- Пожалуйста, наденьте маску, иначе я не смогу вас обслужить, - с обречённой усталостью в голосе обратилась к покупательнице оператор на кассе магазина.
- Как же вы надоели со своими масками! – тут же взвивается негодованием женщина средних лет. – Лишь бы расторговаться, карманы свои набить, а мне маска не нужна, денег лишних нет!
- Поймите, это не наше требование, это распоряжение правительства…
Покупательница нервно надевает марлевую повязку, чуть не швыряя в оператора купюрой, кассирша смиренно выдерживает хамское обращение, не вступая в перепалку с клиентом. Не положено. Работа такая – терпеть.
- И часто вам приходиться подобное выслушивать? – спрашиваю девушку.
- Да уж нередко, - по-прежнему с усталостью в голосе отвечает она. – Как будто это мы всё придумали! Но ведь на самом деле опасность заражения коронавирусом есть, постоянно об этом говорят, - с оживлением продолжает кассирша. – Обидно только, что мы крайними оказались. На врачей все молятся, и это правильно, у них работы сейчас много, у меня тётя медсестрой работает, знаю, что им трудно приходится. Но ведь и нам тоже трудно! Вы попробуйте смену проходить в маске, не снимая, и в перчатках. У нас такие экземы пошли. Но врачи – ангелы, а мы чуть не паразиты последние. Ой, только, пожалуйста, не пишите моё имя и магазин тоже, а то уволят…
За почти четыре месяца режима самоизоляции я поговорила не с одним десятком человек, занятых в торговле. Кто-то был более откровенен, кто-то менее, но все просили не упоминать их имён и место работы. На всякий случай, а вдруг они политически неверно выразились, и тогда всё – прощай магазин, а трудоустроиться ныне крайне сложно.
Выполняю просьбу моих респондентов, в конце концов, дело-то не в конкретных торговых точках, а создавшемся положении. Оно же и впрямь не солнечное.
Когда ещё режим ограничения только ввели, шли первые недели, продавщица магазина косметики сетовала:
- Не знаю, что делать. У меня зарплата 15 тысяч рублей. На карантине сижу уже третью неделю. Конечно, никто мне не платит за это время. А с чего? Оборота нет, выручки нет, хозяйка сама без прибыли. Сказали нам, что со следующей недели выйдем, но на сокращённый рабочий день, зарплата вполовину меньше. И как мне жить на неё?
- По закону-то предприниматель обязан выплачивать вам зарплату, даже если вы не работаете. Можете в трудинспекцию обратиться или в прокуратуру.
- И что это даст? – с грустным смешком ответила женщина. – У хозяйки деньги вдруг с неба свалятся? Нет, конечно. Но под сокращение я точно попаду, и где тогда искать работу?
Продавец обувного отдела, назовём её Татьяна, рассказала свою историю.
- Как только ввели ограничение, наш павильон сразу же закрылся. Почти два месяца сидели дома. Понятно, требование закона, надо выполнять. Но удивило другое, в нашем магазине есть десятка два отделов, несколько обувных. Наш и ещё один выполнили запрет, а пара других как работали, так и работают. И никто их не наказывал. Почему такое неравное отношение?
Об избирательности контролирующих органов говорила мне и Елена, продавец в магазине непродовольственных товаров.
- В апреле нас начали чуть не ежедневно проверять. Есть ли на входе для покупателей бесплатные одноразовые маски, перчатки, антисептик для рук. Соблюдаем ли мы график обработки, какие средства используем для дезинфекции и так далее. Было дело, что штрафовали. В обед пошла на рынок, а там красота – торговля в полном разгаре, продукты продают, галантерею.Конечно, все продавцы без масок, про антисептик и бесплатные перчатки покупателям речи нет. Больше того, чуть не посредине рыночной площади стоит казан, плов готовят, в мисках отпускают клиентам. И никаких контролёров, никаких претензий к этим продавцам. Странно, да?
Городские магазины с самого начала режима ограничения вели себя по-разному. Одни, в надежде на авось, работали, как и прежде. Другие подошли более ответственно и постарались создать все условия для безопасности покупателей. Впрочем, даже в этом случае особой благодарности они не дождались.
- Бред какой-то, в перчатках открыть полиэтиленовый пакет, это Гудини надо быть! – ворчали посетители магазина. – В маске дышать невозможно, напридумывали…
Тем временем продавцы были вынуждены за свой счёт покупать маски, перчатки, а то и защитные костюмы, ни один из работников торговли, с кем я разговаривала, не сказал, что защитные средства приобрёл для них работодатель. Все в один голос говорили, что покупают сами. И хотя рекомендации Роспотребнадзора чётко говорят, что маску надо менять каждые два часа, никто этот совет не выполнял. Слишком уж затратно было бы. Большая часть продавцов в городе получает меньше половины средней зарплаты по региону, тысяч 20 считается весьма хорошей зарплатой.
- Сейчас уже привыкли, приспособились, а в марте было очень тяжело, - говорит Наталья. – Особенно, когда ввели масочный режим, а в аптеках, магазинах маски-то и закончились. Сколько мы тогда выслушали… Покупателю-то плевать, что не от кассира зависит, смог менеджер обеспечить необходимое количество товара или нет. Администратор далеко, зато кассир рядом, вот на него всё и выливалось.
Словом, обид, непонимания, прямого ущерба здоровью за это время было немало. Девушки и женщины показывали свои руки после того, как по 12 часов ходили в резиновых перчатках, честно скажу, зрелище печальное. Лицам досталось не меньше. Экземы, покраснения кожи, прыщи, а то и аллергия стали постоянными спутниками торговых работников. Расшатанные нервы из-за резко выросшей грубости покупателей тоже отнюдь не благотворно влияли на здоровье.
И всё же на вопрос, было за это время хоть что-то хорошее, какое-то приятное открытие в себе или окружающих, к моему удивлению, большинство ответили весьма положительно.
- Я стала больше ценить юмор, - говорит Елена. – Когда посмеёшься над проблемой, легче становится. По себе заметила, когда зашла в аптеку за масками, их не было, зато висело прикольное объявление, я его даже сфотографировала на память. Жаль, конечно, что не купила, но настроение лучше стало! В общем, весёлый покупатель - не злой покупатель. Поэтому мы с девчонками искали варианты, как посмешить клиентов. Придумывали забавные надписи. Помогало хорошо!
- И раньше мне было приятно, когда встречались вежливые, воспитанные покупатели, - рассказывает Ольга, - кому ж это не нравится? Но за эти три месяца стала гораздо больше ценить таких людей. Наверное, потому, что чаще мы стали слышать ругань в наш адрес, злобу, агрессию. И тут подходит человек, что-то ласково тебе говорит, утешает, и ты понимаешь – ведь, правда, не на злых надо смотреть, а на таких вот людей. Заметила, сама стала гораздо спокойнее вести себя с другими продавцами, да и вообще с людьми. Так что если говорить о плюсах режима ограничения, то они всё же есть. Главный вывод – надо быть добрее к другим, не валить на них свои проблемы. Спасибо тем, кто с пониманием относится к нашей работе, особенно в этих сложных условиях.
Валентина КОРЗУНОВА, фото автора
«ЧР» №51 от 9 июля 2020 г.