Творческие муки инженера Курасова

Дата публикации: 29.07.2020 - 09:29
Автор:
Просмотров - 1148

Даже по выходным Артему Курасову не сидится без дела: его страсть – автомобили – не отпускает ни на минуту. Раньше он принимал участие в автогонках в качестве судьи (было это еще в студенческие времена в Красноярске), сейчас в свободное время устанавливает на машины мощные акустические системы, чтобы водители-меломаны наслаждались звучанием каждого инструмента в оркестре. А в рабочее время инженер-конструктор «Черногорского ремонтно-механического завода» имеет дело с механизмами, которые звучат совсем по-другому: у экскаваторов и самосвалов, детали которых моделирует Артем, есть своя уникальная музыка.

Команда конструкторов РМЗ, которую Артем пополнил четыре года назад, занимается разработкой моделей конструкций, деталей техники для предприятий  «СУЭК-Хакасия».

- У нас сильная команда из десяти человек, у каждого свой профиль работы. Есть конструкторы, которые создают новые проекты, к примеру, сейчас разрабатывают базу для шагающих экскаваторов. Я работаю с экскаваторами и автосамосвалами. Деталь от них  привозят или на завод, или я отрабатываю заявку на предприятии, то есть выезжаю на разрез, делаю замер и эскиз на месте, потом создаю рабочий чертеж, по которым сварщики в дальнейшем изготавливают конструкцию, - коротко объясняет молодой инженер. - Работа у конструктора творческая, нужен нестандартный подход ко многим заданиям. Все детали я представляю объемными, это одна из основ моей работы.

К работе с электроникой, над которой он может колдовать часами, Артем шел с детства, глядя, как работает отец, по стопам которого он пошел. Андрей Александрович Курасов – главный конструктор, начальник технического отдела РМЗ.

Знания физики и математики, которые еще в школе давались легко, Артем довел до совершенства в вузе. Но не только пятерки по этим дисциплинам определяют готовность к профессии инженера-конструктора. Чтобы разрабатывать, проектировать любые приборы и оборудование, требуются высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, логика, умение работать с цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами…

Конструкторов отличает еще и оригинальное мышление, высокая эрудиция и постоянное стремление преображать мир, ставя перед собой невероятные цели и достигая их путем глубокого анализа, разносторонних исследований, бесконечных испытаний. Приходится постоянно учиться чему-то, быть готовым к экспериментам, которые многим покажутся сущим бредом. Именно так в мире появились сотни приборов, ставшие для людей через некоторое время привычными и незаменимыми. Вот и Артем, пусть и не изобрел пока чудо-машину, но уже внес в жизнь родного города весомый вклад и, вероятно, даже войдет в историю. Именно он разработал макеты оружия времен Великой Отечественной войны, которые вот уже несколько лет становятся гвоздем программы празднования 9 Мая в Черногорске.

Впервые военные орудия, с которыми советские воины шли на фашистов, были продемонстрированы три года назад, в 2017-м. Тогда специалисты ремонтно-механического завода воссоздали противотанковую пушку-«сорокопятку» и 120-мм полковой миномет образца 1938 года.

Когда поступило задание создать схемы, по которым будут работать сварщики, Артем некоторое время обдумывал план действий: нужно было от чего-то оттолкнуться. Для начала разыскал информацию в интернете, узнал много новых исторических фактов, рассмотрел сотни фотографий, на которых запечатлена техника, в общем, изучил предмет с разных сторон. Понятно, что готовых чертежей орудий нет ни в одной книжке, ни на одном сайте, поэтому предстояла долгая кропотливая работа над каждым узлом. Советовался, признается Артем, только с отцом.

Работа заняла не одну неделю, приходилось много раз вносить коррективы в чертежи, но в итоге сложилась четкая картинка. Молодой инженер высчитал размеры всех деталей и составил план их сбора.

 - Сначала макеты делали из дерева, потом стали выливать из металла, чтобы они выглядели как настоящие. Конечно, воссоздать полностью оружие мы не можем, это не полноценные механизмы, из которых можно стрелять, - улыбается Артем. – Но все равно они в точности повторяют те, с которыми воевали наши деды и прадеды против немцев.

      В итоге командную работу сотрудников РМЗ по достоинству оценили не только руководители завода, но и все горожане: и дети, и взрослые, пришедшие в День Победы на выставку воссозданных военных орудий, были в восторге. Наверное, поэтому в «СУЭК-Хакасия» решили не останавливаться на достигнутом. На выполнение нового задания - воссоздать знаменитую «Катюшу»  – реактивную систему залпового огня - отводилось пару месяцев. Понятно, что от основной работы на это время никто не освобождал, поэтому вновь не обошлось без мозгового штурма. 

- Мне повезло – в интернете я наткнулся на 3D-модель игрушки «Катюша», это сильно помогло, - делится Артем. - В процессе сборки приходилось многое переделывать, но в итоге «Катюша» была готова в срок. Я был на параде, видел, какой интерес вызвали макеты, и это, конечно, стало главной наградой для меня. В прошлом году сделали еще один проект - пулеметную установку на базе ЗИЛа.

Своими разработками Артем был готов поделиться на очередной научно-практической конференции, которая ежегодно проходит для молодых горняков «СУЭК». Но вмешалась пандемия, и запланированные на июнь встречи перенесли до лучших времен, у Артема есть время не спеша оформить все свои мысли на бумаге. 

       

     

То, что Артему Курасову доверили работу над военными орудиями, не случайно: он уже демонстрировал прекрасную способность к обучению и готовность осваивать новое. Ему поручили прибор лазерной отцентровки, недавно поступивший в распоряжение РМЗ, и теперь это одно из направлений его работы, он может отцентровать любые, даже самые большие узлы до сотой миллиметра.

- Когда прибор пришел на завод, мне предложили освоить его, я связывался с разработчиками, много читал, детально изучил его возможности и принцип работы (мне всегда интересно разбираться, как устроен тот или иной механизм), - рассказывает Артем. – Вообще я много читаю, самообразование для меня очень важно. Конечно, до уровня мастерства моих старших коллег мне еще расти и расти.

Удивительно, но Артем признается, что до сих пор ищет свое предназначение. Ему всего 25 лет, но он успел попробовать себя не только в роли инженера. Было время, когда он работал звукооператором в большом концертном зале в Красноярске, настраивал инструменты и музыкальное оборудование. Хотел даже поступать в музучилище в Питере, чтобы закрепить и углубить знания, но потом энергию решил направить в другое русло, которое бы принесло доход. Все-таки желание зарабатывать деньги для мужчины вполне нормально и очень даже похвально! Впрочем, стремление заработать для Артема вовсе не означает стать карьеристом: для него самое главное гореть, с радостью идти на работу, чувствовать азарт на пути к поставленной цели, а не испытывать облегчение, достигнув её.

Музыкальный слух и навыки инженера привели Артема в клуб любителей автомузыки Volumе max, который организовали в Черногорске несколько молодых автолюбителей. Ребята не просто хвастаются друг перед другом, у кого мощнее сабвуфер и больше колонок в машине, здесь важнее другое – не только громкость, но и звучание.

 - Когда динамиков в автомобиле много, они разные по своей композиции, одни играют только верхние частоты, другие – только нижние, третьи – только голос и так далее. В общем, надо найти гармонию, - объясняет молодой человек. – К слову, у нас правило – ночами в городе громко музыку не слушать. Это не мы колесим по улицам, когда другие спят. У нас не просто увлечение, а своего рода спорт, наша главная цель – участие в  специальных турнирах.

В Красноярске Артем учился на программиста, но уже на втором курсе перевелся на машиностроительный факультет, в ХТИ, после окончания которого устроился оттачивать свои инженерные навыки на черногорский ремонтно-механический завод.

Глядя на Артема, сразу понимаешь, что он не из тех, кто ограничивает свою жизнь молчаливыми механизмами и сложными чертежами. Погрузиться в бумаги он может только на время, а потом – душа просится на волю, на горные склоны, на гоночные трассы, в люди, с которыми можно поделиться своим желанием жить, творить, лететь навстречу ветру.   

 - Я даже пробовал себя в роли аниматора на детских праздниках. Сначала мне было сложно, никогда не выходил на сцену в роли артиста. Но потом с каждой новой ролью стал чувствовать себя лучше, даже научился импровизировать, заводил ребятишек. Так мне удалось побороть боязнь сцены, которая раньше мешала мне, - делится Артем, - не мог даже выйти на соревнования, когда занимался карате киокусинкай, настолько был не уверен в себе.

Так же, по воле случая, оказался на автогонках, правда, здесь импровизация не в цене: судья должен иметь специальные знания (пройти аккредитацию), трезвый ум и железные нервы, ведь приходится не только следить за соблюдением правил на трассе, но и реагировать на чрезвычайные ситуации.

- На кубке России было пару таких случаев, загорались машины. Благодаря тому, что все действовали слаженно, трагических последствий удалось избежать, гонщики не пострадали, - рассказывает молодой человек. – Вообще я стараюсь попадать туда, где интересно и где работают профессионалы, где можно узнать что-то новое. Когда мне предложили пройти обучение в горной школе, естественно, я согласился. В прошлом году от разных предприятий СУЭК в Хакасии в горную школу отправились около 15 человек. Была масса полезных тренингов, семинаров, докладов на различные темы, в частности, рассказывали о внедрении новых технологий в горную промышленность и не только. Это очень здорово для саморазвития! К тому же я побывал в Хабаровске, было время познакомиться с  городом.

Этой весной Артем открыл для себя еще одно новое дело – волонтерство, в команду молодых специалистов, которые развозили по домам продукты и лекарства, он тоже быстро влился.

Он до сих пор готов учиться, узнавать новое, причем хватать не по верхам, а доходить до самой сути. Каждый день делать новый большой шаг навстречу приключениям, пускаться в авантюры и эксперименты. Впереди много потрясающих открытий, а где он окажется завтра – покажет время.

          Анастасия ХОМА,

фото из архива А.Курасова 

«ЧР» № 56 от 28 июля 2020г.

 

Новости по теме: