Это бизнес, детка

Дата публикации: 23.12.2020 - 14:47
Просмотров - 801

В школе №7 старшеклассники увлечены... песочницей. Необычной, конечно же. Той, которая требует многих и многих усилий и благодарит взрослыми знаниями, особенным настроем на поиск себя в жизни. Потому что это бизнес-песочница.

С эксклюзивным проектом в школу пришёл Вячеслав Осипов– предприниматель, человек, которому не сидится на месте, который вечно в поиске новых горизонтов.

Одна из его идей - о бизнес-песочнице. Когда теоретические пазлы сложились в картину со смыслом, нужно было отработать их на практике.

- Так вы оказались в школе. Но почему именно в седьмой? Она в городе, вроде,  не центровая…

- Пришёл в школу, когда потребовалось отшлифовывать проект под реалии нашей классической образовательной системы. Его нужно было встроить в учебный процесс, иначе идея так и витала бы в воздухе, как красивый воздушный шар.

Начал искать друзей-коллег, интересовался, чем живут учителя, пытался понять, смогут ли они стать единомышленниками. Именно в седьмой школе нашёл живой отклик своим мыслям. Коллектив молодой, они поняли, ради чего это делается. А насчёт «центровая» или «не центровая» - неважно. Главным было найти точки соприкосновения  с людьми, ведь любая идея реализуется именно для людей и с их поддержкой, успех зависит от желания, горения, внутренней свободы всех участников процесса.

Проектной деятельностью занимаюсь давно и есть чёткое понимание: где находятся люди, которым что-то надо, которые, в хорошем смысле слова, беспокойные, вовсе не «диванные», вот с ними и нужно работать, им интересно помогать. Не важно, отремонтированная, блестящая это школа или обыкновенная. Важно, кто там «правит бал», кто идёт на корректировку расписания, во всём помогает.

- В чём же суть «песочного» дела?

- Проект зародился в 2017-м, мы его создавали на федеральный конкурс «Моя страна – моя Россия». Тогда только начинали придумывать образовательные проекты по обучению детей предпринимательству. С того времени дорабатываем, модернизируем, «нянчим» своё изобретение.

Сейчас для детей представлено довольно много контента, мы же решили давать ребятам знания о бизнесе, о довольно серьёзных вещах – в игровой форме. Что греха таить, они предпочитают учиться, играя. Такая форма вызывает интерес, привлекает, поскольку понятна. Так и родилась идея о песочнице – о том, чтобы к желанию иметь бизнес подвести подготовленных, осведомлённых о предмете выпускников.

- Своего рода профориентация!

- Так и есть.

- Однако игры - играми, а знания дать надо. Выходит, ваша задача – о сложном рассказывать просто, понятно, доступно.

- Вот именно.

- Вы – предприниматель?

- Да, с 2012-го занимаюсь образовательным бизнесом, есть несколько направлений. Одно из них – школа иностранных языков. Другое - повышение квалификации, сотрудничаем с крупными организациями, предприятиями. И третье – социальное проектирование. Работаем в рамках грантов Президента России, плотно сотрудничаем с Фондом развития Хакасии.

Что же касается «бизнес-песочницы», через неё уже прошли около тысячи человек.

- Что сегодня представляют из себя занятия? Наверняка отличаются от тех, что были на старте.

- Да, песочница в 2017-м и сейчас – это, можно сказать, два разных проекта. Неизменной осталась игровая методика, однако занятия стали другими. Теперь это полноценный курс на восемь занятий.

В основу положили методику «Дизайн мышления». Это про то, что прежде чем начать заниматься предпринимательством, нужно детально разобраться в вашем потребителе. Понять его стиль жизни, запросы и, может быть, даже состояние души. Психология! А после того, как разберёмся в этом, переходим к процессу придумывания направления бизнеса. Цель – предложить для потребителя тот или иной продукт либо услугу, руководствуясь его запросами и потребностями.

После этого делаем прототип продукта или услуги, который можно показать конечному пользователю. Из бумаги, картона, подручных материалов. Пользователь может внести в него коррективы.

Это, к примеру, может быть прототип сайта с определённым функционалом. Тестируем изобретённое на обычных людях, получаем обратную связь.

- И какова реакция потенциальных потребителей?

- Иной раз такая, что дети в шоке. Они привыкли, что их все хвалят, а тут вдруг честно и откровенно говорят, что чего-то не хватает. Некоторые бросаются спорить: «Да как так, ничего лучше не придумать!» Однако на самом деле не всегда наши мысли и мысли других людей совпадают, учимся это принимать и слышать мнение со стороны.

Дети пыхтят, дорабатывают сделанное, после этого снова показывают то, что получилось. И так до тех пор, пока пользователь, потребитель не скажет, что его всё устраивает.

- Это для того, чтобы ребята были готовы к житейским колдобинам на пути?

- Да, а ещё – чтобы научить ребят тонкостям общения.

После начинается история с разбором организационно-правовых форм для ведения бизнеса. Замечу – мы с этого не начинаем, напротив, заканчиваем.

- Если вы их зажгли на предыдущих занятиях, наверняка понимают, что это инструмент, который необходим для организации дела. Поэтому, наверное, скрепя зубами, в этом «лесу» разбираются.

- Верно. К данному этапу они приходят с определёнными знаниями, мыслями… и необходимостью разобраться в устройстве предпринимательских дел. К слову, со следующего года не будет больше налога на вменённый доход, довольно простой системы налогообложения, как раз сейчас предприниматели – в поисках приемлемой системы налогообложения, задача – не из лёгких, обсуждаем и эту тему.

- Говорят, кто-то может быть предпринимателем, другие – нет! Вы видите это в детях?

- Врождённое или приобретённое качество – склонность к предпринимательству? Моя точка зрения – навыки для ведения предпринимательства можно приобрести. Если провести аналогию со спортом, мы все на каком-то уровне можем заниматься физкультурой. То же могу сказать в отношении предпринимательства. Если это уровень «физкультуры» - доступно многим. А для спорта высоких достижений – да, нужны специфические качества.

Предпринимательству научить можно любого до довольно неплохого уровня. Просто раньше этого не делали. Долгое время деловых людей спекулянтами называли, плюс присутствовал определённый шлейф после девяностых… А этому надо учить.  Чтоб человек со школьной скамьи понял, разобрался, что его ждёт на этом поприще, какие знания нужны, на что силы бросить. С моей точки зрения, было бы круто, если б ребята общались с действующими предпринимателями: нужно понимать, скажем, чем отличается рабочий день предпринимателя от дня человека, работающего по найму. Надо общаться на самые честные, сложные темы, чтобы школьники не питали ложных иллюзий. Чтобы знали, какая у медали обратная сторона.

- А ведь кто-то из ваших воспитанников не пойдёт в бизнес, они мечтают стать врачами, учителями или парикмахерами. Для чего им ваши знания?

- Ответ – в самом вопросе! Очень много людей, которые были врачами, парикмахерами и начали свой бизнес в любимой профессии. У меня, к примеру, жена педагог, филолог, её дело переросло в бизнес.

- Но даже если не перерастёт, умение общаться, знания никогда карман не потянут, правильно?

- Не потянут, лишними не будут. Навыки, правила общения с людьми – всё это круто и замечательно. К тому же в ходе занятий формируется стиль мышления, воспитывающий способность брать на себя ответственность за собственное благосостояние, за благополучие будущей семьи.

- Как дети оценивают новые знания?

- Неоднозначно. Хоть и не загружаем чем-то супер-сложным, хоть ищем увлекательные формы подачи материала, вскоре многие отмечают некоторую усталость от обилия информации, от того, что поначалу настраивались на абсолютно лёгкий стиль, но этого не случилось. Однако, поговорив с родителями, со сверстниками, учителями, многие начинают делать правильные выводы, настраиваться не на развлечения и отдых, а на труд – такой же, как на серьёзных школьных предметах. Проходит ещё немного времени – и ребята могут свободно рассуждать о разных видах рекламы, о её воздействии на людей, об организации процессов в предпринимательстве и  так далее. Нет цели, чтобы сюда приходили из-под палки. Ждём лишь тех, кому это нужно, интересно.

К тому же предпринимательство – это в том числе командная работа. Один в поле ты, конечно, воин, однако день ограничен 24-ю часами, больше из себя не выжмешь. Но когда в команду попадают люди не очень мотивированные, это осложняет ситуацию, тянет всех назад или заставляет топтаться на месте.

Сегодня о нашем проекте могу сказать, что в нём участвуют люди мотивированные, никто не тратит времени зря. Приходят и все работают.

- Возраст ребят, с которыми взаимодействуете в рамках курса?

- Начинаем работать с 8-го класса. Костяк – 8-10 классы. В одиннадцатом, сами понимаете, не до песочниц.

- Как оцениваете систему ворлдскиллс? Спрашиваю, потому что и в её рамках учат бизнесу, а ещё дают мощные практические навыки, наверняка вы присматриваетесь к такому опыту.

- Замечательное дело, хорошо оцениваю.

- Какие у ворлдскиллс самые существенные плюсы?

- Была возможность участвовать во многих мероприятиях, в том числе – федерального масштаба. И повсюду говорили о так называемых социальных лифтах, о карьерном продвижении (модно!). На мой взгляд, порой лукавили. А ворлдскиллс – реальная система социальных лифтов, которая работает. Общался с детьми, которые учились в системе среднего профтехобразования, звёзд с неба не хватали, а сейчас многие из них очень хорошо зарабатывают, в том числе - на экспертизе.

Кроме того, найти приложение своим рукам в нужном месте – это всегда хорошо. Это мощная база, на которую впоследствии можно «накручивать» хоть предпринимательские, хоть любые другие компетенции. Человек в итоге становится образованным, гармонично развитым, личностью.

Третий момент, почему  ворлдскиллс – хорошо. У многих детей из небольших городов есть некоторая скованность: «Мы живём в своей деревеньке, что с нас взять?» А та система создаёт ситуацию успеха, когда молодой человек, добившись результатов, может сказать себе: «А ведь реально мне это по силам!» Хотя многое, конечно, зависит от самого молодого человека.

- Вы занимаетесь в том числе социальными проектами. До сих пор не каждому понятно, что это такое.

- Песочница – один из социальных проектов. А если хотите короткое определение, социальный проект – это набор мероприятий, направленных на решение какой-то проблемы. Сталкиваемся, к примеру, с невысокой компетентностью в области предпринимательства – решаем данную задачу. При этом для людей это бесплатная история, а заказчиком может быть государство, выступающее с грантовыми предложениями, либо НКО, фонды.

- Другие проекты у вас намечаются?

- Прошло время поиска направлений для работы. Они найдены, теперь задача – углубляться.

- Как видите будущее песочницы?

- Направление, связанное с обучением предпринимательской деятельностью, набирает обороты. Эту тему, в частности, курирует Министерство экономического развития РФ. Есть федеральный перечень программ, рекомендованных для обучения населения основам предпринимательской деятельности. Мы подали заявку на включение песочницы в данный реестр. В случае успеха программа может получить федеральное одобрение и быть использованной не только в Хакасии, но и в других регионах.

Второе – отцифровываем контент, чтобы можно было перевести обучающий курс в онлайн-формат, насколько это возможно. Пока понимаем, что процентов семьдесят курса отцифровать можно.

- А пока занимаетесь этим, глядишь, воспитанники удивят вас каким-нибудь собственным бизнесом.

- Большинство из них уже умеют зарабатывать  деньги, так что не удивлюсь. К примеру, кто-то прекрасно рисует, отличается тонким художественным вкусом, это выливается в выполнение дизайнерских задач. Кроме того, привлекаем школьников к работе в рамках социальных проектов. Имею в виду и дизайн, и написание текстов, и сочинение сценариев. Стараемся создавать для ребят маленькие ситуации успеха, чтобы поверили в себя и увереннее, напористее двигались дальше.

Что ж, хорошего, доброго вам пути, вместе с ребятами, которые вышли из бизнес-песочницы. Пусть у вас хватит сил делать их не только предпринимателями, но и просто хорошими, образованными, всесторонне развитыми людьми. Таких надо побольше!

 Марина КРЕМЛЯКОВФ, фото из архива шк. №7. «ЧР» № 98 от 22 декабря 2020 г.

Новости по теме: