«Горная Хакасия» пошла в прорыв

Дата публикации: 22.10.2020 - 13:10
Просмотров - 337

Похоже, жителям Таштыпского района в недалёком будущем в срочном порядке придётся осваивать ряд новых для них профессий – экскурсоводов и менеджеров туристического бизнеса, строителей экотроп и современных глэмпингов (палаточных лагерей нового формата, где есть вся инфраструктура: туалеты, души, кафе, так что назвать это просто палаточным лагерем рука не поднимается, - прим.автора). Ведь проект создания туристско-рекреационного кластера «Горная Хакасия» в Таштыпском районе победил во всероссийском состязании лучших практик в области экологического туризма и теперь имеет хорошие шансы привлечь очень серьёзных инвесторов, а это значит  экономическое развитие района.

ПЕРВЫЙ РУБЕЖ ВЗЯТ

О создании ТРК (туристско-рекреационного кластера, - прим.ред.) «Горная Хакасия» заговорили совсем недавно. В июне этого года стартовал всероссийский конкурс по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма в стране, он стал стал частью комплексной работы по развитию экотуризма для решения масштабных задач национального проекта «Экология» и Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года. Конкурс был инициирован и проводился «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) при поддержке министерств по развитию Дальнего Востока и Арктики, природных ресурсов, экономического развития, сельского хозяйства, а также Ростуризма.

Целью было выбрать топ-территории для развития экотуризма, которые получат возможность привлекать инвесторов и получать софинансирование из федеральных программ. 81 регион России презентовал свои проекты, 219 заявок поступило на конкурс, из них всего 17 стали победителями. И среди них – «Горная Хакасия».

 

ТРИ КИТА

ДЛЯ РАЙОНА

Итак, проект «Горная Хакасия» включает в себя три участка Таштыпского района.

Во-первых, территория заказника «Позарым». Там планируется построить центр травничества. Два глэмпинговых комплекса на озёрах Любимое и Каменное. Вообще-то это неофициальные названия, пока они безымянные, но среди туристов распространились такие имена озёр. Они пользуются большой популярностью, так как находятся неподалёку от автотрассы Абакан-Ак-Довурак.

- Строительство глэмпингов, с одной стороны, привлечёт ещё больше туристов, так как им будет удобно отдыхать, - говорит замдиректора заповедника «Хакасский» по развитию туризма Анжелика Челтыгмашева. - С другой – создаст условия для бережного использования природных ресурсов. Ведь это главная идея проекта и конкурса – развитие именно экологического туризма, где основным является не извлечение прибыли, а охрана окружающей среды, минимальное рекреационное воздействие на территории.

Также планируется к этим озёрам построить экологическую тропу в форме лестницы, оборудованной смотровыми площадками, зонами отдыха, информационными аншлагами, наблюдательными пунктами, чтобы туристы могли не просто пробежать по тропе, но и получить информацию о территории, животном и растительном мире и т.д., ведь экологическое просвещение очень важно.

Второй участок –  природный  парк  «Маранкульский». Главная цель – спасти озеро от потока безответственных предпринимателей, которые только истощали прибрежную зону, не вкладывая ни копейки в поддержание её растительности.

В отношении развития парка тоже много идей: создание визит-центра, строительство кемпингов и экологических троп. Даже есть идея построить площадку для наблюдения за звёздами. Но так как это всё земли лесного фонда,  есть определённые сложности – нельзя строить капитальные сооружения. Однако у заповедника «Хакасский» есть практика подобного строительства, в заказнике «Позарым» год назад был открыт очень удобный, просторный и комфортабельный визит-центр, но это временное сооружение, которое можно демонтировать без ущерба для природы.

Третья территория «Горной Хакасии» - посёлок Большой Он. Для жителей этой местности участие в проекте может стать настоящим прорывом в экономике. Благодаря туристам посёлок сможет развиваться, строить новые объекты, таким образом, появятся рабочие места для сельчан. Есть идеи построить гостиничный комплекс, автозаправочную станцию – в советское время она там была, но затем с перестройкой исчезла, как и большинство других предприятий.

- Сейчас в рамках продвижения проекта в Москве в «Крокус-экспо» проходит международный инвестиционный форум (этакая ярмарка планов и программ, - прим.ред.), - продолжает Анжелика Челтыгмашева. - Там нашим проектам ищут инвесторов. Вторым этапом станет детальная проработка с инвесторами проектов строительства объектов туризма, инфраструктуры на кластерах.

Крайне важно, что победа в конкурсе обеспечивает поддержку федеральных структур, в том числе по участию в федеральных и региональных программах, получению финансирования проектов из бюджета. По сути это большой комплекс мер. Как он будет работать, пока сказать нельзя, ведь не забываем, такой конкурс проводился впервые. Но хочется надеяться, что попытка развития территорий будет успешно реализована.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

- Мы очень благодарны и жителям Хакасии, и других регионов, кто за нас переживал, помогал, отдавал свой голос на сайте конкурса за наш проект, - говорит Анжелика Челтыгмашева. - Спасибо за то, что в нас верили, ведь многие говорили, что ничего у нас не получится. Мол, такие зубры участвуют в конкурсе, куда уж там Хакасии! Но мы победили!

Судя по отзывам победителей конкурса, в итоге сложился очень удачный тандем – федеральные, региональные структуры плюс общественники и неравнодушные жители на местах.

- Главная задача конкурса – сделать на десяти территориях России образцово-показательные  кластеры по развитию экологического туризма, - подытоживает Анжелика Челтыгмашева. - А это туризм не массовый, мы хотим взять не количеством, а качеством. Нам нужен ответственный туризм, ведь грань между зарабатыванием денег и сохранением природы очень тонкая. И нам очень важно её не перейти, но при этом всё же сохранять баланс интересов, не забывая о развитии территории, её экономике.

Думаю, жители Таштыпского района согласятся, что необходимо развивать и укреплять инфраструктуру района. Глядишь, и за дорогу Абакан – Ак-Довурак возьмутся, которая находится в весьма плачевном состоянии. Ведь она частично находится во владении Хакасии, частично Тувы. Но ни у одной республики нет средств, чтобы полноценно отремонтировать трассу, это затраты федерального уровня. А победа в проекте, развитие района, возможно, создадут прорыв и в этом направлении.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» №81 от 22 сентября 2020 г.

 

Новости по теме: