в клеточку, орнаменты берём с традиционной одежды разных славянских губерний, - поясняет Светлана Николаевна. - Изучаем славянскую символику, перерабатываем эскизы. Берём капроновые нити, покупаем чешский или японский калиброванный бисер - обязательно ровный! Одной ниткой, одной иголкой нанизываем бисеринки. Справляются ребята, вот готовые изделия, смотрите!
Что касается народной культуры, глубинных корней, традиционных, исконных, русских или хакасских – народное искусство всегда трогает сердце.
В следующем кабинете звучит русская музыка – ученики погружаются в атмосферу старины, после этого, как мне рассказали, будут рисовать.
Мыслить…
сердцем
- Скажите, дети понимают, зачем всё это? На улице с прохожими заигрывает солнце, кто-то из сверстников «отдыхает» с дистанционкой на диване… Как вам удаётся объяснить ученикам, что это ценно, нужно, что это необходимые знания для по-настоящему продвинутой молодёжи?
- Когда педагог горит, он может объяснить ребёнку, для чего это нужно. Погружаемся в обряды, традиции и даже в гадания. Почему нет, если интересно? Объясняем, откуда это пошло, почему. Как на жениха погадать на кольцах, хлебе. Процесс завораживает, вызывает неподдельный интерес… После переходим к более серьёзным темам.
А главное знаете, что? Можно трезво мыслить головой, а можно - сердцем. Любой ребёнок приходит в художественную школу не случайно. Его сюда тянет. Редко кто-то «отсеивается». Остаются самые нужные искусству люди. Творческие, усердные.
- Да уж, самые нужные… Разрешите, приведу «домашний» пример от соседей по даче. Девочку, которая грезит рисованием и посещает художественную школу, наказали за что-то, не разрешили рисовать. Заперли в комнате и убрали воду, чтобы нечем было ополаскивать кисточки. Так она вышла из положения самым что ни на есть естественным путём. И что с того, что «вода» для кистей получилась желтоватая? Родители были поражены сообразительностью провинившегося ребёнка и после этого никогда не использовали такой способ наказания.
- Понимаю!!! Дети у нас привыкают трудиться и в самом деле вскоре не могут обойтись без кистей, красок, без игл для вышивки, глины, без того, что любят, что начинает получаться.
- Сколько их у вас – трудолюбивых и упорных?
- На бюджетных местах по предпрофессиональной программе обучаются 180 детей, есть группы с 6,6 до 9 лет и с 10 до 13 лет. Чтобы поступить в школу, надо сдать четыре экзамена, у нас бывает конкурс до четырёх человек на место. А после начинаются будни, работа… и конкурсы, конкурсы – как стимул расти, отличаться.
… Я забыла о вопросах, когда Надежда Александровна включила фильм о Хакасии, сделанный в технике подсвеченного песка. Под волшебную национальную музыку на экране появлялись то боги, то исполнители горлового пения. Рука мастера выводила из обыкновенных песчинок горы и равнины республики, узнаваемые, любимые места. То вдруг появлялся снежный барс, то качались из-за ветра кедры, ковыль-трава. Фильм получил золотую медаль на конкурсе, проходившем во всероссийском детском центре «Океан» во Владивостоке.
А тем же вечером, так получилось, мама одной из школьниц досадовала, что «в художке трудно, очень много задают». Я горячо возразила, мол, зато учат трудиться, вгрызаться в тему, добиваться результата. Очень надеюсь, что она меня поняла правильно.
Марина КРЕМЛЯКОВА
P.S. В качестве заголовка использована строка из стихотворения О. Емельяновой.
«ЧР» № 18 от 16 марта 2021г.