Система Татьяны  Ивашкевич

Дата публикации: 15.12.2020 - 16:11
Просмотров - 752

Татьяна Петровна Ивашкевич  в должности заведующей детсадом «Калинка» десять лет. За это время на пустыре, что окружал здание, появился если не сад, то утопающий в зелени, ухоженный участок. Сюда любят водить на экскурсии важных гостей города – красиво, душа расцветает!

Коллективом завоёвано наград – видимо-невидимо. И отношения здесь выстроены особенные, в том числе - с родителями. Хотя мамы и папы сегодняшней малышни - представители того самого, не очень-то гладкого поколения. Однако, как рассказывают бывалые, ничего, становятся активными, исполнительными и продвинутыми. Причём двигаются, с подачи детсада, именно в нужном направлении.

В начальной школе любят малышню из «Калинки» и их семьи. Говорят, работать с ними легко, так как два раза ничего повторять не нужно, к тому же бонусом достаётся инициатива.

Так что самое время «пытать» главного человека в детском царстве-государстве: как это у них всё так ловко получается?

Не с бухты-барахты

- Татьяна Петровна, вы, наверное, жёсткий человек. Как иначе завести весь этот механизм, чтобы всё правильно тикало, работало, бегало…

- Я – жёсткая? Не-ет… Впрочем, не знаю, конечно, пусть коллеги скажут. Руководитель должен правильно организовать процесс. Необходимо увидеть в каждом из членов коллектива, и в педагоге, и в младшем воспитателе, и в представителях технического персонала, что у них получается особенно хорошо, их лучшие качества.

У нас и младшие воспитатели, и техперсонал – все, как правило, задействованы в общих делах детсада. Сегодня мы оформляли двор к Новому году, в этом участвовали все. И не просто были, в смысле присутствовали. Каждый старался сделать что-то полезное, в силу возможностей. У кого-то лежит душа к тому, чтобы красиво, эстетично оформить ёлку – что ж, зелёный свет! Другие тем временем что-то изобретали с убранством двора – делали его похожим на зимние картинки из детских книжек.

И так всегда. Я очень доверяю сотрудникам, и уже до такой степени, что, к примеру, могу младшему персоналу поручить организовать праздник, в этом году это был День дошкольного работника. Потенциал людей, которые по должности отнюдь не на главных ролях, настолько интересен, что наблюдая за результатом, поражаемся. Но всё это не происходит с бухты-барахты, просто так. Для этого людей нужно учить, будить их активность и даже, если хотите, патриотизм по отношению к родному детсаду. Делаем это посредством  выстроенной с годами системы, которая постоянно шлифуется.

Я, к слову, за систему во всём. В деле проведения новогодних утренников она такая, в организации работы с родителями – другая.

Спросить – не настучать

- Очень тонкий момент – «встраивание» молодых специалистов в коллектив. Стрессовая ситуация, непростой период. Тоже система помогает?

- Именно она. Разработаны методические карты – это теория. А когда к нам приходит выпускник учебного заведения, начинается практическая работа. Ни в коем случае не бросаем его на произвол судьбы. Да, он с прекрасными свежими знаниями, кто-то - и с красным дипломом. Вот сейчас в садике есть педагог, которая обучается в магистратуре. Но! У молодых нет опыта, они не имеют понятия, как устроен наш детсад, потому что это другая, не похожая на что-либо «песня». Так вот в программе подготовки молодых кадров за каждым из них закреплены опытные: кто-то может лучше других рассказать о системе питания детворы, кто-то – о проведении  занятий, другие – о платных услугах, о тонкостях, с которыми сталкиваемся на прогулках, об опыте работы с родителями, о многом ещё.

На этой неделе – один занимается, затем другой и так далее. В процессе такого обмена, во-первых, налаживаются межличностные отношения. Во-вторых, человек получает опыт, и он уже не слепым птенцом себя чувствует, а человеком, вооружённым  ценными знаниями.

У нас принято приходить и спрашивать хоть у кого, в первую очередь - у меня, у коллег, если что-то волнует. Вопросов очень много, и я рада, что их озвучивают, ищут ответы.

- Рассказывали, что документы с родителями заполняете именно вы, а не секретарь. Была удивлена. Это правда?

- А что такого? Заполняю сама. Ведь это возможность поговорить с людьми, посмотреть на них, может быть, оценить психологически.

Всегда родителям говорю: «Вы нам отдали самое дорогое, поэтому, если у вас возникнут какие-то проблемы, вопросы, непременно обращайтесь. И уточняю: «У нас не считается, что вы «накапаете» на кого-то. Вы позвоните: «Татьяна Петровна, я что-то немножко не понимаю». Объясню, что к чему». Чем быстрее решим любой конфликт, тем быстрее всё наладится. А конфликты неизбежны, в том числе между родителями. Они же не знают наших нормативных документов, нашей базы, от которой мы отталкиваемся в работе. Пытаемся заполнить этот пробел, объяснять, что-то растолковывать.

Знаю, что родителям ребятни из младшей группы нужно рассказать о питании, а ещё обязательно о том, почему мы гуляем практически в любую погоду. Ведь эти вопросы возникают ежегодно. Лучше объяснить это заранее, чем через месяц родители начнут наводить суету. Объяснить, что руководствуемся внутренними правилами, что не вести кого-то на прогулку не имеем права. По крайней мере, я делать это не разрешаю, и вот почему. Если одного ребёнка во время прогулки оставить в группе, младший воспитатель будет вынужден находиться с ним. Уборку не сделает (а сегодня это как никогда актуально), группу не проветрит. Для остальных детей это будет во благо? То-то. Когда приведёшь  доводы, начинают нас понимать.

- Сегодня, в дни пандемии, как никогда осознаём, насколько проще было «строить мосты», общаясь глаза в глаза. А теперь вот приходится привыкать к иному стилю взаимоотношений.

- Конечно, без очного общения, общих собраний работать труднее. Однако мы нашли дистанционные формы взаимодействия. Когда вынуждены были соблюдать карантинные меры, давали по интернету родителям советы, проводили с детьми практические занятия, придумывали, подсказывали, чем  можно занять ребят дома.

Мы всё делаем для того, чтобы родители нам доверяли. Конечно, всем было легче, когда проходили очные праздники, наши масштабные марафоны, акции. Всё это имело огромное значение для понимания происходящего в детсаду, для сплочения нашего общего коллектива. Кроме того, мы включали родителей в образовательную деятельность, многим это нравилось.

И хотя нынче мы лишены столь мощного инструмента, общение продолжается. Кто-то приходит индивидуально, смотрит занятия и после делится впечатлениями с другими родителями. И это тоже вписывается в представление о системе – родители всегда рядом, мы для них открыты, и не иначе.

Кстати, должна быть и система контроля. Воспитатели понимают, что они должны делать и как это будет проверяться.

Берём в руки молоток

- А родительские собрания вы не забросили? Индивидуальной работой сложно обходиться: и у детей, и у родителей – коллективы.

- Сейчас временно в очном формате коллективами не встречаемся. А в целом – на родительских собраниях никогда не использовали доклады или лекции, искали доступные, интересные формы диалогов. В частности, погружали родителей в процесс, готовили для них интересную, актуальную информацию, поэтому они наши общие сборы любили. Мы стремились изнутри показать, что у нас происходит, к каким целям идём.

- Каким образом?

- В прошлом году, до пандемии, проводили, к примеру, день открытых дверей. Утром была дегустация завтрака – пробовали запеканку, вечером - пиццу (родителям ведь всегда любопытно, «а что ты сегодня ел») Днём они присутствовали на занятиях. Вместе с детьми делали гимнастику, выполняли задания.

В день открытых дверей я провожу экскурсии по садику по несколько раз – у родителей разные графики работы, у всех неодинаковый ритм жизни. И конечно, они по-другому начинают воспринимать детсад. В повседневной жизни они ведь представления не имеют о некоторых помещениях, не всегда могут выкроить время, чтобы понять суть образовательного процесса. А здесь – пожалуйста, смотрите, мы живём вот так.

А недавно состоялся мастер-класс, когда мы показывали мамам и папам наши технологии. И компьютерный класс, и 3D ручки, и многое ещё. А фишкой программы стали «родительские уроки», когда они сами проводили интересные мероприятия со своими детьми. Например, один замечательный дедушка учил мальчишек забивать гвозди. Представляете, какой фурор произвело это действо! Папы рассказывали о своих профессиях. Бабушки стряпали, мамы плели фенечки.

Кстати, об активности. Если объявляем какой-нибудь конкурс, поступает столько работ, не знаем, как оценивать. Пришли к тому, что родители оценивают их сами. Отбирают шедевры в группах, потом отдают на общий конкурс

В прошлом году внедрили STEAM-образование (суть в том, чтобы изучать предметы не как отдельные дисциплины, а связанные друг с другом и имеющие практическое значение), сейчас это как раз то, что нужно детям дошкольного возраста для гармоничного современного развития, поскольку пробуждает жажду исследований, формирует гибкое мышление, зовёт делать открытия.

Ребята ходили в гимназию, участвовали в совместных мероприятиях со школьниками. Родители увидели, что это такое, как делается. Чтобы им было интересно, объявили конкурс на STEAM-игрушку. Какие они, вместе с детьми, наделали игрушки, какого качества! Кто-то что-то выпилил, другие сделали произведения из подручного материала, они нам теперь прослужат много лет. Поразили нас своей креативностью и порадовали.

Карнавал? Танцуют все!

Года два назад мы объявили новогодний карнавал и родителей пригласили на утренник в новогодних костюмах.

И сами всем детсадом, в том числе я, были в костюмах.

Конечно, кто-то из коллектива взялся, было, спорить, сопротивляться. Но если руководитель это делает, отступать некуда! Представьте, мы все - наряженные в сказочных героев. Мам, пап не узнать в новых образах. Дети были в восторге!

- Н-да, не все так могут! Однако то, что было, отлично, интересно, но сейчас – новый этап, который проверяет всех нас на прочность, а вас - на изобретательность. Как быть сегодня, чтобы не жить лишь воспоминаниями?

- Надо развивать дистанционные технологии общения с родителями. К примеру, теперь все мероприятия, утренники снимаем на камеры, а после им показываем. Конечно, взрослые расстраиваются, что не могут присутствовать лично, но что делать? Жизнь продолжается, сейчас вот готовим много мероприятий к юбилею, все активно включились в эту работу. И даже родители выпускников и ребята-выпускники. Есть поздравление от воспитанника, который сейчас в четвёртом классе. Если честно, такое - до слёз!

Так что стараемся в заданных условиях не сбавлять набранную скорость. Ищем новые формы взаимоотношений, новые грани взаимодействия. И уверяю вас, мы их найдём.

И взрослые тоже рыдали

- Вы участвовали в процессе запуска садика, при этом стоит заметить, прежние владельцы здания замерзали, там не было уюта ни внутри, ни снаружи…

- Это первый детский сад, который начали строить после некоторого периода застоя. Из образовательных учреждений после возведения 20-й школы ничего не прибавлялось, и вот замахнулись на детсад.

Стройка шла тяжело. И с проектом были проблемы, и с подрядчиками. К тому же тогда ещё не было федеральных программ, как сейчас.

Подрядчики измучили. Половину помещения делали одни, другую половину – другие, приходилось подгонять, указывать на недочёты. Но как бы то ни было, открылись мы 30 декабря, к слову, в очень морозный день. И уже 11 января 2011-го года к нам привели первых воспитанников – 87 человек.

Коллектив для работы с ними был набран в течение месяца. Плакали педагоги, рыдали дети…

- Детские слёзы объяснимы, а почему взрослые-то не могли сдерживаться?

- Воспитатели были молодыми, многие – без опыта, не понимали, как справляться с детворой, которая привязана к мамам и папам, как их организовывать, чем увлекать. Пришли ведь в основном из институтов, без опыта, многие начинали с нуля.

- В последнее время открывается много садиков. Интересно, как сделать так, чтобы коллектив, как ваш, быстрее состоялся, чтобы зазвучал, как одно целое?

- Воспитатели приходят в основном из ХГУ, подготовка кадров сейчас поставлена неплохо. Что касается нашего опыта, просто начали работать, не покладая рук. За эти годы человек десять из младших воспитателей стали  педагогами. Пробовали с большим количеством желающих, но получилось не у всех, и это нормально.

Как-то повелось, что, так как садик самый новый, и в масштабных городских мероприятиях мы участвовали, и гостей со всех волостей встречали, на комиссии, в поездки нас отправляли первыми – учились, работая. Ничего не оставалось, как стремиться к высокому уровню. Оттачивали все свои системы, от питания детей до становления кадров, работы с родителями.

Образцовый детсад России

- Давайте назовём некоторые ключевые рубежи, достижения, к которым вы пришли за десятилетие.

- Мы и республиканская площадка по обучению педагогов республики, и всероссийская научная площадка по развитию некоторых аспектов дошкольного образования.

Интересным получилось сотрудничество с представителями автономной некоммерческой организации «Новые технологии развития» (НТР) и Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ», которые занимаются продвижением социальных программ на территориях присутствия СУЭК. Мы с ними вместе – с 2013 года. Мне повезло быть в числе первых слушателей Школы социального предпринимательства, и это был неоценимый опыт, замешенный на мастерстве преподавателей, на совершенно необычных, теоретических и практических, занятиях. Самый «цимус» этого проекта в том, что подталкивает смелые мечты превращать в реальность. При поддержке грантовыми средствами!

В итоге за десять лет мы развернулись так, что теперь даже филиал есть – детсад «Малышок». Создавали его совместно с администрацией города, Министерством образования и науки РХ, чтобы обеспечить детей раннего возраста (с двух месяцев до года) местами в детсаду.

Министерство нашло помещение, нам его предоставили в безвозмездную аренду. Администрация помогла с оснащением, и тогда появилась возможность принимать 25 «ясельных» детей.

Это мини-детский сад, созданы все условия для карапузов самого нежного возраста. Сотрудники работают там давно, то есть опять же выстроена система, необходимая для, безусловно, специфичного вида услуг.

Дети там проходят период адаптации и со временем переходят всей группой в наш детсад. С этим проектом мы победили в 2016-м во Всероссийском конкурсе на лучшую модель раннего развития детей.

Кстати, представители НТР и Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ»  приветствуют такую форму работы, они не раз были у нас в «малышовой» группе, своими глазами видели, что появилось из теории, как был реализован один из проектов.

А в прошлом году наш педагог-психолог выиграла один из грантов НТР с темой «Студия раннего развития». Благодаря этому удалось приобрести дополнительное оборудование, чтобы заниматься с малышами по системе Монтессори.

Если же говорить в целом об участии наших педагогов в различных конкурсах, мы накануне юбилея посчитали: только за последний год воспитатели стали победителями в более чем сорока состязаниях международного, всероссийского, регионального уровней. Четверо из них заняли призовые места в очном всероссийском конкурсе «Мой лучший урок». Тогда ещё не было ограничений, они выезжали в Москву  и получили там достаточно высокие оценки.

В 2018-м наш детсад внесли в реестр «Ведущее образовательное учреждение России». В 2019-м «Калинка» стала образцовым детским садом России.

Загадки от родителей

- Мы уже говорили о том, что в детском саду формируются не только детские коллективы, но и родительские.

- Совершенно верно. Педагогам не устаю говорить, что родители – не менее важный коллектив, чем дети. Более того, я бы сказала, что работа с родителями – один из важных компонентов на сегодняшний день. Ведь если в садике мы настраиваем ребёнка на одно, а в семье происходит другое, будет ли толк? Главные образователи, воспитатели и учителя – это, безусловно, родители. А мы стараемся всё сделать, чтобы быть в этом процессе сопровождающими.

- Получается?

- Родители каждый год задают нам новые загадки. Отгадываем, находим ключи. Наш большой опыт, кстати, позволяет работать и с теми, кто открыт для общения, и с абсолютно закрытыми. Не секрет, что молодёжь сегодня – по большей части «инстаграмная», понятия у них очень интересные, мнения любопытные порой бывают. Но и с такими научились работать. Причём действуем на опережение: рассказываем, объясняем, отвечаем на вопросы. К примеру, многие хотели бы, чтобы их детей воспитатели снимали на видео и выкладывали это в сеть чуть не нон-стоп. Не понимают, что в функциях воспитателя этого не заложено. Да, бывает, педагоги фотографируют детвору и отправляют снимки. Но это не входит в перечень обязанностей! Нужно понять: если воспитатель занимается съёмками, на это расходуется время, которое необходимо уделять развивающим, образовательным процессам. Что же важнее?

25 секций и кружков. Знай, выбирай

- У вас хорошая материальная база, детсад, что называется, богатый. Дети воспитываются в достойных условиях, наверняка родители помогают? Хотя какие-либо сборы не приветствуются, а то и запрещены…

- Мы самые первые организовали широкий перечень дополнительных платных услуг, которые не входят в образовательную программу. У нас их очень много, на данный момент - около 25-ти,  для детей с самого раннего возраста, от рисования и карате до хореографии.

Родители сейчас очень заняты, возить детей куда-то кроме детсада сложно. А у нас, помимо образовательной программы, вечером они имеют возможность заниматься дополнительно. При этом для родителей позиционируем дополнительные занятия как возможность для ребят пробовать себя на проявление каких-то творческих способностей.

Стараемся идти в ногу со временем, предлагать то, что интересно детям и имеет спрос у родителей. Есть, к примеру, занятия ментальной математикой. Как педагог добивается потрясающих результатов, не знаю, но они есть! Как и в робототехнике, и в других кружках, студиях.

Причём, если сначала дополнительные занятия организовывали с помощью своих специалистов, то сейчас более половины из них - приходящие, профильные.

Так мы зарабатываем деньги. Также стараемся участвовать в любых конкурсах, где есть финансовое подтверждение (сейчас, к сожалению, их стало мало).

Можно действовать через президентские программы для некоммерческих организаций, но одно из обязательных условий - чтобы за учреждением не было долгов, а они периодически возникают у детсадов и школ города – времена далеко не безоблачные.

Другой момент. В саду возникла критическая ситуация – вот-вот мог выйти из строя теплообменник. Обратилась на собраниях к родителям и сказала: «Уважаемые мои, дорогие, скоро он перестанет работать, есть риск из-за аварии закрыться. Давайте всем миром решим эту проблему».

Объявили акцию тепла в детсаду, включили соревновательный момент – какая группа участвует больше. И удалось купить агрегат, благодаря которому согревается помещение садика. Правда, пока его не установили  – за работу тоже нужна оплата. К лету обязательно накопим с платных услуг и оплатим установку.

Родители помогают и в другом. К юбилею готовимся всем миром. Родители выпускных групп обновили вывеску, она теперь яркая, красивая.

- Как видите завтрашний день?

- На мой взгляд, к настоящему моменту сформирован коллектив, который обеспечивает достойный образовательный процесс. Из педагогов 86 процентов имеют высшее образование. А открывались – этот процент едва дотягивал до 20-ти. И многие продолжают учиться. На высшую и первую категорию аттестованы 72 процента воспитателей. Считаю, это колоссальное достижение, поскольку аттестация – не пустой звук, это очень сложный, требующий знаний и таланта процесс.

Подчёркиваю заслуги коллектива, потому что общий образовательный уровень очень важен, воспитатель не имеет права говорить и писать с ошибками.

Более того, в годовом плане отводится немало времени работе с младшими воспитателями и техперсоналом.

- Вы имеете в виду, что будущее – в руках коллектива, и вы делаете всё, чтобы он был крепким, вплоть до технических работников?

- Да. Кадры по-прежнему решают всё, имидж детского сада делают люди. Думаю, с нашей командой завтра будет интересно, не скучно, мы будем стремиться работать с детьми максимально продуктивно, современно, качественно… и с любовью!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото коллектива детсада «Калинка». "ЧР" №96 от 15 декабря 2020 г.

Новости по теме: