Тепло - по заявкам жителей

Дата публикации: 17.09.2020 - 08:52
Просмотров - 1825

Традиционно дважды в год для большинства жителей города самым актуальным вопросом становится проблема – когда включат отопление (весной вариант меняется и звучит как: «когда перестанем отапливать улицу?!) Многие недоумевают, почему мы должны ждать решение властей о старте отопительного сезона, если за ресурс платим сами, а не получаем подарок от мэрии в виде горячих батарей.

Хронические всплески заболевания осенью уже стали притчей во языцех. В этом году вопрос особенно тревожен на фоне пандемии: а вдруг высокая температура показатель коронавируса, а не обычного ОРВИ.

И самое непонятное – почему при одинаковой температуре наружного воздуха в одних городах подключение уже давно состоялось, а другие ждут чуть не до первого снега?

Мы уже писали, что нынешней осенью Сибирская генерирующая компания, которая является единой теплоснабжающей организацией в Черногорске, запустила он-лайн опрос на тему, пора включать тепло или нет. На утро 16 сентября «за» проголосовало 465 черногорцев, подождать со стартом отопительного сезона решили 163 жителя. Для сравнения: в Абакане «за» - 1247 голосов, «против» - 843. Мэр Абакана Алексей Лемин подписал приказ о начале отопительного сезона с 17 сентября – к теплу подключат в первую очередь детские сады, школы, больницы и тд., сообщение об этом появилось за два дня до старта сезона. В Черногорске такое решение было принято накануне, так что сегодня батареи в детских и медицинских учреждениях должны потеплеть.

15 сентября в прямом эфире в инстаграм-канале СГК директор по тепловым сетям холдинга Антон Баев отвечал на вопросы: почему рядовые потребители тепла не могут влиять на условия получения услуги, которую сами же и оплачивают? Или всё же есть какой-то вариант подключения дома к теплу без ожидания, когда мэрия решит, что пора греться.

 

ВКЛЮЧИТЬ ОТОПЛЕНИЕ ДО СРОКА

- Мы принимали участие в опросе: включать отопление или нет, эти результаты каким-то образом повлияют на начало отопительного сезона? И в целом из каких соображений СГК запустила такой опрос?

-  Хотя согласно всем законодательным нормам решение о старте отопительного сезона принимает администрация города, но так как отопление является услугой, которую потребляют и оплачивают жители, то естественно, мнение людей в этом отношении необходимо учитывать.

В целом опрос направлен не только на жителей. В первую очередь при понижении температуры наружного воздуха подключаются дошкольные, школьные учреждения, больницы, стационары. Это очень важно, особенно с учётом пандемии,  многие детсады и школы в Сибири подключили отопление заранее.

- Согласно нормам, отопление должны включать, если среднесуточная температура в течение нескольких дней держится на отметке не выше + 8 градусов.  Но многие начинают мёрзнуть и болеть в это время. Неужели в современном мире нельзя сделать так, чтобы подключать тепло раньше, не ждать, когда половина с температурой сляжет?

-  Включить отопление раньше срока можно, но по распоряжению властей.

Однако в этом году появилась техническая возможность преждевременного включения, так как во всех городах нашего присутствия работаем на циркуляцию теплоносителя. Связано это с повышением комфорта граждан, чтобы летом горячая вода сразу шла из крана, не приходилось её сливать. А так как циркуляция есть, появляется возможность включить отопление. Но включить отопление управляющая компания (дальше по тексту УК - прим.ред.) может по согласованию с теплоснабжающей организацией и по заявке жителей.

Но вы представляете, как сложно найти общее решение в многоквартирном доме? Если вам холодно, это не значит, что холодно и соседу. И никогда вы не придёте к консенсусу. Поэтому в данном вопросе большая роль отводится старшим по дому, старшим по подъезду. Они, изъявляя желание собственников, могут подать заявку в УК на подключение тепла. Есть такая процедура. Или по заключению общего собрания жильцов, или по заявке старшего по дому. Сама УК это решение принять не может.

 

АЛГОРИТМ ДЛЯ АКТИВНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ

- Если большинство жителей решили, что пора включать. Что надо делать? Какая процедура?

- В первую очередь необходимо обращение жильцов к старшему по дому. Затем старший по дому подаёт заявку в УК, и уже она совместно с теплоснабжающей организацией через диспетчерские службы эту заявку отрабатывает.

Чтобы решить все вопросы с подключением тепла, как правило, хватает одной рабочей смены. После того как появляется заявка в диспетчерской службе тепловых сетей, в течение смены даётся ответ о технической возможности выполнения заявки. Проверяются параметры, заявитель, готовность тепловых сетей, и если всё хорошо, то после этого происходит подключение.

В тепловом узле жилого дома открывается запорная арматура, происходит наладка. Если это индивидуальный пункт с насосами, то запускаются насосы, потом идёт развоздушивание систем после заполнения. Т.е. запуск дома тоже обычно занимает одну рабочую смену сотрудников УК.

Правда, кое-где есть ограничения, связанные в основном с доустранением дефектов на теплосетях, так что не все дома можно подключить. Но более  90 процентов можно уже сейчас.

Подчеркну, СГК не включает отопление в домах, СГК только обеспечивает возможность это сделать. Само подключение происходит управляющей компанией на оборудовании собственников жилья.  

Есть ещё момент – готовность самой УК, которая должна получить паспорт готовности к зиме от мэрии. Здесь тоже есть вопросы, не все компании выполнили необходимые работы.

- Если у УК нет паспорта готовности, по заявке жителей всё равно подключение тепла возможно?

- Обычно, у УК, которые решили подключать тепло раньше распоряжения властей и выполнить волю граждан, паспорта готовности получены.

- Неделю назад СГК заявила, что готова подключать тепло по заявкам. Сейчас есть данные, сколько уже воспользовались этой возможностью? Есть примеры многоквартирных домов, которые подключились по такой схеме?

- Исходя из температуры, из процедуры, всё равно основное количество уже подключенных к отоплению зданий - это детсады и больницы. Так как для УК такая система ещё новая, им эту схему сейчас только приходится отрабатывать.

На сегодня там, где ещё нет распоряжения властей о начале ОЗП (осенне-зимнего периода – прим.ред.), подключено три жилых дома. Один в Новосибирске и два в Минусинске. Выходит, несмотря на опросы, которые были проведены на сайте СГК, жилые дома не хотят подключаться.

 

УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ВЫХОДЯТ НА ПЕРЕДНИЙ КРАЙ

- Так, может быть, жители и хотят, но УК не дают?

- Зачастую голосует за тепло один житель из дома, остальные молчат. Чтобы понять, чего хочет большинство жильцов, УК должна организовать свой опрос. Провести или общее собрание, или устроить голосование иным способом. У нас есть частные обращения в наш адрес от какого-то конкретного жителя, но нет обращений от УК, а это нелегитимно. По единичным обращениям жителей мы не работаем, мы работает только с УК.

Например, детские сады и школы на сегодня подключены на 29 процентов, это 669 учреждений по всем городам присутствия СГК. Больницы и лечебные учреждения на 23 процента.

- А почему в прежние годы не приглашали подключать тепло по заявкам? Не было технических возможностей?

- Во-первых, не было циркуляции воды. Во-вторых, благодаря развитию цифровых технологий появились новые возможности для обратной связи с потребителями. Те же соцсети, в которых жители пишут свои желания. Мы это видим и стараемся исполнять пожелания людей.

Кстати, сейчас многие УК переходят на цифровые платформы, заводят общедомовые чаты в ватсапе, делают небольшие электронные сервисы в виде приложений, где каждый житель получает что-то вроде личного кабинета и может там задавать вопросы и иметь обратную связь с УК. На этой площадке представитель УК находится в постоянном контакте с жителями. А это всё приводит к ускорению процедуры внепланового подключения тепла, так как, по сути, решает проблему общего собрания жильцов дома, на которое в реальном времени, как мы знаем, нереально собрать всех и получить ответ на актуальный вопрос.

Я надеюсь, что к следующему отопительному сезону все УК возьмут это на вооружение. Процедура голосования будет проходить гораздо быстрее. И вся цепочка участников процесса раннего подключения к теплу будет оптимизирована по времени и усилиям. ТЭЦ или котельные, тепловые сети, УК и жители.

- Всё же непонятно, почему вопрос о старте отопительного сезона решает мэрия? Ведь у УК непосредственные договорные отношения с СГК?

- Есть правила предоставления коммунальных услуг в муниципальном образовании. Мы не можем, не имеем права нарушать закон. Именно потому мы запустили голосование, чтобы слышать мнение жителей, а не только решение властей. Чтобы стало больше возможностей. Приняли жители решение – мы подключили дом. Не приняли – ждут решение властей.

Но мы общаемся с властями, они отслеживают голосование, которое запущено у нас на портале, эту информацию знают. Когда в мэрии принимается решение о старте ОЗП, там много участников.

Специалисты оценивают готовность УК к зиме, т.к. подготовить жилой дом к отопительному сезону тоже не так просто, это целый перечень мероприятий, начиная от кровли, стоков, заканчивая канализацией и ремонтом теплового узла и внутридомовых систем отопления. Нужно проверить промывки, опрессовки, утеплить фундамент и т.д. Это большой объём работ, потому не все УК получают паспорта готовности к зиме. При этом надо учитывать, что подготовка непосредственно связана с уровнем коммунальных платежей. Мало хотеть подключить отопление, нужно платить УК, чтобы она смогла провести все необходимые для этого работы. А это, увы, далеко не всегда выполняется. 

Мэрия руководствуется тем, что записано в документах. Если написано, что среднесуточная температура должна быть плюс 8 градусов в течение пяти дней, из этого и исходят. Именно поэтому на штабах в мэрии всегда присутствуют сотрудники метеослужбы, которые дают прогнозы.

- Существует ли возможность у СГК включать отопление по фактической погоде, а не сезонно? Чтобы не топить улицу весной или не мёрзнуть в ожидании осенью. На улице тепло – отключили отопление, холодно – включили.

- Процедура есть, и та же самая, что с подключением без решения мэрии. Жители должны озвучить своё желание УК, а она обязана принять от них заявку в работу и передать теплоснабжающей организации. Так что всё возможно. Единственное, чтобы исключить трудности в дальнейшем, система, которая уже заполнена, во время отключения остаётся под заливом, вода не спускается до следующего запуска. В итоге очередной запуск будет проходить быстрее и проще.

Подготовила Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 71 от 17 сентября 2020г.

Новости по теме: