Чтобы открыть мир, нужно просто свернуть с асфальта

Дата публикации: 01.12.2020 - 15:51
Автор:
Просмотров - 351

Валерий Вавилов и Николай Самусь знакомы много лет, но нынешним летом решились на совместный отдых впервые. Впрочем, отдыхом в привычном понимании такую поездку не назовешь. Оседлав своих верных двухколесных коней, надев мотоциклетные шлемы, они помчались из Черногорска навстречу солнцу и ветру.

 - А почему нет? – разводят руками мужчины.

          Как и многие советские пацаны, Валерий гонял на мотоцикле, еще будучи подростком (он рос в Казахстане), но первый свой байк приобрел недавно. В 90-е возможности баловать себя мотопутешествиями не было, все силы уходили на то, чтобы  прокормить семью, а уж потом, когда перестало трясти и жизнь потекла ровно, Валерий решился исполнить давнюю мечту и пошел на курсы водителей категории А. На тот момент ему уже стукнуло 50 лет, но для мечты нет предела, особенно когда она рождается в душе такого легкого на подъем и независимого от чужого мнения человека. В общем, теперь он может преодолевать на мотоцикле любые расстояния.

          Чуть получил права – и вперед к новым точкам на карте. Первая поездка – в Приисковый. Наконец, увидел манящие холодной синевой Ивановские озера, вершины Кузнецкого Алатау, а главное – поймал дух ветра, дух свободы и азарт, ведомый людям, которые не ставят географических пределов и временных рамок.

 - В прошлом году проехал весь Алтай в одиночку: через Новокузнецк ушел до монгольской границы. В этом году хотели в Мурманск, но из-за коронавируса решили ограничиться Хакасией: Бискамжа, Вершина Тёи, Сотый перевал на границе с Тувой… - рассказывает Валерий. – Но в следующем все-таки возьмем курс за полярный круг.

 

          Удивительно, но даже перед дальней поездкой мужчины не просчитывают  финансовые затраты, не прокладывают строгий маршрут, не делают больших продовольственных и лекарственных запасов. На банковской карте – скромный запас на бензин и пропитание.

- А не хватит денег – позвонил друзьям с просьбой перевести немного. Лишь бы связь была! – улыбается Валерий.

Большая часть 30-килограммового груза, которую может потянуть мотоцикл, - одежда. Нужно запастись и теплой курткой, и надежным дождевиком, и сапогами. К слову, в нынешнем августе на пути к Саянскому (Сотому) перевалу мужчины попали в сильный ливень, Валерий насквозь промок – оказалось, дождевик прохудился. А ночью были заморозки, все-таки место высотное (ночевали неподалеку от базы «Снежный барс»).

С собой берут газовую плитку, кастрюлю да палатку, остальное можно достать в деревенских магазинах и у местных жителей. Им, неприхотливым мужчинам, многого не надо. Впрочем, как рассказывает Валерий, много раз он встречал в пути девушек, оседлавших мотоцикл. Жажда скорости и приключений заставляет их преодолевать огромные расстояния по стране, и они стойко переносят отсутствие комфорта и риск. 

А самое главное перед поездкой – подготовить мотоцикл. В этом плане Валерий сам себе лучший помощник: сложный механический организм он «лечит» с закрытыми глазами.

Понятно, что путешествовать одному – рискованно, лучше иметь рядом надежное дружеское плечо. В этом убедился Валерий в нынешнюю поездку.

- Повернули не туда, почти сутки ехали по жуткому бездорожью, просто кошмар! Такая колея, что мотоцикл почти полностью в ней скрывался! В итоге в первый же день травмировал ногу, когда переправлялись через брод. Но назад поворачивать было бессмысленно, так что дальше ехал с синей ногой. А в прошлом году на Алтае решил побывать на знаменитой тропе Тюнгур-Иня и сильно упал. Пожалел, что был один!

Между прочим, мобильной связи в глухих таежных местах, куда заносит мужчин, нет. Да и ни одной людской души не встретишь за много километров пути. Зато легко лоб в лоб можно столкнуться, к примеру, с медведем. Перед сном, чтобы ночью мишка не нагрянул в палатку, вокруг поливали соляркой.

         

В дороге, особенно на байк-постах, знакомились с такими же свободными путешественниками из разных уголков России. Встречаются на бесконечных российских трассах и гости из-за границы. Байкеры – люди раскованные, без комплексов и предрассудков. Принимают в свою среду каждого, кто влюблен в рев мотора и не может долго сидеть на одном месте, кому любопытно – что там, за горизонтом.  

 - Алтай привлекает мототуристов своей природой, хорошей инфраструктурой, приветливыми жителями, - рассказывает Валерий. – Вот я на байк-посту «У Черного Африканца», - показывает он фотографии известного среди мото- и велотуристов гостевого дома.

Байкеры объединяются в клубы и делятся друг с другом впечатлениями об увиденном, выкладывают фото в соцсетях, предлагают помощь и ночлег. Вот и Валерий, продумывая очередной маршрут, не исключает, что заедет в Череповец, Екатеринбург или Питер, где есть знакомые. 

- Мне часто говорят: «Ты что сбрендил?»… Один, на мотоцикле, в такую даль!.. А я не  понимаю, что тут особенного. Никакой невероятной смелости не надо, чтобы сесть и уехать, куда глаза глядят, - убежден Валерий.

Между тем на видео, снятом его другом Николаем, на высокой скорости он делает такой крутой вираж, что переворачивается, и от тяжелых травм его спасает только лишь амуниция. 

- Ездил на Байкал на машине, но для меня это оказалось не так интересно, - признается Валерий. – А красиво везде, надо просто с асфальта свернуть.

 - На машине таких ощущений не испытаешь, - добавляет Николай. – Простор, красивые места… Ты как будто сливаешься со всем этим. Остановился, достал стульчик, налил чаю… Сядешь и наслаждаешься картиной. А в деревнях с людьми общаешься, они сами подходят, спрашивают, откуда, куда путь держишь. Чем-то помогут, что-то посоветуют. К примеру, делали остановку в селе Казановка, бабушка вышла, подсказала, что здесь есть музей, куда приезжают люди со всей страны. А мы и не знали!.. Побывали там, послушали, и снова в дорогу. Понравилось место – опять делаем перерыв. Некуда спешить, сами себе хозяева.

 

У Валерия и Николая мотоциклы Эндуро, это что-то среднее между дорожными и кроссовыми, используются для езды по бездорожью, и на специально оборудованных трассах. Такие байки – лёгкие, маневренные, с прочной рамой, надежной подвеской и мощным мотором.

Целый год, пока мотоциклы дремлют в гаражах, мужчины мысленно прокладывают новые тропы. Мотопутешествия как лекарства от хандры, усталости, однообразия, в которых мы живем (Николай работает на Майрыхском разрезе экскаваторщиком, Валерий чинит автомобили в гараже).

 Валерий мечтает поменять свой старый байк на новый, помощнее, все-таки ехать до Мурманска, куда просится душа, далеко, тысяч шесть километров. Сколько дней займет дорога? Никто из мужчин точно не знает и даже считать не собирается. Может, неделю, может, две. Это решать только им. Лишь бы небеса подарили хорошую погоду и добрых попутчиков. 

Анастасия ХОМА,

фото из архива Валерия Вавилова. «ЧР» №92 от 1 декабря 2020 г.

Новости по теме: