Жил-был Дворец

Дата публикации: 13.01.2021 - 16:11
Просмотров - 2018

 

В один из последних дней ушедшего года в центральной библиотеке презентовали сборник статей «История Дворца пионеров и школьников».

Тесным кругом собрались причастные к появлению сборника – составитель Ирина Горская, заведующая сектором краеведческой литературы центральной библиотеки Маргарита Кузнецова, бывший директор Дворца Октябрина Пуговкина и несколько авторов, чьи воспоминания представлены на страницах брошюры.

Тема, которую собрались обсудить, нисколько не надоевшая. Напротив, щипающая, жгущая и очень актуальная. Ведь Дворец для многих стал, без всякого преувеличения, знаком судьбы. Через него с пятидесятых прошла большая часть детворы города. Ирина Горская задалась вопросом: какими они стали, что помнят из беззаботного детства, какие занятия, кружки проторили дорогу в профессию? Она кинула в соцсети клич, и полетели весточки не только из Черногорска, а с разных концов страны. И завязалась переписка, наполненная чувствами, открытиями, любопытными мыслями о днях вчерашних и сегодняшних.

Заметим: «шевельнула» тему заведующая сектором краеведческой литературы Маргарита Кузнецова. Она как составитель традиционного, ежегодно издаваемого библиотекой сборника знаменательных дат выделила особо две – 65-летие со дня открытия в Черногорске Дворца пионеров и 110-летие со дня рождения легендарного Георгия Семикобылы, управляющего трестом «Красноярскуголь». Предложила Ирине Горской написать короткую историческую справку, да только, получив мощный резонанс от многих и многих благодарных дворцу взрослых, состоявшихся в жизни людей, остановиться на этом жанре не смогла.

 

А помнишь,

как всё начиналось?

Подружка детства Ирины Горской Людмила Балюта (Потылицина) давно уехала из города в Екатеринбург и потерялась из вида. А когда нашлась через переписку, живо заинтересовалась судьбой Дворца и попросила найти в нашей газете (тогда это был «Шахтёр») публикацию с его открытия за 1955-й год.

Ирина Анатольевна выполнила просьбу (у нас в редакции хранятся архивные подшивки), и это фото, в числе многих, есть в сборнике: серьёзная девочка в пионерском галстуке разрезает символическую ленточку.

Почему именно она? Оказалось, всё просто. Девочка была активисткой и спортсменкой. Она училась в школе №6, возглавляла там пионерскую дружину, занималась акробатикой, защищала честь города на краевых соревнованиях, завоевала звание кандидата в мастера спорта. Об открытии Дворца вспоминает так: «Был организован сводный отряд из представителей пионерских дружин. Выстроили нас возле здания Горного техникума, а почётные гости, представители администрации города стояли у парадного входа Дворца. Когда мы подошли к месту торжества, символический ключ у меня забрали, чтобы показать всем, вручили ножницы и сказали, чтобы я перерезала ленту не быстро, чтобы успели сфотографировать».

После открытия, как пишет Людмила, была экскурсия. Что увидели гости, описывает Валерий Чубриков: «По фасаду здания, построенного в стиле «сталинский ампир», расположены барельефы с изображением пионерских атрибутов и символики: это горн, барабан, пионерские галстук, значок. У парадного подъезда, вверху над входными дверями хоровод, изображающий пионерский сбор у костра. Лепные фигуры пионеров в галстуках, в руках которых горны и барабаны, на переднем плане. Две колонны парадного входа и барельефы на голубом фоне, выполненные в форме полусферы, как бы образуют купол неба. На улице, перед фасадом – скульптурная композиция пионеров, во дворе – красивый фонтан».

 

Чифирь или бархатный занавес?

На встрече в библиотеке то событие обрисовали так. Мол, если честно, городишко вовсе не блистал. Угрюмый, черноватый, со своими глухими дворами и неуютными подворотнями, в которых учили друг друга обороняться кулаками да погаными словами. И вдруг – такая красотища. Верилось с трудом. Председатель клуба старшеклассников «Юность» Вячеслав Ровба описал собственное видение ситуации: «1955 год. Только что ликвидированы лагеря системы ГУЛАГ, в городе осталось довольно много бывших  зэков и вертухаев. Пьянство, драки, поножовщина, грязь улиц, отсутствие водопровода и канализации в домах. Чёрный снег зимой и сирены ЦЭСа при авариях на шахте, где сейчас работает твой отец (при звуке сирены бежали в городскую баню на улицу Бограда, где у ночного сторожа стоял на столе единственный на округу телефон, по которому можно было позвонить на шахту и узнать, поднялся ли «на гора» тот или иной шахтёр. Это уже из 60-х воспоминания, но не думаю, что в 50-е было иначе. И вдруг – ДВОРЕЦ! Для ДЕТЕЙ! Это оказалось МАЯКОМ, намекающим, что светлое будущее не за горами.

В подворотне освободившийся из колонии, почти твой сверстник, воспитывает подрастающее поколение, рассказывает как надо входить в камеру, как держать себя в лагере, как и куда бить в драке. Учит, как варить чифирь, как докуривать поднятый с земли окурок, пускает по кругу бутылку спиртного. А тут – кружки, секции, свет, тепло, фонтан, кинозал, настоящая сцена с настоящим занавесом! Такое, конечно же, остаётся в памяти поколений».

 

Разве это не дом Баландиной?

Воспитанница струнного и танцевального кружков Людмила Антонюк (Потапова) поделилась: «Мне почему-то всегда казалось, что это был дом основательницы города В.А.Баландиной. Оказалось, это не так. А коль здание было построено по специальному заказу шахтёров для черногорской детворы, то можете себе представить, с какой душевной щедростью и любовью они отнеслись к своим потомкам – детям».

Любопытный факт озвучила на встрече Маргарита Кузнецова из статьи Любови Дурновцевой, представленной на Баландинских чтениях. Речь шла о том, что объединение «Красноярскуголь» при Семикобыле строило много жилья и объектов социальной сферы (школ, столовых, детских садов). А из-за строительства Дворца пионеров Георгия Сергеевича… чуть не исключили из КПСС за несанкционированное расходование средств. Хорошо, что обошлось и Дворец был принят в эксплуатацию в августе 1955-го. Документ об этом, исполненный красивым почерком, размещён в сборнике.

 

… И балалайка – прима

Началась работа десятков кружков – авиамодельного, мотокружка, «умелые руки», драматического, кройки и шитья, шахматного, для любителей рисования, сказок, танцев и даже балета.

Андрей Коржнев искренне благодарен Георгию Гавриловичу Морозову: «Я учился у него по классу «балалайка прима» в музыкальной школе. Четыре класса был с ним, а когда он перешёл работать во Дворец пионеров, я отправился туда же. В том кружке кинокамеру впервые в руки взял! А после окончания школы учился в Красноярском радиотехническом техникуме и параллельно – на кинооператора в краевом клубе кинолюбителей. Георгий Гаврилович для меня не просто учитель, он мне судьбу сделал, жизнь сложилась так, а не иначе. Низкий поклон!»

 

В походе…

полтора месяца

Многие в воспоминаниях подчёркивают, насколько значимым оказался Дворец в судьбе, подарил профессии, увлечения. А вот какими экзотическими, с позиции сегодняшнего дня, воспоминаниями поделился Георгий Морозов:

«В июне 1956 года группа из 12 школьников от Станции туристов Дворца пионеров отправились в туристический поход по безлюдным местам Хакасии. Десятки километров по лесным тропам, горным перевалам и рекам – всё преодолели ребята. Часть пути плыли на плотах. Длилось это путешествие полтора месяца. И хотя это были шести-, семиклассники, им удалось пройти сложнейший маршрут без потерь и серьёзных проблем. Только по возвращении домой пришло осознание опасности похода, я ведь был единственным руководителем на 12 ребят. Но у них на всю жизнь остались самые яркие впечатления».

А может, тот поход стал настоящей школой жизни.

 

Профессора воспитал… балет

Не могу не процитировать и когда-то посещавшую Дворец завкафедрой русского языка Российского госуниверситета им. А.Н. Косыгина, доктора педагогических наук, профессора, академика РАЕН Татьяну Черкашину, которая написала: «В жизни всё получилось как-то само собой. Особо никуда не рвалась, но мы же сибиряки, мы не можем работать вполсилы и абы как. Вместе со мной пришли на кафедру москвички, у которых мамы-папы высокопоставленные, но они так и просидели за их спинами. А я девочка из маленького шахтёрского городка, с улицы Украинской, 43. Просто работала, как требовали, вот и всё. Дети подросли – стала защищать диссертации. А до этого момента основная нагрузка была на мне. Муж постоянно был на работе, мама с папой далеко. Но каждое лето, пока они были живы, мы с детьми прилетали в Сибирь».

Профессора воспитал… балет

 

В детстве Татьяну отдали во Дворец пионеров, в балет. Это тоже, наверное, был ключ к успеху – там учили трудиться до мозолей, до седьмого пота. Вот что она вспоминает: «Мне купили розовые атласные пуанты, это было событие. Балет «Лебединое озеро» я увидела по телевидению: балерины в красивых пачках, на пуантах грациозно кружились. И вот появилась возможность стать настоящей балериной самой.

Галина Арсеньевна Кислицина без конца повторяла: «Девочки, держим спинку прямо! Поворот головы грациозный, носик кверху, разворот рук в стороны мягкий, плавный… Вы у меня красавицы!»

В моё школьное детство в этом же Дворце проходили смотры художественной самодеятельности, где я, первоклассница, читала со сцены «Муху-цокотуху». Помню, как за мной закрыли тяжёлый бархатный занавес, за которым стоял суфлёр, который, кстати, очень мешал мне – текст знала хорошо. Я сделала только одну длительную паузу, зал бурно зааплодировал, а я смело тряхнула белоснежным накрахмаленным фартуком, топнула ногой и гордо заявила: «Ещё не всё!».  Моему папе, начальнику АТК-18, весь город потом рассказывал, какая у него Танюшка молодец.

В наш Дворец пионеров мы ходили с большой радостью, без принуждения. Если государство не хочет потерять молодёжь, необходимо возрождать дворцы детского творчества. Интернет-общение не научит жить в коллективе. А ведь мы, когда танцевали, старались на сцене сделать всё правильно, чтобы никого не подвести.

Какой след оставил в моей судьбе Дворец пионеров? Самый глубокий. Я вот сейчас отчётливо осознаю, что красота, блеск, роскошь нашего Дворца, уважительное отношение взрослых к детям не проходят бесследно. Сама атмосфера, царившая в этом храме творчества, возвышала ребёнка, окрыляла его, открывала перспективу. Переступив порог Дворца, ребёнок попадал в совершенно особенный мир, в котором воспитывало всё: величественные колонны, гулкое фойе, широкая лестница, застеленная коврами, высокие потолки, бархат занавеса, блеск зеркал… Сейчас у меня работа в центре Москвы, но моё мировосприятие родом из детства».

Практически каждая статья в сборнике сопровождается  архивными фотографиями, которые без слов рассказывают о людях и времени.

 

Маяк не нужен?

Ох уж это время. Всего-то 65 лет Дворцу, настоящей жемчужине города… а его уже нет. Многие писавшие о своём детстве признавались, что едва сдерживают слёзы из-за сегодняшнего состояния здания.

Но было и вот такое мнение Вячеслава Ровбы: «То, что здание обречено, очевидно даже детям. Держаться за него бессмысленно, не нужно. Былое не вернуть. Невозможно ведь снова стать пионером! Жизнь идёт дальше, МАЯК больше не нужен. Есть другие средства для указания пути. Через 60 лет жители будут тужить о других зданиях, дай Бог, чтобы их воспоминания были так же светлы, как и наши, которые нам несёт развалина на улице Бограда. И  ещё. То, что сегодня в Красноярском оперном театре танцует парень из нашего города (Кудрявцев) и поёт наша девушка (Кравченко), то, что в оркестрах краевых театров играют музыканты родом из Черногорска, что очень много художников родились в нашем городе – всё это отголоски и результаты, пусть и весьма отдалённые, опосредованные, того явления, которое называлось «Черногорский Дворец пионеров и школьников имени Ю.А.Гагарина». Свою задачу Дворец выполнил с честью».

Сборник, о котором сегодня шла речь, можно почитать в центральной городской библиотеке. А если возникнет желание поделиться мыслями, предложениями – пожалуйста, будем рады.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото из архива

Ирины ГОРСКОЙ. «ЧР» №2 от 14 января 2021 г.

Новости по теме: