Подготовка к зиме по расписанию

Дата публикации: 09.09.2020 - 09:26
Просмотров - 1808

Подготовка к отопительному сезону каждый год волнует тысячи черногорцев. В рабочем ли состоянии котельные города, насколько надёжна система теплоснабжения, будем ли мёрзнуть зимой – вопросы непраздные. Тем более что за последние годы было немало поводов для беспокойства. И хотя с приходом Сибирской генерирующей компании в Черногорск ситуация с отоплением начала меняться в лучшую сторону, привычная тревога просто так не отпускает.

О том, как идёт подготовка к новому осенне-зимнему отопительному сезону, мы поговорили с директором Абаканского филиала СГК Андреем Аплошкиным.

 

- Андрей Георгиевич, как вы оцениваете подготовку к зиме? Что было сделано, что не успели? Чего ждать черногорцам предстоящей зимой? Год назад подготовка, по сути, шла в авральном режиме. Сети в Черногорске СГК взяла на обслуживание в середине июня, котельные и вовсе накануне отопительного сезона. В этом году вы были уже полновластными хозяевами положения. Успели реализовать все планы?

- Ремонтная кампания выполнена в полном объёме. Что запланировали, то и сделали, даже несколько больше. Уже переложили более семи километров теплосетей, это значительно больше, чем в прошлом году.

На ремонт в Черногорске было направлено 52 млн рублей, на 10 млн больше, чем в Абакане, хотя протяжённость сетей в городе угольщиков вдвое меньше. Но в Черногорске состояние коммунальной инфраструктуры хуже, к тому же здесь в ремонте нуждаются и котельные.

Что успели из важного. Провели все экспертизы промышленной безопасности на всех котельных, получили заключения и теперь можем  рассчитывать на получение паспорта готовности к зиме объектов теплоснабжения города.

На котельных отремонтировали основное и вспомогательное оборудование, в том числе и газоочистные установки.

Масштабные ремонты за лето были проведены на тепломагистрали на улице Советская, которая ведёт в микрорайон «Лужники». Выполнили большой ремонт на внутриквартальных сетях во дворах домов 73 и 77 на Советской. Заменили полностью трубопровод, который рвался у нас раз шесть при гидравлических испытаниях.

В общей сложности с мая по август мы устранили 93 повреждения на сетях. Ещё 8 находятся в работе.

- Вы сказали о получении паспорта готовности. А что это даёт, зачем он нужен?  

- По большому счету, паспорт готовности к зиме – это оценка совместной работы города и ресурсоснабжающих организаций. Чтобы город получил паспорт готовности, нужно, чтобы такие паспорта получили все предприятия ЖКХ, а жилые дома и социальные объекты должны пройти проверку готовности.

До нынешнего года Черногорск паспорт готовности много лет не получал, в том числе и по вине  теплоснабжающих организаций. В этом году надеемся паспорт получить. По крайней мере, мы все для этого делаем.

- То есть мы можем быть уверены, что город к зиме готов? Слишком уж памятна для многих авария на магистральном теплопроводе в феврале 2019 года, когда почти двое суток в морозы сидели без отопления. Поэтому волнение наше вполне обоснованно. Аварий не будет?

- Что касается прогноза аварий, я бы хотел уточнить значение этого термина. Авария – это очень серьёзное повреждение на теплосетях, когда более чем на 12 часов отключается подача горячей воды и тепла в дома. Всё остальное – инциденты. Их, уверен, на данный момент избежать в Черногорске нельзя. Износ труб составляет более 80 процентов. Так что инциденты будут, а вот аварий постараемся не допустить.

Проведя гидравлические испытания, мы заблаговременно выявили ненадежные места и заменили ветхие участки, провели капитальный ремонт тепловых сетей, отремонтировали котельные.

И самое главное, зимой мы имеем все возможности оперативно реагировать на любые нештатные ситуации: у нас есть специалисты, техника, запас материалов. И вот здесь я уже могу гарантировать, что теплоснабжение в случае инцидента восстановим в сжатые сроки.

- Вы много говорите о замене труб целыми участками. Понятно, что это требует больше и сил, и средств, и времени. А почему нельзя устранять точечно? Есть порыв – залатали. Это и быстро, и не надо перекапывать тонны земли.

- Долгие годы в Черногорске существовала именно такая практика точечных ремонтов. Как итог - не смотрели на общее состояние труб, не работали на перспективу. Связано это было с недостатком финансирования. Ведь для того, чтобы менять трубу, а не ставить хомут, понятно, средств требуется на порядок или даже на несколько порядков больше.

На первый взгляд кажется, что точечные ремонты выполняют свою функцию, более выгодны и с позиции материальных затрат, и с точки зрения временных издержек. Однако при таком подходе сети ветшают. В результате по одному и тому же адресу могут быть постоянные порывы. И результат такого точечного ремонта мы видим на старых трубах, когда на участке в шесть метров может быть по пять хомутов.

И в конечном итоге точечный ремонт обходится гораздо дороже, чем если бы сразу делали комплексный ремонт. Сама замена трубы стоит не так дорого, а вот вскрытие тепловой сети, восстановление благоустройства  требуют значительных затрат. Сравните: на замену метра трубы ты потратил 5 тысяч рублей, благоустройство тебе стоило 20 тысяч, а если через неделю нужно возвращаться на то же место, заново вскрывать теплотрассу, затем восстанавливать? Понятно, что сумма получается гораздо больше, чем если сразу поменять всю проблемную трубу и забыть о ней на долгие годы.

Поэтому с 2015 года в Абакане мы решили не тратить деньги впустую на такие точечные ремонты и стали использовать практику замены участка от тепловой камеры до тепловой камеры, то есть делать все за один раз и качественно, чтобы в ближайшие 15-20 лет сюда уже не возвращаться. К тому же таким образом мы меньше надоедаем жителям, все-таки ремонт теплосетей – это неудобства для горожан, тем более что, как правило, сети у нас проложены под проезжими частями.

Меня часто спрашивают, сколько нужно времени, чтобы привести  теплосети Черногорска в удовлетворительное состояние. Сразу скажу, что за год-два это сделать невозможно. Но за пятилетку мы постараемся довести теплосети до приемлемого уровня.

- В принципе, к ремонтам люди относятся с пониманием. Но есть и вопросы. Например, почему раскопали трубу, а потом бросили её на несколько месяцев. Рабочих не видно неделями. Неужели нельзя сразу сделать работу? Например, раскопки на улицах Базарная, Фрунзе, Чапаева. И ещё – а почему нельзя заранее закупить трубы, так сказать, оптом? Пусть лежат на складе, а как понадобятся – всё под рукой, не надо тратить время на закупку. 

- Начну с, так скажем, «брошенных» участков. Причина простая – нужно устранить 93 повреждения, сил на всё сразу нет. Начинаем делать одно, выплывает более срочное, итог – первый участок на время отставляем, перебрасываем силы на более важный.

Грубо говоря, каждый день у нас выявляется новое повреждение. Работают всего 5 бригад. Зачастую устранение порыва требует перекладки части трубопровода. Так было во дворах на Советской. То же самое на Базарной. Там пришлось менять участок почти в 100 метров. И куда ни зайдём, везде одна картина. Сейчас на Калинина такая же проблема. Нужно менять под дорогами 100 метров трубы. Казалось, просто порыв, а раскопали – всё обветшало, труба гнилая, нужно менять участок полностью.

Что касается закупок,  мы вынуждены подчиняться федеральному закону, который требует по каждому виду работ проводить тендеры, то есть заранее просто так ничего купить мы не можем. Только через конкурсы, а это время.

Таким образом, мы не можем создать себе резервный запас труб, иного оборудования на всякий случай. Только по факту необходимое количество. А на оформление документов уходит минимум неделя-две.

- Что было сделано на ЧК-2? Минувшую зиму она жутко дымила. Сейчас исправили положение? Или опять будут жители мучиться? Тем более что вы загружаете её ещё больше, подключив Девятый посёлок.

- В связи с тем, что подрядчик, который строит новый трубопровод, серьёзно отстал в графике, закрыть котельные Девятого посёлка к отопительному сезону мы не сможем. Срок переключения этой части города на котельную № 2 нам придется сдвинуть на март, так что повышенной нагрузки на котельную этой зимой не будет.

- Но всё же рано или поздно вы закроете котельные. Как поступите с работниками? Они будут трудоустроены?

- Мы по максимуму постараемся трудоустроить людей. Во-первых, тех, кто будет высвобождаться, будем привлекать на строительство теплосетей. Во-вторых, есть строительная часть СУЭК, с ними будем работать по трудоустройству. Если для трудоустройства работнику потребуется переподготовка, тоже окажем помощь.

- Так понимаю, что в качественном теплоснабжении задействованы не только теплосети и котельные, но и управляющие компании (в дальнейшем УК – прим. ред.). А они-то подготовилась к новому сезону? Как это можно узнать?

- Во-первых, подготовка к зиме контролируется администрацией города. Ежегодно создаётся комиссия, в которую входят представители администрации, жилинспекции, нашей компании, представители других ресурсных организаций, и совместно, комиссионно принимаем дома. Оцениваем, как сделана промывка, опрессовка внутридомовой системы теплоснабжения, в рабочем ли состоянии задвижки, установлены ли регуляторы температуры на линии горячего водоснабжения. Словом, выполнен ли весь комплекс мер, которые необходимы для нормального прохождения отопительного сезона.

В Абакане у нас процесс приёмки домов уже отлажен. Хотя в 2015-2016 гг. он проходил тяжело, порой даже с боем.

В Черногорске отношения выстраиваем. В прошлом году было совсем сложно, в этом получше. Но год назад мы, по сути, зашли в Черногорск лишь в конце лета. В этом же году мы с самого начала лета взаимодействуем с УК. Управляющие организации к этой работе относятся очень по-разному. Есть отличники, есть хорошисты, есть те, кто на троечку работает. Но мы продолжаем работу.

- Почему не следите, чтобы УК оповещали нас об отключениях горячей воды? Есть те, кто размещает объявления, но хватает и тех, кто даже не намекает на предстоящие дни без воды.

- Наша задача - уведомить ЖЭКи и УК. Мы всем рассылаем телефонограммы, в обязательном порядке каждому ЖЭКу. Они, в свою очередь, обязаны расклеить объявления или каким-то иным образом информировать людей. Дополнительно мы отправляем пресс-релизы в СМИ, в администрацию города. Словом, делаем всё возможное, чтобы информация разошлась и все были в курсе.

- Каким-то образом жители города могут узнавать оперативную информацию о ходе работ, данные о капитальных ремонтах и тому подобное? Ведь не раз мы говорили о том, что напряжённое состояние - это в том числе итог недостаточной информированности.

- Мы открыты для наших потребителей. Есть различные способы связи с нами: и по телефону, и через интернет, и лично. Весной на сайте СГК опубликовали доклад о том, как прожил зиму каждый из городов присутствия нашей компании. Доклад получил достаточно высокую оценку, в том числе со стороны Минэнерго, как полный, открытый документ, в котором наглядно показано, что компания сделала за минувший отопительный сезон, ничего не тая. И всё мы по максимуму выложили в сеть, чтобы каждый потребитель мог посмотреть информацию.

Как продолжение данного документа родился доклад о том, как мы готовимся к зиме, что именно ремонтируем, какие нюансы и особенности есть в каждом из наших городов.

Не секрет, нередко нас спрашивают: «А что вы летом делали, если у нас зимой порыв произошёл?!» Поэтому мы отметили на карте, что и когда ремонтировали бригады. Мы стараемся быть открытыми, понятными и рассказывать о своей деятельности на простом, не отягощенном техническими терминами языке.

Таким образом, потребитель может вести контроль за качеством предоставленных услуг. У нас на сайте указаны адреса, по которым можно обращаться в случае претензий, если мы где-то недоработали, что-то делали, а затем бросили и забыли. Также если есть вопросы по работе подрядчиков, может, они «филонят» на теплосетях или делают что-то некачественно – пишите, звоните, сообщайте. Никогда не помешает дополнительный общественный контроль. Также на сайте можно оставить комментарий, поставить оценку выполненным работам.

Мне как руководителю очень важно знать мнение потребителей. И не только положительные оценки, но и отрицательные. Для этого я даже завёл себе аккаунт в инстаграм, где сообщаю о важных событиях, отвечаю на вопросы. Если много отрицательных отзывов, значит, надо работать над ошибками. Если много плюсов поставили, значит, нам доверяют, а доверие – это, прежде всего, ответственность, а это, по-моему, самая действенная мотивация работать ещё лучше.

Беседовала

 Валентина КОРЗУНОВА,

фото СГК

«ЧР» № 68 от 8 сентября 2020г.

 

Новости по теме: