Кодекс шахматиста должны знать даже малыши

Дата публикации: 03.08.2020 - 16:01
Просмотров - 4152

Нужны ли шахматы детям? Этот вопрос задают себе родители дошколят, когда в детском саду им предлагают посещать шахматный кружок. Плата за занятия чисто символическая, вызывает сомнения сама игра: как научить пятилетнего сорванца сложным правилам, да и зачем? Пусть лучше идет кататься на велосипеде и бегать по лужам.

Преподаватель шахмат детского сада «Радуга» Дмитрий Юдин говорит, что шахматы развивают способность рассуждать, логику, умение решать задачи; усидчивость, терпение, внимание, память, умение нестандартно мыслить. Также могут научить ребенка искать связь между теорией и практикой, между словом и делом. Игра дает сильную теоретическую базу, которая развивает ребенка и напрямую связана с практической сферой – самой игрой.

Спросите любого школьника о любимых уроках. Не удивительно, если он ответит:  «ИЗО, труд (технология) и физкультура». И не потому что ему не дается математика и физика. Просто школьные занятия в большинстве своем это теория, сухая и твердая, как гранит, который надо грызть и умудриться не сломать при этом зубы. Как применить знания на  практике, понадобятся ли когда-нибудь в реальной жизни формулы, правила и теоремы – этого ребенок пока не знает, а вот колотить табуретку, играть в волейбол, рисовать – то, что приносит удовольствие и пользу здесь и сейчас, практика, которая следует сразу за непродолжительной теорией.

 Дмитрий Юдин преподает шахматы около года.

- Листал объявления в поисках…сам не знаю чего. Иногда хочется как-то поднять себе настроение, что-то изменить в жизни. Увидел, что требуется преподаватель шахмат в детский сад «Радуга» и подумал: «Почему бы и нет?» Зарплата, конечно, более чем скромная, но все равно на основной работе (я менеджер в фирме, которая занимается транспортом для корпоративного отдыха и свадеб) с осени затишье, поэтому много свободного времени.

 Профессий у Дмитрия несколько: он учился на горного электромеханика в ЧГТ, есть высшее образование по специальности «преподаватель психологии», на подходе – второе высшее – учителя физкультуры.

 - Образование никогда лишним не бывает, - говорит Дмитрий. – А в шахматы я играю с детства. В нашем советском прошлом все мальчишки осваивали шахматы. Не было гаджетов, компьютеров, нам было веселее, а нашим родителям проще, потому что мы росли самостоятельными. Моя мама работала воспитателем в яслях № 3, где сейчас военкомат. Уходя на работу в 8 утра, она отправляла меня на улицу, ключ от квартиры болтался на шее. На обед я прибегал к ней в ясли, а жили мы на Ленина, 80, то есть шел через полгорода, а я был еще дошкольником... Так вот, мы играли в шахматы во дворе, а когда учился в техникуме, принимал участие в турнирах среди студентов.

Опыта работы с детьми у Дмитрия до «Радуги» не было, если не считать смены в пионерском лагере, где он работал диск-жокеем, но он сразу почувствовал себя в роли наставника как рыба в воде, вспомнил не только правила, но и кодекс шахматистов, а также занятия и турниры в горном техникуме под руководством Владимира Михайловича Шиганова. Проработавший много лет в ЧГТ Владимир Михайлович запомнился нескольким поколениям студентов не только как хороший преподаватель, но и ценитель шахмат, который смог увлечь ими сотни парней и девушек и даже воспитал преемников.

 

В шахматный кружок «Радуги» (Дмитрий назвал его клубом) приходят разные девочки и мальчики, в том числе гиперактивные. Кажется, что непоседам невозможно освоить сложные правила, запомнить фигуры, но как показывает практика, шахматы творят чудеса: из детей, которые на первых занятиях не могут высидеть на стуле и пяти минут, через полгода вырастают неплохие терпеливые игроки.

 - Один мальчуган сначала доставлял другим ребятам массу неудобств, отвлекал их, но через пару месяцев стал гораздо усидчивее, лишняя эмоциональность сменилась любознательностью, - рассказывает наставник. – Дети учатся дисциплине, уважению к победе другого человека, правильному восприятию своего поражения, повторяю: если  проиграл и понял ошибку – значит, стал сильнее. У ребят 5-6 лет силен дух соперничества, им тяжело даются поражения, многие плачут, но это необходимо для развития. Поэтому на занятиях, хоть и делю ребят по степени подготовки,  часто сильному игроку предлагаю партию с тем, кто играет слабее. Моя задача не только научить детей играть в шахматы, но и  мыслить позитивно, - добавляет он.

 Напоминая незыблемое правило шахматистов «Фигуре место», Дмитрий учит детей обдумывать каждый ход, и, вероятно, этот навык пригодится им при любых обстоятельствах. И конечно, даже малышам нужно запомнить шахматные заповеди, которые стараются соблюдать все любители и профессионалы этой интеллектуальной игры: всегда пожимай руку соперника перед игрой и после; если ты выиграл, контролируй эмоции, потому что они могут обидеть проигравшего; перехаживать нельзя – сначала думай, а потом делай ход;  уважительно относись к сопернику и другие.

Начинать обучение шахматам, по словам Дмитрия, можно уже с пяти лет. Его 4-летняя доченька, которая уже знает и шахматы, и шашки, и домино, пока путается. Он  рассказывает, что занятия для малышей проходят в понятной для них форме: дети знакомятся с фигурами через сказку, которая читается небольшими отрывками на протяжении всего периода учебы.

 - Проработав с детьми год, я понял, что есть люди, предрасположенные к шахматам, а есть, которые принять их не могут. Как бы ни настаивали родители, если ребенок внутренне отторгает игру, то толку от занятий не будет. Нельзя отдавать на бокс тех, кто хочет заниматься музыкой. Нельзя ломать детей. У пятилеток уже есть собственное мнение, и к нему надо прислушиваться.

 Руководствуясь уважением прежде всего к своим маленьким подопечным, которые чутко чувствуют настоящий и показной интерес к ним у старших, Дмитрий обратился к заведующей детского сада с просьбой обновить устаревшие демонстрационные материалы шахматного кабинета. Нина Алексеевна Касьянова пошла навстречу, и взамен износившейся самодельной металлической доски появилась новая – современная поливиниловая магнитная доска и новые наборы шахмат, которые очень нравятся детям.

 - В любом деле нужна системность. Конечно, нужно, чтобы дома кто-то играл с ребенком в шахматы, потому что наши занятия проходят два раза в неделю, к тому же они непродолжительные, как все уроки для дошкольников. За несколько дней дети забывают многое, приходится возвращаться к изученному ранее. Большинство родителей приобрели шахматы домой, но не все находят время сыграть партию, а ведь самим родителям и, конечно, мне приятно осознавать, что есть толк в наших занятиях, - говорит Дмитрий. – Еще удивительнее слышать, что кто-то из ребят научил играть маму и папу.

 Дмитрий считает, что главное для счастья – заниматься любимым делом, а деньги придут. Поэтому в шахматный клуб «Радуги» он всегда приходит с радостью, стараясь заразить своей увлеченностью подопечных. Как знать, может, через много лет кто-то из них так же будет рассказывать детям, как ходит слон и почему ладья сильнее коня, а может быть, станет новым Карповым или Каспаровым.

Анастасия ХОМА,

фото из архива Д. Юдина. «ЧР» №58 от 4 августа 2020 г.

Новости по теме: