К доктору – по скайпу

Дата публикации: 16.02.2021 - 19:01
Просмотров - 255

Про телемедицину делала материал несколько лет назад, явление только зарождалось в стране, где-то на передних рубежах, и мы с представителем Минздрава Хакасии беседовали о будущем.

Мол, в некоторых случаях к докторам ходить не придётся, можно будет консультироваться через современные каналы связи. Повод для беседы был веским – поликлиники в республике, и нашу, черногорскую, в том числе, начали оснащать компьютерной техникой. Планировалось благодаря этому перевести в электронный вид карточки, освободить врачей от «бумажистики». Предполагалось, что в недалёком будущем пациентам не придётся переносить из кабинета в кабинет бумажные версии кардиограмм, рентгеновских снимков и прочего «добра», свидетельствующего о состоянии организма.

Прошли годы. Увы, компьютеризация врачебных кабинетов, хоть и вылилась ещё в какую копеечку, в полную меру, с точки зрения обывателя, пока не заработала. Кто-то из докторов пользовался умными машинами, другие – нет. О документообороте не скажу, знаю только, что многие привыкли доверять «бумажкам» об исследованиях больше, чем машинам и по-прежнему носят их в папках от кабинета к кабинету.

Пандемия, казалось бы, самый что ни на есть веский повод обратиться к телемедицине. Да где там! О каких звонках доктору могла идти речь, когда люди скорую не могли вызвать и ждали помощи не часами – днями? Таких историй в городе немало.

А не хватало в дни пиковых нагрузок именно консультаций, первичного общения с квалифицированными специалистами. Как, впрочем, и самих специалистов (корень бед в медицине).

Однако хорошо ли, плохо ли, а рядом с государственными больницами и поликлиниками развивается частная медицина. Никем особо не почитаемая (там всё за деньги!), но иногда выступающая единственной спасительницей (идти больше некуда).

Так вот в разгар пандемии в частном «Медикоме» как раз-таки открылось новое направление - телемедицина. В определённые дни в трёх городах: Абакане, Черногорске и Минусинске появилась возможность звонить главным врачам по поводу проблем со здоровьем и получать советы, консультации. В нашем городе на связи с пациентами Михаил Юрьевич Мальгин. Мы поинтересовались у него, насколько продуктивным получилось общение.

- Вопросы зачастую были несложные, но для пациентов – значимые, - ответил доктор, - люди иногда не знают, куда обращаться с проблемой. Подсказываем. Или в случае определённых заболеваний даём консультации, как действовать, какие пройти обследования и что предпринимать дальше. В период пандемии, когда были вынужденно перепрофилированы многие лечебные учреждения, сам факт наличия таких перемен для кого-то стал стрессовым. Разбирались, старались помочь.

- Вы как главный врач ДЦ «Медиком» наверняка познакомились с нормативной базой по данной теме, что сегодня нового?

- в 2019-м году в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» были внесены дополнения, закрепляющие порядок предоставления телемедицинских консультаций. Кроме того, появился приказ Минздрава РФ о проведении телеконсультаций, предписывающий, как это должно происходить, что для этого нужно. Положения документов распространяются и на государственные, и на частные медицинские  учреждения.

По действующему закону все виды медицинской помощи должны оказывать по утверждённым порядкам. Порядков много, но их не было по телемедицинским консультациям. Теперь всё утверждено, как и по другим видам медицинских услуг.

- В чём же особенности?

- Телеконсультации могут проводиться в формате «врач – пациент» или между врачами, которые, к примеру, проводили исследования сердца или делали рентгеновские снимки. Или между врачами общей практики и узкими специалистами – смотря какие возникают ситуации.

В период пандемии, когда были ограничения в доступности медпомощи, в некоторых субъектах телемедицину использовали довольно активно, поскольку понимали, что ко всем с подозрением на коронавирус приехать вовремя нет возможности.

А вообще по порядку оказания такого вида помощи, предлагается делать так: первый контакт должен быть очным – на приёме. Врач общается, осматривает пациента, устанавливает диагноз. Дальнейшее общение может происходить дистанционно. Врач озвучивает график, когда необходимо выходить на контакт дистанционно, и через скайп  или через другие  программы происходит общение. Доктор выясняет, изменилось ли состояние, какие элементарные показатели фиксируют домашние приборы: что с давлением, дыханием, пульсом. Таким образом, в некоторых случаях вполне допустимо работать с пациентами дистанционно. Это удобно, в том числе для тех, у кого есть ограничения в перемещении.

Причем точно так же, как в классических случаях взаимодействия пациентов с докторами, заводится медицинская карточка, пациент регистрируется, как в поликлинике, с полисом ОМС. Указывается вид медпомощи: консультация. Оплачивать её не надо.

В некоторых случаях, когда касается узких специалистов, такие консультации могут проводиться платно. Либо, если есть большая очередь к врачу, но вы хотите пообщаться именно с ним, вне графика, вне очереди, возможно, это будет платно.

Но замечу: всё это не касается экстренных состояний. Когда есть угроза жизни – необходимо обращаться в скорую. Телемедицина - для пациентов, которые страдают хроническими заболеваниями или в период пандемии сомневаются, у них  ковид, грипп или другая напасть.

- Не будут ли сведены консультации в частных клиниках к тому, чтобы направлять потоки пациентов исключительно к «своим» специалистам?

- Мы как частная клиника имеем госзаказ в системе ОМС, ведём приём не только на коммерческой основе, но и по полисам, бесплатно. Делаем это по записи, иногда есть небольшая очередь. Если требуется, кроме консультации, обратиться к другим специалистам, мы говорим, что можно записаться к нам или получить помощь где угодно, по желанию.

У нас нет цели непременно зазвать к себе. Мы хотим принять участие в процессе оказания медицинской помощи, стремимся быть полезными, поэтому консультируем и, к слову, продолжаем это делать. В Черногорске можно звонить по пятницам с 11 до 12 часов через приложение скайп (MEDICOM911)

Заметим: в стране телемедицина развивается порой очень даже причудливо. К примеру, в отдалённых посёлках пациенты, чтобы из отдельной комнаты выйти на связь с врачом… приходят на почту. А где-то посредством телемедицины проводят реабилитацию для переболевших ковидом. Кому-то для этого нужно скачать определённое приложение, другим – иметь на личном компьютере скайп. К слову, во многих регионах первыми, как и у нас, телемедицину взяли на вооружение частные клиники. И это лучше, чем ничего!

Марина КРЕМЛЯКОЫВ. «ЧР» № 11 от 16 февраля 2021 г.

 

Новости по теме: