Айкидо - путь длиною в жизнь

Дата публикации: 23.06.2020 - 11:44
Автор:
Просмотров - 4385

Крепкие статные мужчины в кимоно делают поклон портрету старого японца. Сегодня им предстоит отработать технику ирими-наге в позиции ханми-хандачи ваза. Но сначала нужно сделать разминку, отработать страховку,  настроиться на тренировочный процесс, сбросить с плеч тяжелый груз, накопленный за день...

Это не сцена из фильма, а вполне реальная тренировка членов клуба айкидо, который несколько лет работает в Черногорске. Основал его Антон Заянц – инструктор по айкидо, обладатель второго дана. Дыхание восточного единоборства он привез с собой с Сахалина, откуда переехал в Хакасию семь лет назад.

О новом для Черногорска японском боевом искусстве  наш разговор с Антоном Валентиновичем.

В айкидо – через голливудский экшн

 - Как вы пришли к айкидо? 

- Уже будучи взрослым человеком, в 27 лет. В детстве я занимался футболом, самбо, но после армии времени на спорт не стало: появилась семья, которую надо было кормить. Чем только ни занимался - работал на стройке инженером по технике безопасности, ходил в моря на крабалове…

 - На крабалове?..

 - Да. Я родился и вырос на Сахалине, жена тоже оттуда. В общем, на несколько лет я отошел от спорта и стал замечать, что  теряю форму. Прихватывало спину, побаливали суставы, все-таки климат  на острове суровый. Разве это хорошо в 27 лет?

Как-то в местной газете прочитал, что у нас в городе (я сам из Корсакова, это портовый город на юге Сахалина) есть инструктор по айкидо, обладатель третьего дана, и я загорелся. Еще пацаном засматривался фильмами со Стивеном Сигалом, нравились динамичные схватки, необычная техника поразила меня, потом узнал, что это айкидо, а сам Сигал -  обладатель седьмого дана, он действительно мастер, долгое время жил в Японии. Но когда я был подростком, на Сахалине айкидо никто не преподавал. И вот наконец появилась возможность. Так я оказался в  секции, куда ходили взрослые ребята, всем уже за 20 лет, поэтому чувствовал  себя в своей тарелке. К тому же у меня было спортивное прошлое, быстро влился в процесс.

 - Это было похоже на кино?

 - Нет.  Чтобы показывать такую технику, как Стивен Сигал, нужно пройти долгий путь. Это я понял с первых тренировок. К тому же зритель хочет видеть экшн, динамику, зрелищные поединки, а новичку сначала нужно научиться правильно стоять, падать, передвигаться на татами… Мне очень понравились отточенные движения инструктора, легкость, с которой он скользил по татами и совершал броски.

 

Начать никогда

не поздно

- Айкидо очень красивое боевое искусство, поединки с боккеном (деревянным макетом японского меча) и палкой (дзё) завораживают. Читала, что постепенно достигается гармония духа и тела.  Но, наверное, изначально в айкидо приходят за хорошей физической формой.

 - Конечно, идет развитие абсолютно всего тела. Человек приобретает выносливость, гибкость, координацию, разрабатывается вестибулярный аппарат. Если спортсмен выкладывается на татами, то это будет хорошей кардиотренеровкой, как если бы он пробежал несколько километров. Дети тренируются больше часа, и я даю нагрузку на всё тело. Часть занятий проходит в игровой форме. Добавлю, что у нас занимаются как мальчики, так и девочки. В айкидо сила, рост и возраст не имеют значения, поэтому в паре могут спокойно работать мальчик с девочкой.  Я вижу, что девчонки часто выполняют техники даже лучше. 

- Я видела среди ваших учеников солидных зрелых мужчин, некоторые даже убеленные сединами.

-  Работать со взрослыми я начал даже раньше, чем с детьми. В 2013 году  переехал в Хакасию и сразу стал тренировать в клубе в Абакане. С февраля 2014 года начал свою практику в Черногорске, арендовал зал. Сначала у меня была только взрослая группа, потом стали приходить дети. Сейчас у нас занимаются две детские группы (младшая и средняя) и одна старшая. В прошлом году создал Федерацию айкидо.

Часто люди звонят и спрашивают: «Мне 25 лет, я не старый для айкидо?» Нет, к нам прийти никогда не поздно. Главное, найти в себе силы. Все, кто ходит сейчас во взрослую группу, начинали заниматься с нуля. Поначалу всем тяжело, иногда люди раскачиваются месяц-два, моя задача – развить за это время мышечную память, научить двигаться, кувыркаться. Ко всем стараюсь найти подход.

      Одному моему ученику далеко за 50. Сейчас он живет в Абакане, три раза в неделю приезжает в Черногорск, но когда только начинал, жил в Краснотуранске и ездил оттуда! На одну тренировку уходило четыре часа, он приезжал домой поздним вечером, почти ночью, и это продолжалось два года. Мне было интересно, когда же он сломается, но он не сломался. Сейчас продолжает заниматься, у него второй «кю». Через год-два заработает черный пояс. Это достойно уважения. Я тоже когда-то в течение четырех лет ездил  из Корсакова в областную столицу Южно-Сахалинск, это 36 км в одну сторону. К 12 ночи добирался домой.

Кстати, сейчас у меня новая ученица, это жительница нашего города, и ей за 30.

 

Путь к гармонии духа

- Айкидо отличается от других видов единоборств тем, что это несоревновательный вид боевого искусства, у нас нет  турниров и чемпионатов.

 - Как? Совсем?

 - Совсем. Основатель айкидо Морихэй Уэсиба  исключил  полностью стремление побеждать на татами, люди, приходя в додзё-зал, не должны чувствовать противостояния между друг другом. Дух соперничества не приемлем для нас. Айкидо – это боевое искусство, сочетающее древние техники борьбы и самообороны с философией гармонии духа. Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов и обозначает «путь к гармонии духа». Здесь нет жестоких ударов, все приемы основаны на том, чтобы освободиться от захвата или уйти от любой атаки без причинения большого вреда здоровью нападающего. Главное дать понять  атакующему, что его действия бессмысленны. Всё  направлено на подавление агрессии, разрушение атаки.

Детям я всегда говорю, что нападать недопустимо, пресекаю малейшие конфликты в зале, а вообще система айкидо так выстроена, что агрессии проявиться негде. Нет жестких атакующих действий, атаку мы имитируем, обыгрываем ситуацию, чтобы продемонстрировать свои навыки и отработать технические действия.  У нас в арсенале нет техник, которые можно использовать против и во вред человека. Это в чистом виде самооборона. Вот почему айкидо, которое еще называют боевым искусством «мира», особенно актуально в нашем агрессивном обществе. Кстати, среди моих воспитанников многие учатся в музыкальной или художественной школе, театральных студиях, эти дети не могут заниматься жесткими видами единоборств в принципе, но у них есть желание быть здоровыми и сильными.

- Как же понять, что ты перешел на новый уровень? Для многих состязания, победы – показатель трудной работы в зале.

 -  Всем, кто жаждет настоящих поединков, я предлагаю попробовать другие боевые виды единоборств. Наши спортсмены проходят только аттестационную программу, по прошествии определенного времени и дети, и взрослые сдают квалификационный экзамен. У детей аттестация начинается с 12 «кю», у взрослых с 5 «кю», это ученические степени, далее испытание на черный пояс и присвоение  первого дана. Наивысший уровень мастерства в айкидо, которого можно достичь, это восьмой дан.

Взрослые, которые приходят заниматься «для себя»,  позже хотят видеть результат своей работы, который выражается в «кю» и «данах». После сдачи экзамена на первый дан айкидоист получает также «будо-паспорт» – это документ, который выдается официальной международной федерацией айкидо тем, кто достиг уровня черного пояса. Но черный пояс не вершина мастерства, это лишь начало пути. У меня второй дан, и я продолжаю учиться, езжу на семинары в Новосибирск, Красноярск, Москву.  Мне это необходимо для саморазвития.  Знаниями, которые я впитываю от мастеров из Японии и Европы, стараюсь сразу делиться с учениками.

 

Нет предела совершенству

- Видела вас на тренировках в длинной самурайской юбке.

- Это хакама – широкие длинные штаны, деталь традиционной самурайской одежды, её носят только те, кто дошел до первого дана. Некоторые новички хотят надеть хакаму сразу, но уровня этого достигают только лет через пять после начала занятий. По сути это обычная тренировочная одежда, но сейчас она приобрела некий статус.

По себе знаю, что когда надеваешь хакаму, айкидо раскрывается по-другому, движения становятся более плавными.

- А вообще со временем меняется отношение к айкидо?

 - В результате многолетней практики я убедился, в айкидо нет конечной точки развития, дойдя до которой, можно утверждать, что ты познал это искусство в совершенстве. Настоящий мастер учится всю жизнь.

Я практикую айкидо уже 14 лет и не раз находил новое понимание известной, много раз отработанной техники.  Многое нельзя объяснить, к этому нужно прийти самостоятельно. Айкидо - это путь, которому нет конца.

Иногда и мне сложно двигаться вперед без остановок.  Когда еще был учеником, часто нападала лень перед тренировкой, но все это отпадало, когда надевал кимоно и выходил на татами. Во время занятий отключаешься от повседневных проблем, забот, которые накопились за день. Полтора часа ты существуешь в своем собственном мире, разряжаешься. Наверное, это и есть эмоциональная гармония.

Сейчас я получаю удовольствие и от практики, и от общения с людьми. Мне интересно учить человека тому, что сам умею, мне приятно идти по этому пути с настоящими единомышленниками и ценителями айкидо.

      Анастасия ХОМА, фото из архива Антона Заянц 

«ЧР» № 46 от 23 июня 2020г.

 

Новости по теме: