Майор Анискин: в герое должна быть простота

Дата публикации: 10.11.2020 - 14:52
Автор:
Просмотров - 542

Службой в органах внутренних дел Сергей Анискин загорелся еще в детстве, благодаря рассказам дяди, тот служил в  ГАИ в  Красноярском крае. Окончив школу и отслужив срочную службу, молодой человек добился того, чтобы встать в ряды защитников закона и правопорядка – поступил в школу милиции в Красноярске и уж больше никогда не снял милицейские погоны.

Патрульно-постовая служба, куда попал Сергей Владимирович после окончания школы милиции, схожа несением наряда госавтоинспекторами: колесить по улицам, выслеживая подозрительные машины и прохожих, приходится в любую погоду, днем и ночью. И неизвестно, с кем ты встретишься лицом к лицу через минуту, поэтому надо уметь сканировать людей не хуже детекторов, установленных на вокзалах и аэропортах. Понимание этого, конечно, придет к нему не сразу, но сейчас, спустя 29 лет, командир отделения патрульно-постовой службы ОМВД Черногорска Сергей Анискин знает, что хороший полицейский должен иметь крепкий кулак, стальные нервы и острый глаз.

 

Функции патрульно-постовой службы во всех служебных документах формулируются скупо: охрана общественного порядка, выявление и раскрытие преступлений на маршрутах патрулирования и т.д. А по факту ППС-ники сталкиваются с самой неприглядной стороной жизни города. Круглые сутки патрульная машина объезжает не только центральные улицы, но и самые опасные места – темные окраины, неблагополучные районы, глухие переулки, где пытаются скрыться или вершить разные гнусности беззаконники. Задача сотрудников ППС не только первыми приехать на место совершения преступлений и правонарушений и охранять его до приезда следственно-оперативной группы, но и попытаться задержать виновного. Они знают все ориентировки на тех, кто в розыске, стоят в оцеплении во время массовых мероприятий и ездят в горячие точки, когда этого требует Родина.

Сергей Владимирович в этом плане прошел всё: задерживал в 90-х мелких воров-шапошников, когда ещё сам ездил в составе патрулей по Черногорску; следил за порядком в Сочи во время Олимпиады-2014, бывал в горячих точках на Кавказе.

- Начиналась моя служба, как у всех – с патрулирования улиц, - рассказывает полицейский.  - Раньше людям зарплату не платили, поэтому каждый выживал, как мог, многие решались переступить закон, поживиться за счет слабых, доверчивых людей. Кто-то снимал норковые шапки и перепродавал их, кто-то торговал наркотиками… Крайне сложным в Черногорске был район так называемого Шанхая, где обитали цыгане. Мы там были частыми гостями, вели наблюдения, задерживали местных, когда на наших глазах они делали закладки или сбывали наркотики…

Вызовы, которые остаются актуальными, - семейные скандалы. От домашних дебоширов, рассказывает Сергей Владимирович, больше всех страдают дети. К детским слезам нельзя привыкнуть никогда, даже спустя десятилетия работы в полиции.

 - Самое большое, что греет душу в службе, - это то, что у тебя есть возможность помочь этим детям и другим беззащитным людям, - делится командир отделения ППС.

 

Патрульно-постовая служба – одна из самых опасных в полиции, а потому парни здесь работают крепкие и выносливые, ловко владеющие стрельбой. В 90-е годы служебное оружие было всегда наготове, некоторым даже приходилось применять его. Так, однажды один из коллег Сергея Владимировича, когда приехал по вызову о семейном скандале, столкнулся с агрессивным мужчиной, который бросился на него с ножом. Пришлось доставать табельное оружие и защищаться – стрелять в ногу. Понятно, что после такого инцидента сам полицейский стал фигурантом уголовного дела, в отношении него велось расследование о превышении полномочий, но в итоге справедливость восторжествовала, его признали невиновным.

Понятно, что и сейчас, в относительно благополучное и спокойное время, может случиться разное, то и дело поступают сообщения о поножовщине. Что ж, ППС мгновенно отправляется на место. Сотрудники готовы к самым экстремальным ситуациям, потому что у них наивысший уровень физподготовки в структуре МВД, они прекрасно владеют оружием.

Впрочем, сложные ситуации, где бы нужно было взводить курок, в мирной жизни, слава Богу, практически не случаются. Не только держать, но и применять оружие в реальных боевых условиях довелось Сергею Владимировичу на Кавказе. В 2000-ом и 2001-ом годах, когда произошел новый виток активизации боевиков, для борьбы с ними в Чечню отправляли силовиков из разных регионов России. Довелось рискнуть жизнью для служения Родине и нашему герою.

Детально вспоминать эти месяцы своей жизни мужчина не любит, но врученные по итогам двух тяжелых командировок медали «За отвагу» и «За отличие в охране общественного порядка» говорят сами за себя.

Супруга Наталья, с которой Сергей Владимирович в браке 20 лет, ждала его дома. Трудно даже представить, как она пережила эти непростые шесть месяцев, когда голос мужа можно было услышать один раз в неделю. Штабной телефон разрешалось занять только на полторы минуты. Что можно сообщить за это время? Разве что «жив-здоров»,  но и этого уже было достаточно, чтобы жить дальше. Впрочем, и после возвращения Сергей Владимирович предпочел отмалчиваться и не рассказывать близким о том, что ему довелось пережить и увидеть. Он не сорвался, не впал в депрессию, а спокойно вернулся к своим обычным обязанностям, которые, надо сказать, выполнял на отлично, постоянно получая поощрения и благодарности. Потому и карьера пошла гору.

 

Сейчас под руководством майора Анискина 16 сотрудников, с которыми он работает в тесной связке и днем, и ночью, несмотря на то, что с утра до вечера в кабинете приходится перелопачивать тонну бумажной работы. Ночью, когда вообще-то командиру отделения можно спокойно спать, Сергей Владимирович выезжает из дома, чтобы лично убедиться -  ситуация в городе под контролем. Сотрудники ППС знают, что начальник всегда на связи, что поможет не только словом, но и делом, что, несмотря на статус, он остается для них надежным товарищем. В коллективе он пользуется заслуженным уважением, при этом не за счет авторитаризма, он никогда не повысит голос, его слушают…просто так. Говорят, есть в нем какая-то сила убеждения при внутренней скромности. К тому же к подчиненным он относится справедливо, непредвзято, никого не выделяет, судит о них по отношению к службе.

А еще Сергею Владимировичу не безразлично, что происходит в жизни коллег, работающих с ним рука об руку. Он сумел сохранить удивительное качество для человека, много повидавшего и пережившего, – человечность и порядочность, которые сочетаются в нем с мужественностью.

 

Случилась в жизни Сергея Анискина еще одна командировка, правда, совершенно иного характера – он был в числе тех, кто отвечал за охрану порядка на Олимпиаде-2014. Четыре месяца провел  среди сотен прибывающих в город спортсменов и болельщиков, службу нес на железнодорожном вокзале перед входом в «чистую зону», куда нельзя было пропустить человека с оружием – ни огнестрельным, ни холодным. Тысячи людей проходили мимо сканера, и полицейские должны были внимательно осмотреть каждого, чтобы ни в коем случае не пропустить в толпу зрителей опасного человека.

Однажды Сергей Владимирович с коллегами задержал подозрительного мужчину, одетого в национальный костюм, у которого в голенище сапога был спрятан нож.      Конечно, перед командировкой пришлось подтянуть английский (для этого ездил в Тюмень, там находится институт повышения квалификации сотрудников МВД). Кстати, эта подготовка пригодилась – приходилось объяснять иностранцам, как пройти к нужному объекту. Между дежурствами удалось посмотреть на олимпийскую деревню, Сочи, парк и побывать на хоккейном матче. Оказывается, и служба в полиции может приносить положительные эмоции!

Глядя на Сергея Владимировича, не перестаешь удивляться, как этот простой, скромный, молчаливый человек внушает уверенность, что всё будет хорошо. Наверное, таким и должен быть настоящий полицейский. Наверное, это и есть настоящий герой нашего времени.

Анастасия ХОМА

«ЧР» №86 от 10 ноября 2020г.

                     

      

 

Новости по теме: