О тепле, расчётках и браконьерских балконах

Дата публикации: 23.12.2020 - 15:19
Просмотров - 1079

 

16 декабря в Единый день контроля качества теплоснабжения Хакасии «ЧР» и Сибирская генерирующая компания провели прямую линию, на которую поступили десятки сообщений от жителей Черногорска. На часть вопросов ответы были даны в прямом эфире, с другой группой вопросов, которая требует детального рассмотрения, разбираются сотрудники СГК.

На вопросы читателей «ЧР» отвечают руководитель Департамента жилищного надзора Министерства строительства и ЖКХ Хакасии Мария Карпенко и директор Абаканского филиала Сибирской генерирующей компании Андрей Аплошкин.

СТЕНЫ ПОКРЫВАЮТСЯ СНЕЖИНКАМИ

Больше всего вопросов, которые поступили на прямую линию, касались температуры в квартирах. Все сообщения приняты в работу сотрудниками СГК. Однако некоторые, частные,  мы опубликуем.

- Октябрьская, 150. Из крана начинает бежать горячая вода, а потом становится тёплой. Управляющая компания (в дальнейшем – УК, - прим. ред.) говорит, что виновата СГК. Кто всё же виноват?

А. Аплошкин.:

- На Октябрьской, 150 мы накануне эфира разбирались с тепловой инспекцией. Там неправильно сделана врезка труб, в дом идёт четырёхтрубная система – две трубы на отопление и две на подачу горячего водоснабжения. При монтаже системы были перепутаны врезки. Горячую воду врезали в обратку отопления, где температура воды около 40 градусов.

УК должна в ближайшие дни ситуацию исправить, сделать переврезку и привести в соответствие системы тепло - и водоснабжения дома.

М. Карпенко:

- Напомню о границах ответственности. УК отвечает за содержание внутридомовой системы отопления. Ресурсоснабжающая организация (в дальнейшем – РСО, - прим.ред.) отвечает за теплоноситель, который поступает в дом, т.е. на границе балансовой ответственности температура воды должна соответствовать графику, который утверждает администрация города. Если теплоноситель поступает с нормативной температурой, но по каким-то причинам не доходит до батарей в квартирах, то здесь уже несёт ответственность УК.

Действует порядок фиксации предоставления коммунальной услуги надлежащего качества. В случае вопросов собственник в первую очередь должен обратиться в аварийно-диспетчерскую службу УК. При обращении надо зафиксировать, кто принял заявку, номер заявки, дату и время. В течение двух часов, если иное время не согласовано с потребителем, должен прийти представитель УК, сделать замеры, составить акт и передать его потребителю. Измеряется температура в комнате и на вводе в дом. Если на вводе температура нормальная, то дальше УК разбирается уже самостоятельно, РСО не подключают. Если не соответствует параметрам, то УК приглашают специалистов тепловой инспекции РСО. Инспектор фиксирует замеры, затем производятся действия по перерасчёту платежей за услуги.  

Если УК и РСО не находят общего языка, перекладывают ответственность друг на друга, тогда нужно подключать жилищную инспекцию.

- Можно как-то повлиять на УК, если законодательно всё в норме? Указанные в законе 20-22 градуса температуры в квартире соблюдаются, но субъективно холодно. В трёхкомнатной квартире на втором этаже труба отопления горячая – 65 градусов, в других гораздо прохладнее. Дома есть счётчик отопления и много должников. Считаем, что УК экономит.

А. Аплошкин:

- Надо смотреть на систему теплоснабжения дома, какая там разводка. Возможно, так называемая «ленинградка» - когда половина дома имеет трубу с подачей теплоносителя в 65 градусов, а вторая половина обратку, где температура гораздо ниже, чем на подаче. Причиной может быть разрегулировка теплоснабжения в доме. Универсального рецепта нет, в каждом случае надо конкретно разбираться.

Что касается температуры в квартирах, это очень субъективная вещь. Был как-то случай на прямом эфире, когда позвонили два соседа, у которых один и тот же стояк. Но один с жалобой, что в квартире прохладно, а другой, что слишком сильно топим.

- Тихонова, 17. Дома всего 20 градусов, УК говорит, что СГК не даёт нужного давления. Может такое быть?

А. Аплошкин:

- Вполне допускаю. Мы делаем регулировку путём установки шайб, расчётные сопла ставим, которые у нас по договорным нагрузкам. Надо конкретно смотреть в доме, в чём причина. Может, заужена шайба, а расход тепловых сетей должен быть больше. Надо посмотреть, замерить, может, увеличить диаметр сопла.

По всем адресам, которые нам прислали потребители с жалобами на недостаточную температуру в квартирах, мы проведём работу. По некоторым заявлениям мы уже провели проверку и дали рекомендации УК по регулировке подачи тепла. 

- В этом году в квартире прохладно, всего 18-20 градусов, хотя на улице для декабря очень тепло. Температура обратки – 33 градуса. Управляющая компания «Сервис-Лайн». Приходил главный инженер УК и объяснил, что из-за низкого давления на верхних этажах плохая циркуляция. Говорит, что они по нескольким домам обращались в СГК, но реакции нет. Прошу решить проблему, иначе со следующего месяца оплачивать услуги СГК откажусь. С кранов горячей воды в квартире уже два года постоянно течет ржавая вода. Надеюсь, вопрос решите положительно.

А. Аплошкин.:

- Если тепловая инспекция никак не реагирует на сигналы потребителей и управляющих компаний, у нас есть много аккаунтов в соцсетях, в том числе мой личный аккаунт в инстаграм, куда потребители могут отправить свои сообщения. Все обращения отрабатываем, ведь мы заинтересованы в том, чтобы тепло в должном объёме было у каждого потребителя.

По ржавой воде нам действительно приходят жалобы, хотя с теплоисточников вода выходит должного качества, мы за этим следим. Но зачастую плохо промыты системы отопления в домах. Поэтому в двух соседних может наблюдаться разная картина: в одной многоэтажке горячая вода чистая, в соседней – грязная.

Точно так же и с температурным режимом. Котельная выдаёт теплоноситель нормативных параметров строго по температурному графику, у нас всего одна подающая труба с котельной. Но до домов вода может доходить разной температуры из-за технологических потерь в теплосетях. Например, отсутствие изоляции на трубопроводе может увеличить потери тепла, но не на 20-40 градусов, конечно.

- Живу в Пригорске, в прошлом году жалоб на тепло у нас не было, но в нынешнем сезоне мы реально мёрзнем в квартирах. Что случилось? Когда станут топить нормально? И это при том, что суммы в платёжках сейчас приходят гораздо больше, чем раньше.

А. Аплошкин.:

- В Пригорске есть проблема с подключённой нагрузкой, она превышает установленную мощность котельной. Плюс котлы и трубопроводы из-за использования неподготовленной воды буквально заросли отложениями кальция. На следующий год планируем провести реконструкцию системы отопления в посёлке - или построим новую котельную, или нарастим мощности существующей, чтобы решить проблему недостаточно высоких температур в квартирах.

С КОШЕЛЬКОМ В РУКЕ

- Наш дом на прямых платежах, и УК говорит, что они не имеют никакого отношения к начислениям. Это правда?

А. Аплошкин:

- Да. Есть такая система, когда начисления производит Сибирская теплосбытовая компания, которая находится в структуре СГК. УК получает счета только за общедомовое имущество, и это отдельной строкой указывается в платёжках.

- СГК говорила, что расчётный год идёт от окончания отопительного сезона, т.е. от мая до мая. В этом году мы осенью начали платить по-новому, за фактически потреблённую теплоэнергию, а не как раньше одинаково по всем месяцам года. Но тогда получается, что  всё лето, май и сентябрь мы перечисляли деньги за просто так? Или СГК всё же вернёт нашу переплату?

М. Карпенко:

- Да, с этого года Хакасия перешла на новую систему оплаты за отопление. Если до начала отопительного периода платили по 1/12, а с началом отопительного сезона перешли на систему платы по факту потребления, то корректировка будет проводиться в первом квартале 2021 года. Если выяснится, что была переплата, то будет сделана минусовая корректировка. Перерасчёт должен быть сделан до конца марта.

- Уже восемь лет в комнате у меня нет батареи, её срезали, однако начисления за отопления этих квадратных метров идут. Раньше у меня эти квадраты минусовались из платёжки. Что нужно сделать, чтобы их исключили и в дальнейшем?

А. Аплошкин:

- Во-первых, то, что срезали батареи - это неправильно и не является основанием для того, чтобы не платить за тепло. Квартира в любом случае получает тепло от смежных квартир. Так что начисления совершенно законны. Дом потребил тепло, пропорционально площади производятся начисления. Лучше бы обратно вернуть батарею, ведь так вы нарушаете распределение тепла внутри дома.

М. Карпенко:

- Вмешательство в систему отопления недопустимо. Самовольно нельзя срезать или напротив добавить секции батареи. Если есть желание, необходимо заказать проектную документацию, согласовать в органе местного самоуправления эту схему.

- Дзержинского, 4 «а». Расчет отопления идет по нормативу, хотя в доме давно установлен тепловой счетчик. Почему так и как изменить ситуацию?

М. Карпенко:

- Возьмём на контроль этот вопрос. Замечу, что если в доме есть прибор учёта, то расчёт по нормативу не должен производиться.

- Пушкина, 18. Общий счётчик в доме установили в ходе капремонта, но вовремя не сдали в эксплуатацию. В итоге за октябрь и ноябрь была большая переплата, так как взяли с жильцов по нормативу. СГК начнет считать по счётчику только с 1 декабря. Подскажите, можно ли за прошлые месяцы сделать перерасчёт, вернуть деньги? Ведь хотя счётчик не был сдан в эксплуатацию официально, он работал, показания с него есть. Жильцы не виноваты, что так получилось. Быть может, всё же найдётся вариант, как вернуть людям деньги?

М. Карпенко:

- Мы знакомы с такими случаями, необходимо разбираться индивидуально. В случае если не вводятся в эксплуатацию приборы учета по вине УК, мы принимаем меры. Зачастую обязываем УК произвести перерасчёт.

ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ НАКАЗАТЬ

Много жалоб от читателей «ЧР» поступило на бездействие УК. Люди обращаются в УК с просьбой отправить представителя для замеров температуры в квартире и составления акта. Но те приходят не вовремя либо не приходят вообще, либо сразу отправляют потребителей в СГК или Минстрой. Как заставить работать УК?

М. Карпенко:

- Чтобы заставить работать УК, надо обратиться в надзорные органы, то есть к нам, в Минстрой РХ. Проще всего написать обращение через интернет-приёмную, для этого надо зайти на сайт Минстроя, авторизоваться через портал госуслуги и направить нам обращение. Конечно, есть варианты направить сообщение по электронной или обычной почте. Есть горячая линия, на которую можно позвонить - (83902) 22-10-75. Однако замечу, что мы можем принять информацию по телефону, но провести проверку мы не имеем права.

- Мы живём в новом доме по Космонавтов. Часть жильцов самовольно расширила свою жилплощадь за счёт присоединения балконов. Но, так понимаю, теперь общедомовой расход тепла стал больше и равными долями лёг на всех жильцов. Значит, за тех, кто произвёл перепланировку, платим мы, кто её не сделал? Тепловая инспекция контролирует такие вещи? И что нужно сделать, чтобы платили по справедливости, за фактические метры, а не те, что в плане?

М. Карпенко:

- Перепланировки проверяет на первом этапе УК, затем Минстрой. Мы проводим такую работу, смотрим, есть ли разрешающие документы. Житель должен написать заявление в УК. Если там не помогут, то в Минстрой. Наши специалисты проведут проверку документации и перепланировки помещения. Можем привлечь к административной ответственности собственника жилья за самовольную перепланировку.

А. Аплошкин:

- Если перепланировка законна, то меняется техплан, и новая площадь входит в общую площадь помещения. А если согласования работ нет, то, действительно, весь дом немного скидывается, не зная об этом, для того чтобы владелец квартиры с тёплым балконом чувствовал себя комфортно. Это, конечно, неправильно.

- Если УК плохо провела промывку системы, можно её за это наказать?

А. Аплошкин:

- Дело в том, что приёмка теплосистемы после промывки проводится комиссией, в которую входят представители УК, РСО, администрации города, старший по дому.

М. Карпенко:

- Если впоследствии выяснилось, что промывка была некачественной, нужно произвести независимую экспертизу и составить акт о предоставлении некачественной услуги. Правда, немаловажный вопрос – сколько будет стоить такая экспертиза. 

 

О ПЕРСПЕКТИВАХ

- Когда закроют ЧК-2, что на Орлова? Слишком много гари от неё. Можно надеяться, что в следующем году?

А. Аплошкин:

- В следующем году мы надеемся закрыть все котельные в Черногорске, за исключением котельной в Пригорске. Раньше у нас был план поэтапного закрытия котельных, сначала в Девятом посёлке с переключением потребителей к ЧК-2. Но из-за дефицита строительных кадров нам пришлось перенести срок окончания работ на первый квартал 2021 года. Планируем закрытие всех котельных Черногорска на сентябрь.

Подготовила

Валентина КОРЗУНОВА. «ЧР» № 99 от 24 декабря 2020 г.

Новости по теме: