Волонтёры в лицах. Помогать чужим… и себе

Дата публикации: 19.11.2020 - 10:02
Просмотров - 535

Анастасия Тахтаракова – волонтёр, она же – педагог-организатор Центра творчества и досуга (бывший «Юный умелец»). При этом общественную работу в её случае мы намеренно назвали перед должностью.

Ведь если вести речь о сути человека, не всегда о нём в полной мере поведает должность, место службы. Зато увлечения,  общественная  нагрузка – ещё как, ведь свободным временем каждый волен распоряжаться по своему усмотрению.

Анастасии близко волонтёрство. И хоть она сегодня – одна из организаторов доброго движения в республике, городе (активист Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», участник федерального проекта  «Мы вместе»), всё-таки заявляет:

- Пришла в эту сферу быть не руководителем, а просто волонтёром – помогать людям, поддерживать их. Почему бы нет, пока ты полон сил и чувствуешь потребность быть кому-то полезным? Работаем совместно с энтузиастами из городской библиотеки, с ребятами из многих городских школ и техникумов. Через добровольческий ресурсный центр принимаются заявки, на которые нужно откликнуться. И если в довирусные времена волонтёры в основном работали с ветеранами войны, престарелыми одинокими людьми, то теперь ситуация изменилась, в помощи разного рода нуждаются больше людей, чем прежде. Вместо того чтобы выходить, скажем, на уборку огорода или  дома к ветерану, сегодня главная забота – обеспечить тех, кто вынужденно отсиживается по домам, продуктами, лекарствами или, к примеру, свозить их на остро необходимый приём к докторам (в преклонные года всякое случается).

- У нас в Черногорске много молодёжи, разделяющей волонтёрские принципы?

- Очень много, около 20 волонтёрских отрядов: «Девятый ход», «Пятнадцатый отряд», эко-отряды – они формируются на базе школ, техникумов, районов города. Так что движение на сегодняшний день довольно мощное, дееспособное, сильное.

- В последнее время есть новости в отношении волонтёров с законодательного фронта: государство делает шаги, чтобы как-то поощрить общественников, дать понять, что они необходимы, что делают нужную работу.

- Да, законодательство в сфере добровольчества меняется, соответственно, и мы стремимся успевать за переменами, объясняем ребятам, что помимо морального удовлетворения от добрых дел, будет кое-что ещё.

- К примеру?

- У добровольных помощников есть волонтёрские книжки – и электронные, и те, что выдаются на руки. В них фиксируются часы работы. У некоторых насчитываются и сто часов, и больше. Для школьников это интересно в том плане, что многие вузы и техникумы за подобный стаж при поступлении добавляют баллы.

К примеру, Полина Глушкова из гимназии поступала в один из красноярских вузов – ей добавили за волонтёрскую работу 10 баллов. А это немало, если на кону – бюджетное место. К слову, она пошла учиться на социального работника. Совпала работа для души и сердца с потребностью выбрать профессию в той же сфере.

- Вы наблюдаете в школьниках, студентах, которые занимаются волонтёрством, перемены? Они ж у нас такие ершистые, такие – «не подступись!»

- Да, перемены есть, и очень существенные. Когда ребята сталкиваются с волонтёрством, они нередко меняют свои взгляды на многие вещи, можно сказать, у них переворачивается мировоззрение, и в сердце тает лёд. Услышат от морщинистого деда, через слезу и дрожь в голосе: «Спасибо, детки!», и не надо никаких лишних слов о патриотизме, об уважении к старшим. А надо – чтобы молодые и те, кто «в годах», оказались рядом, глаза в глаза. Иных до такой степени пронимает, что профориентации не нужно, ребята по велению сердца принимают решение связать жизнь с профессией, благодаря которой можно будет помогать людям.

- Вы – участник Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы». Это действительно сила, как видите?

- Да, без сомнений, сила. Здесь организована работа со старшим поколением, и это само по себе - мощный воспитательный фактор, формирующий у волонтёров характер, стержень, особую закалку, собственные непоколебимые взгляды на страну, родной город. К слову, в рамках названного проекта формируется, в хорошем смысле этого слова, карьерная лестница – система «Точки роста». При желании любой школьник, студент реально может добиться больших высот в этой сфере.

У нас есть сайт, с нового года там появится раздел для тех, кто желает помогать людям и продвигаться выше в заданном направлении. К примеру, сначала ты гость. После того, как провёл пять мероприятий, прошёл обучение – продвигаешься на новую ступеньку.

Хочешь быть лидером команды, организатором? Нужно организовать и провести десяток мероприятий, чтобы ты нёс ответственность за то и это.

Мало быть организатором – шагай до мастера, тренера.

Для детей, кто осознаёт, что это «моё», есть возможность попасть на работу в центральный штаб. К примеру, Зоя Руденко из Хакасии работает  в московском штабе, который руководит всеми муниципальными штабами.

При этом в центре – команда не из москвичей, а именно из приезжих «со всех волостей». Это те, кто начинал с малого, знает волонтёрство с азов, кто действительно «пахал» на непростом участке работ и забот.

- На ваш взгляд, волонтёрство будет востребовано в ближайшем будущем?

- Конечно. Во-первых, из-за пандемии, перевернувшей мир и формирующей новую реальность. Во-вторых, в связи с тем, что это бескорыстная помощь людям, меняющая тебя самого. Иной раз – до неузнаваемости. В философском плане, вирус для чего-то ведь был нужен человечеству? Говорят, хотя бы, чтоб прекратить вечный бег и вернуться в семью. Вот оно, главное – твои родные люди. Чтобы увидеть с иной стороны многие ценности, задуматься о том, о чём раньше думать было некогда.

Многие ребята идут в волонтёры не то чтобы из неблагополучных семей, точнее – из семей проблемных. Кто-то с бабушками живёт, у кого-то с мамой дома не ладится, семья не полная. И они в волонтёрском коллективе находят выход эмоциям, ищут друзей, взаимопонимание, отклик на собственные эмоции, переживания.

Я, кстати, не выстраиваю отношения с ребятами-волонтёрами как педагог-руководитель, который общается с детьми, я для них друг. Мы можем сходить в батутный центр, съездить на природу, махнуть в горы. Они мне, случается, доверяют такое, что родителям точно не скажут.

Я, конечно, не психолог, но с позиции жизненного опыта всё делаю для того, чтобы подросток почувствовал себя нужным, значимым, чтобы понял, что выход есть из любой ситуации. Из любой!

- Недавно команда от нашего города приняла участие в редком по нынешним временам событии – слёте добровольцев в Черёмушках, который проходил в реальном времени. Что там узнали нового и какие задачи определили на ближайшее будущее?

- Мы назвали это слётом, но скорее это был не слёт, а так называемый тимбилдинг (у нас любят использовать иностранные слова, и для подростков это понятнее, привлекательнее. А раз так – пусть оно будет, иностранное слово, здесь главное - суть). Тимбилдинг – это разного рода действия для создания эффективной, сплочённой команды. Мы в неформальной обстановке проводили тренинги по мотивации, личной эффективности, по росту в волонтёрстве, были обучающие сессии на разные темы.

Поиграли в ПДД-квиз (так как в Центре творчества и досуга занимаюсь в том числе профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.) Это интеллектуальная игра, где молодёжь, подростки могут, не зная правил дорожного движения, логически, интуитивно додумать ответы, повторить те элементарные вещи, которые стоит освежать в памяти. В рамках слёта это было тренировкой сообразительности.

Нужно было организовать  ребят в команде, сделать так, чтобы они лучше узнали друг друга.

 По истечении времени вспоминаем  экскурсии, прогулки по вечернему городу, песни под гитару. По-моему то, что задумывали, получилось.

А в отношении планов – их громадьё. Это и напряжённая работа с людьми по оказанию помощи, и продолжение обучения. Одним словом, движение вперёд и вверх!

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото из архива Анастасии ТАХТАРАКОВОЙ

«ЧР» № 89 от 19 ноября 2020г.

 

Новости по теме: