О теплосчетчиках, тарифах и платежах ​рассказал представитель руководства СГК

Дата публикации: 06.10.2020 - 09:57
Просмотров - 424

Какой способ оплаты за тепло удобнее – по факту или круглый год, вопрос не праздный. Одни потребители голосуют за равномерные платежи в течение двенадцати месяцев, даже тогда, когда услугу не получают. Другие предпочитают видеть в расчётках цифры, показывающие исключительно плату за потреблённое тепло. И хотя при такой схеме зимой суммы в платёжках весьма высоки, летом данная графа радует прочерками. Кто-то из горожан задумывается не установить ли в квартире личный теплосчётчик, вдруг да и удастся сэкономить?

Словом, вопросов, связанных с теплоснабжением, платой за услуги, контролем за качеством, немало. Поэтому на днях в инстаграм-канале Сибирской генерирующей компании состоялся прямой эфир, в ходе которого на вопросы потребителей отвечал руководитель Красноярского филиала Сибирской теплосбытовой компании Константин Бородин. Стоит отметить, что представляя сейчас ресурсоснабжающую организацию, прежде Константин немало лет проработал в управляющей компании, то есть проблемы теплоснабжения знает изнутри.

 

ВКЛЮЧАТЬ

ИЛИ  НЕ ВКЛЮЧАТЬ?

- Старт отопительного сезона - время, когда потребители делятся на два лагеря: одним жарко, и они заявляют, что включать отопление ещё рано, другим холодно, и звучит требование: «Срочно, включите!» Понятно желание сэкономить и отодвинуть начало ОЗП (осенне-зимнего периода, - прим.ред.). Есть какие-то варианты выполнить такое желание, быть может, поставить теплосчётчик в квартире или ещё что-то сделать?

- У каждого из нас есть своё понимание комфортной температуры. На мой взгляд, коль я сам плачу за тепло, то логично, чтобы я сам и определял, когда мне лично нужно включать это тепло. Но есть общепринятые нормативы, при которых должен стартовать ОЗП.

Однако есть возможность через общее собрание дома дать старт отопительному сезону, не дожидаясь решения властей (об этом варианте мы подробно писали в материале «Тепло – по заявкам жителей», «ЧР» № 71 от 17 сентября 2020г., - прим.ред.). Впрочем, есть проблема – вряд ли получится быстро организовать общее собрание жильцов. Поэтому я бы рекомендовал в следующем году провести собрание заранее. У СГК сегодня есть все возможности подключать дома заранее, индивидуально.

Что касается вопроса, ставить теплосчётчик в квартире или не ставить? Смотря, о каком доме идёт речь.

Если речь идёт о домах с горизонтальной разводкой теплосистем, то без проблем можно поставить счётчик в квартиру. В данном случае есть только одно условие – дом должен быть обеспечен общедомовым прибором учёта. Как правило, это новые дома, где такая система разводки.

Если дом с вертикальной разводкой, то приборы учёта, которые бы считали непосредственно потреблённые гигакалории, установить невозможно, т.к. способ подачи тепла другой, трубы идут через квартиры. Отцепить батарею ещё не значит полностью отключиться от тепла. Там, единственно, можно установить распределители тепловой энергии, которые будут считать объём от общей массы потребления по дому. Но в этом случае тоже есть особые условия. Во-первых, должен быть установлен общедомовой прибор учёта, во-вторых, аналогичные распределители должны стоять больше, чем в 50 процентах квартир. А это мало реально.

Повторю – если прибор стоит в одной квартире, то платить по нему не получится. Только если у большей части дома, свыше половины квартир. Так прописано в законе.

В идеале, конечно, установить приборы можно. Но зачем? Не сэкономите вы, если поставите приборы учета в квартире и станете мерзнуть, лишь бы больше не платить. Лучше сделать весь дом энергоэффективным, вот тогда будет реальная экономия.

 

ПРОБЛЕМЫ НА СТАРТЕ

- Как быть, если отопление в доме запустили с 22 сентября, но в одних квартирах сразу все стояки стали горячими, а в других нет. Полностью отопление появилось лишь 29 сентября. Но ведь оплата по общедомовым приборам учёта придет всем! Это же нарушение прав потребителей.

- Когда начинается отопительный сезон, отводится время, чтобы настроить и гидравлический, и температурный режимы внутридомовых сетей. Если в доме не у всех одновременно появилось тепло, надо сразу обращаться в управляющую компанию (в дальнейшем – УК, - прим.ред.) и ставить её в известность, чтобы она  была обеспокоена не меньше собственников, которые не получают тепло. Это зависит не от нас, мы не можем в одну квартиру дать одни параметры и другие в другую квартиру. У нас одни параметры для всех, дальше всё зависит от УК.

Если УК не исполняет свои задачи, необходимо обратиться в надзорные органы, которые контролируют их работу. Напомню, что в договорах прописана ответственность как ресурсоснабжающей организации, так и тех, кто обслуживает внутридомовые системы отопления.

- Несмотря на начало отопительного сезона, в доме нет тепла, т.к. идёт капремонт и неизвестно, когда закончат менять трубы и ставить домовой теплосчётчик. Платить мы сейчас всё равно будем? Или нет?

И ещё вопрос: на отладку систем отопления выделяется две недели. с какого момента мы начинаем платить? Старт сезона 23 сентября, фактическое тепло пришло в дом только через два-три дня. Почему мы должны платить за те дни, когда тепла не было?

- Если дом обеспечен приборами учёта, то платить жители будут исходя из показаний приборов учёта. А если нет, то по нормативам, вне зависимости, было фактическое тепло или нет. Таковы правила. Платить придётся исходя из официальной даты начала отопительного сезона.

Что касается капремонта, если ремонт предполагает установку общедомового прибора учёта, то оплата будет производиться именно по прибору, с момента его ввода в эксплуатацию.

 

РАЗБИРАЕМСЯ

С ЦИФРАМИ

В ПЛАТЁЖКАХ

- Отчего зависит цифра в платежке?  Стоимость получается у всех разная, хотя тариф одинаковый.

- Прежде всего, сумма в платёжке зависит от продолжительности отопительного сезона. От температуры наружного воздуха в отопительный сезон. От материала стен дома, года его постройки, если мы говорим о нормативных домах. От энергоэффективности дома. Факторов много, в сумме они и дают разницу по домам и платёжкам.

Нельзя сравнивать два рядом стоящих дома без учёта нюансов. По своим данным энергоэффективности они могут быть разными и по-разному потреблять тепло. Например,  мы можем видеть, как одна часть дома  живёт с открытыми форточками, т.к. в квартирах жарко, а в другой части тем временем люди замерзают и включают камины. Понятно, нарушена система правильного распределения тепла. Дом неэнергоэффективен, и потребление тепла у него выше, чем у тех домов, где всё отрегулировано.

Главная проблема даже не в том, чтобы подать тепло в дом, а чтобы его там равномерно распределить, исходя из потребностей. Чем энергоэффективнее дом, тем меньше сумма в квитанциях.

Если смущает стоимость услуги, то для начала стоит понять – как это тепло в доме сохраняется. Нужно провести энергоаудит дома, посмотреть, через какие щели уходит тепло. Может быть не утеплено чердачное перекрытие, межпанельные швы пропускают холод, неплотно прилегают оконные и дверные проёмы. Устранив все недостатки, вы заметите, что потребление тепла в доме стало намного меньше, чем прежде, соответственно, цифры в платёжках уменьшились.

- А кто выставляет цифры в платёжках? Сотрудники теплосбытовой компании или УК? Кто считает? Есть недоверие к цифрам.

- Если дом находится на прямом договоре с ресурсоснабжающими организациями, то расчёты производят специалисты этих организаций. Есть города такие, как Новокузнецк, Бийск, там существуют расчётно-кассовые центры, и там считают сотрудники этих структур. Если исполнителем коммунальных услуг в доме является УК, то считают сотрудники УК.

Любой собственник, который получает квитанцию за оплату услуг, вправе знать, из каких показателей складывается общая сумма. Поэтому он имеет полное право прийти к тем специалистам, которые вели расчёты и потребовать дать пояснение по цифрам.

- Очень много жалоб на качество горячей воды сейчас – у кого-то ржавая, у кого-то еле тёплая. Как быть с расчётами в этом отношении? Берут же как за качественную услугу.

- Чтобы понять – качественная услуга или нет, необходимо создать комиссию, в которую входят заявитель, представители ресурсоснабжающей организации и УК, чтобы выяснить, в чьей зоне   ответственности услуга превращается из качественной в некачественную. Если ответственность за низкое качество услуги находится в зоне ресурсоснабжающей организации, конечно, мы пересчитаем счёт за услуги. Но неверно думать, что в начале отопительного сезона вдруг по нашим сетям пошла мутная вода. Как показывает практика, очень часто проблема заключается в инженерных сетях многоквартирных домов.

- Что делать, если перетоп и мы отапливаем улицу за свой счёт? Как сделать перерасчёт за некачественную услугу?

- Про перерасчёт в данном случае сказать ничего не могу. Но ясно, что надо на месте смотреть, в чём причина. Повторюсь, у каждого есть своё понимание комфортной температуры.

- А как пригласить вашего представителя, если дозвониться невозможно?

- Если заявитель звонит не по тем телефонам, что указаны в квитанции, вряд ли стоит ожидать результат. Наши колл-центры работают, как правило, оперативно, дозвониться можно без проблем. Также можно оставить заявку через личный кабинет или  мобильное приложение.

 

КАК НЕ СТАТЬ ДОЛЖНИКОМ

- Какие льготы есть? И можно ли как-то отсрочить платежи, если человек попал в трудную жизненную ситуацию? Из-за пандемии произошли массовые сокращения, потеря рабочих мест.

- Если вам положена льгота, возьмите все свои платёжные документы, квитанции на оплату тепла, холодной воды, вывоз мусора, газ, свет, придите в районное отделение социальной защиты. Там посмотрят, посчитают, и если вам положена льгота, то её предоставят. И деньги перечислят на ваш расчётный счёт.

Что касается рассрочки, да – это возможно. Но не надо сидеть дома, надо нам позвонить, написать письмо, объяснить ситуацию. Думаю, наши специалисты пойдут навстречу, составят график платежей. Только вам необходимо его затем придерживаться. Если же вы сами не выполняете обещания, то к вам будут применены другие санкции.

- Как вы работаете с должниками, какие способы воздействия самые действенные?

- Сложно выделить какой-то один способ воздействия. Скорее, результат даёт комплекс мер. Обзвон должников. Если люди не реагируют, то личные визиты наших специалистов и предупреждение. Если же и это не помогает, то обращаемся в суд, получаем судебный приказ и через судебных приставов взыскиваем задолженности по платежам. Не так давно в Канске произвели арест четырёх единиц автотранспорта у должников. Подействовало. Но лучше не доводить до крайностей.

 

- Как быть, если в квартире два собственника, два лицевых счёта, но один платит исправно, а другой нет. Не обяжут ли, не накажут и того, кто исправно платит?

- Никаких оснований у добросовестного плательщика опасаться санкций нет. Даже если он живет в одной квартире с неплательщиком.

 

ТАИНСТВЕННЫЙ ПЕРЕРАСЧЁТ

- Не могу понять, в каких случаях производится перерасчёт, как это происходит? Как часто это бывает?

- Если мы считаем по схеме 1/12*, то корректировка происходит раз в год и выставляется в первом квартале, идущем за окончанием отопительного сезона. Это в том случае, если предоставляется некачественная услуга. Или в том случае, если сети выведены под гидравлические испытания и услуга не предоставляется.

- Разве законна система круглогодичной оплаты услуг, если летом мы её вовсе не получаем?

- Что касается систем оплаты по 1/12 и по 1/9** – обе они законны. Всё зависит от правительств регионов, это они принимают решение, по какой системе будут платить потребители. Плюсы и минусы есть у каждой из методик. Если по 1/12 – то в данном случае плюс в том, что мы более точно можем планировать семейный бюджет, платить каждый месяц одинаковые суммы. Но здесь часто возникает проблема с перерасчётом, когда по итогам выставляется дополнительная сумма, помимо ежемесячных платежей.

Если по факту, по схеме 1/9 – это более прозрачная вещь. Сколько потребили за месяц тепла, за столько и заплатили. Но есть проблема, что зимой приходится сразу много платить. Однако можно спланировать заранее возможную сумму. Если в среднем за двухкомнатную квартиру вы за год платили 20-22 тысячи рублей, то эту сумму в среднем вам придётся заплатить за 9 месяцев. Причём в мае и октябре суммы будут маленькими, так как на улице ещё тепло. А вот в январе-феврале суммы больше. Платежи выше в 2-3 раза. Точную сумму сказать нельзя – зависит от энергоэффективности дома, температуры наружного воздуха, но в целом ориентироваться на будущие платежи можно, примерно определить сумму.

- При системе 1/9 платить по факту будут все дома или только те, где установлены теплосчётчики?

- По фактическому потреблению платить будут все дома. Однако при этом изменится сумма оплаты по нормативным домам, т.к. раньше они платили равными частями при системе 1/12, теперь будут платить по 1/9. Но есть исключение: в Черногорске по нормативным домам схема осталась прежней, т.е. 1/12, и платить жители таких домов будут равными частями весь год.

- Сколько домов, которые находятся в зоне ответственности СГК, оборудованы теплосчётчиками?

- Порядка 70-75 процентов домов. Лучше всего ситуация в Абакане – там порядка 97 %.

- Общедомовой теплосчётчик можно установить в любой дом? Или есть какие-то ограничения? Что нужно сделать?

- Если речь идёт о домах в возрасте свыше 40 лет, то лучше всего организовать комиссию и обследовать дом, чтобы специалисты дали заключение – есть ли техническая возможность для установки теплосчётчика. В старых домах может и не быть такой возможности.

В новых домах, думаю, во всех есть условия для установки общедомовых приборов учёта.

Если вынесен вердикт, что возможностей нет, то имеет смысл подать заявку через УК, чтобы дом включили в план капремонта, т.к. проектом программа капремонта предусматривает возможность создания новых техусловий для установки приборов учёта.

Надо учесть, что приборы учёта всегда устанавливаются на деньги жильцов, никаких иных источников финансирования нет. Исключение – если это делается в рамках программы капремонта.

 

Примечания:

*1/12 – плата производится круглый год равными долями.

**1/9 – плата производится по фактическому потреблению тепла только в отопительный сезон.

Подготовила  Валентина КОРЗУНОВА, фото автора.

«ЧР» №76 от 6 октября 2020 г.

Новости по теме: