Испытано на себе. Водитель-новичок - желтый знак и красная тряпка

Дата публикации: 10.11.2020 - 14:54
Автор:
Просмотров - 312

Стать автоледи меня вынудили обстоятельства, а именно переезд в отдаленный район. Так получилось, что работа, дом и школа с детским садом оказались в противоположных частях города, и на дорогу от одного к другому у меня уходила львиная доля времени.

 

Решено – иду учиться!

Едва приступив к рабочим обязанностям, я была вынуждена бежать на автобусную остановку, чтобы забрать из школы сына-первоклассника. Затем вызывала такси, мы ехали с ним домой, и если на работу нужно было срочно вернуться, я отставляла его в одиночестве и на этом же такси уезжала обратно (минус 180 рублей). Автобусы в наш район ходят крайне редко, ждать нужного время не позволяло.

Закончив работу, я опять шла на «семерку», чтобы забрать из сада дочь. Для тех, кто редко пользуется общественным транспортом, скажу, что на дорогу, скажем, от Треста до Загса понадобится в общей сложности минут сорок: пока дойдешь до остановки, пока дождешься автобуса, пока он на «реактивной» скорости 40 км в час довезет тебя… По пути в сад надо еще забежать в магазин за продуктами, иначе потом придется шагать за ними с малышкой – то еще «удовольствие»! Договориться с ребенком в супермаркете, где на уровне его глаз раскладывают сотни ярких мелочей, - искусство, которое я еще только познаю.

Так что бежала я в сад с неизменно тяжелой сумкой нужных продуктов – курицей, яйцами, хлебом, молоком…Оставляла её в уголке приемной, пока одевала дочку, потом вызывала такси. Ждать машину в час пик приходилось 15-20 минут. Уставшая, голодная, я наконец утрамбовывала в такси продукты и малышку и мчалась домой. Черногорские таксисты – еще те лихачи. Пока доберешься до дома, поседеешь. Через день на мою больную голову попадались меломаны или курильщики, а иногда и два в одном: громкая музыка под запах сигаретного дыма…. – вот такой он, провинциальный сервис. И еще 90 рублей исчезало из моего кошелька.

Некоторые знакомые в те времена порицательно кивали мне на сына, который набрал лишние килограммы, мол, почему не водишь ребенка в спортивную секцию? Ай-ай-ай! Что мне было ответить таким доброжелателям? Описать ежедневный маршрут с холодными автобусами, тяжелыми сумками, капризными детьми, большими расходами на такси..? К тому же все секции проходят вечером, а значит, мне пришлось бы еще раз вызывать машину, везти сына и ждать его там полтора часа, при этом с собой надо было брать малышку, её дома одну не оставишь надолго.

В общем, в интересах детей и своих собственных невероятным усилием воли я приняла решение поступить в автошколу.

Надо сказать, что мечтала о водительских правах я очень давно, даже планировала вот-вот записаться на курсы, но все время что-то мешало – то денег не хватало, то времени, то уверенности в своих силах. Автошкола была для меня горой, верхушка которой пряталась за облаками. И вот настал тот день, когда я набралась храбрости сделать первый шаг к её вершине.

 

Лучше раньше,

чем позже

Это было начало сентября, не лучшее время для обучения вождению, ведь практические занятия и экзамен, вероятно, придутся на самое сложное для водителей время – морозы и гололед. Но повинуясь порыву, я сняла все деньги с карты (это было в половину меньше нужных 25 тысяч рублей – столько стоило обучение в прошлом году) и твердой поступью пошагала в автошколу, которую рекомендовали многие знакомые. Девушка, которая меня приняла, видя мой страх, пообещала, что все будет хорошо. «Многие сдают, и вы сдадите!», - сказала она, имея в виду экзамен в ГАИ, которого боятся все курсанты с самого начала обучения.

Теперь после работы три дня в неделю я ездила на теоретические занятия. К моему счастью, к этому времени с работы возвращался муж, который отвозил меня на нашей машине в школу и брал на себя детей.

С преподавателем теории, считаю, нашей группе очень повезло – опытный, грамотный Валерий Петрович объяснял правила четко, доступно, позволял себе долю юмора, которая разряжала обстановку. Самым сложным было переключиться с рабочих и бытовых проблем на него, оставить на время посторонние мысли. А уж потом монолог преподавателя о поворотах-разворотах, нелогично установленных знаках, пешеходных переходах захватывал, нес по волнам, оставляя в памяти моменты, которые сейчас неизменно пригождаются во время руления. Большинство курсантов в нашей группе оказались очень молодыми ребятами и девчатами, в основном, студенты техникумов, были даже школьники до 18 лет. Всё верно: учиться лучше раньше, чем позже, как это случилось со мной.

Трудным было находить время и на заучивание правил. В каждом из 50 билетов было по двадцать вопросов, и на внутреннем экзамене в автошколе не допускалась ни одна ошибка. Я сидела над билетами в редкие свободные от работы и домашних хлопот минуты, потому несколько раз не сдавала Валерию Петровичу зачеты. Моя фамилия появлялась на доске позора с надписью «Мы их теряем», что не могло не бить со всей силы по моей душе отличницы. В конечном итоге я едва не запорола итоговый зачет, Валерий Петрович допустил меня к экзамену, скрипя сердцем, со словами: «Я всё понимаю – дети, работа... Но не подведи меня на экзамене!» Я молча посмотрела на преподавателя, удивляясь его прозорливости (ибо ни разу не жаловалась ему на свою тяжкую судьбину) и пообещала, что через неделю правила будут отлетать от зубов.

Отложив в сторону грязные кастрюли, я всерьез принялась за билеты, вырабатывая свой собственный способ запомнить разницу между знаками «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», скоростным режимом на разных участках дороги, сигналами светофора для трамвая и еще многим другим.

 

Первый штраф

Одновременно шли практические занятия, находить время для которых было еще сложнее. Осенняя погода преподносила сюрпризы в виде тумана, клоками покрывавшего город, гололеда, первого снега, в изобилии сыпавшегося в прошлом ноябре. На одном из вождений начался густой снегопад, только за час на наших глазах произошли четыре аварии, но для меня это был бесценный опыт.

Надо воздать должное моему инструктору Владимиру Николаевичу за его терпение, которое иногда, впрочем, обрывалось фразами типа «Иногда мозг включать надо», «Ты с инспектором на экзамене так же спорить будешь?» Я мужественно терпела его байки из собственной, насыщенной приключениями жизни, которые он подправлял изрядной порцией нецензурных слов.  Но все-таки он научил меня многому, что не смог  объяснить муж в силу своего ограниченного запаса терпения. Я всегда вспоминаю слова Владимира Николаевича в «реальных боевых условиях»: «Разгончик - вторая, разгончик – третья…Да не жмись ты сюда! Видишь, какой он тебе способ разворота предлагает… ». 

Еще будучи курсантом, я нарвалась на свой первый штраф. Да, возможно и такое! Как-то моё вождение пришлось на время, когда нужно было забирать из школы сына. Сев в машину, я стала уговаривать Владимира Николаевича увезти ребенка домой на машине автошколы, что ему как-то сразу оказалось не по душе. Почесав затылок, он сказал: «Не знаю… Опасно. Хотя я сегодня их не видел», - протянул он, имея в виду патрульную машину ГИБДД. Можно было вызвать ребенку такси, но мне казалось, ничего страшного не произойдет, если я сама увезу его, сэкономив при этом 90 рублей. Да, по факту я еще не имела водительских прав, но ведь дело близилось к экзамену, за рулем я чувствовала себя более-менее уверенно, и к тому же рядом был инструктор! А гаишников сейчас на дороге редко встретишь – знаю, что после реформы их штат сильно сократили.

В общем, решили мы с Владимиром Николаевичем рискнуть и забрали моего Вовку от школы, наказав сидеть, а еще лучше лежать на заднем сидении. Ехала я медленно, как и все курсанты, да и не погоняешь в городе, особенно в центре – везде светофоры, пешеходные переходы и лежачие полицейские. Ничего внутри у меня не ёкало и не сжималось от страха быть пойманной, несмотря на то, что я крайне законопослушный гражданин. Но как только на светофоре, где я ждала зеленый, сзади подъехала машина ГИБДД, сразу поняла, что это рок. И что теперь будет?..

Я двинулась на зеленый, гаишники - за мной, потом они включили сирену и, видимо, потребовали остановиться. Из инструктора посыпался трехэтажный мат. Я сразу его успокоила:

 - Я всё оплачу.

Милый инспектор ГАИ подошел к автомобилю автошколы с камерой: снял ребенка, потом меня. Я натянула виноватую улыбку и хотела, было, сказать: «Нарушаю!», но потом решила, что это неуместно и просто промолчала. Владимира Николаевича пригласили в патрульную машину для составления протокола. Через 10 минут он вернулся и нервно закурил.

 - Теперь можно ехать? – спросила я. – Сколько?

 - Полторы тысячи, если со скидкой. Хотел сделать доброе дело! - проворчал он. Ему выписали штраф за то, что сынок был не пристегнут, и, конечно, отчитали, что при перевозке ребенка он доверил управление человеку без водительских прав. Таким же составом мы доехали до дома. Продолжать урок я уже не могла. Вот так сэкономила на такси!

 

Первые «бои»

Через месяц я сдала экзамен. Это была трудновыполнимая, но не запредельная задача, тем более что моя очередь подошла к самому завершению дня, когда уже темнело. Я учла все замечания, которые сделал инспектор, принимавший экзамен, моим посыпавшимся сокурсникам. Благосклонны были ко мне небеса и воздали за труд последних месяцев!

Водительское удостоверение я получила 31 декабря. Это был лучший новогодний подарок в моей жизни. Теперь я могу переделать сотни дел, не потратив полдня на холодные автобусы, битком набитые пассажирами. То, чего я больше всего боялась, - заторможенная реакция – осталась в тех временах, когда я была еще курсантом. Я научилась оценивать дорожную обстановку за считанные секунды, чувствовать машину и своего внутреннего водителя.

Трудной задачей для меня оказалось освоить парковку, особенно выезд из нее задним ходом. Помню, в один из первых дней езды уже с водительским удостоверением, выезжая с парковки, поняла, что не вписываюсь, и растерялась. На помощь пришла девушка-водитель, которая, на мою радость, не успела отойти от машины и заметила мой ступор. Она встала передо мной и «дирижировала». С её помощью я вырулила так, что смогла никого не задеть! Пришлось учиться и правильно обгонять авто, этому в автошколе практически не учат!

Когда водители уважительно ведут себя по отношению друг к другу, это не может не радовать. К примеру, как я обрадовалась, когда в благодарность мужчина, которого я пропустила с парковки, включил аварийку. Этот жест стал самым приятным моментом за весь день.

Поначалу, когда я привыкала к своей машине, казавшийся мне громоздкой и неудобной после малолитражки автошколы, часто глохла на дороге, раздражая других автомобилистов. В эти моменты кто-то сзади нетерпеливо сигналил, кто-то нервно объезжал меня, хотя вынужденная остановка занимала секунд десять. Для многих знак «Начинающий водитель» как красная тряпка для быка.

Наблюдая за другими водителями, я поняла, что даже безукоризненное соблюдение правил не гарантия того, что ты не попадешь в аварию. На дорогах столько лихачей, которые наплевательски относятся и к ПДД, и к здравому смыслу, что помимо дисциплины, нужно выработать в себе смекалку и прекрасную реакцию на неожиданные повороты судьбы и других автомобилей.

Помню, как первый раз столкнулась с автохамом. Ехала по проспекту Космонавтов с нормальной скоростью (около 50 км в час), когда меня неожиданно обогнал темный ВАЗ 2114. «Четырка» сразу после опережения очутилась перед моим капотом и резко затормозила. Я тоже вдавила педаль тормоза в пол. Оказалось, ему надо было повернуть направо, только почему для этого нужно было опережать меня? Зачем создавать аварийную ситуацию? А если бы я нажала на тормоз секундой позже? Он бы уже точно не успел туда, куда торопился. Скорее всего, у этого лихача опасный стиль вождения, а точнее, безалаберность и дурость.

 

Понять и простить

Впрочем, еще я поняла, что совершить ошибку на дороге может каждый, надо быть к этому готовым. К примеру, встав в левую полосу, я весь светофор простояла за человеком, который так и не включил левый поворотник. Может, забыл, а может, он  вообще не работает.

Я благодарна всем пешеходам, которые не обругали меня, когда резко тормозила перед ними: из-за плохого освещения и темных курток увидеть издалека человека, переходящего дорогу, невозможно. Недавно я облажалась даже днем: на переходе пропустила женщину и стала трогаться, как вдруг перед машиной возник молодой человек. Оказалось, пока я следила за дамой, не увидела боковым зрением, что на зебру ступил еще один пешеход, потом он оказался в слепой зоне (за стойкой) и в итоге предстал передо мной как лист перед травой. 

Оказалось, что летом расслабляться водителю тоже нельзя: ямы на дорогах, которые зимой сглаживает снег, яркое слепящее солнце, густая зелень могут сыграть злую шутку. К примеру, чрезвычайно печально могла завершиться моя поездка, во время которой пересекала улицу 30 лет Победы, где недавно положили асфальт. Я остановилась у знака «Стоп» («Движение без остановки запрещено»), посмотрела налево – никого не было, направо – ехала машина, которую я пропустила и надавила на газ, как вдруг слева передо мной оказалось авто. Девушка, сидевшая за рулем, затормозила так резко, что заскрипели тормоза, и это нас спасло. Надо было видеть её возмущенное, и вполне справедливо, лицо. Я услышала несколько нелестных слов о своих умственных способностях, но что я могла сказать в свое оправдание? Только то, что большое пышное дерево закрыло мне обзор дороги, что видимость – метров двадцать, а этого мало, учитывая большие скорости, с которыми движутся машины по ровному плавному асфальту. Я сдала назад, сказала «Извините!» и опустила глаза.

Короче, правду говорят, что каждый севший за руль – потенциальный убийца, особенно в конце дня, когда накатывает усталость (можете закидать меня камнями, но на днях вечером я забыла включить фары и поехала было, не понимая, что что-то не так с моей машиной). Поэтому пока я предпочитаю ездить одна, чтобы не отвлекаться на разговоры, слушать негромкую музыку, чтобы в салоне не было напряженной звенящей тишины, и проговаривать если не вслух, то про себя опасные моменты, знаки и сигналы светофора. 

Ольга БЕЛЯЕВА

«ЧР» №86 от 10 ноября 2020г.

Новости по теме: