История одной семьи. Как прадед с поля боя вернулся, или Каска, медальон и любимые фильмы

Дата публикации: 26.05.2020 - 15:05
Просмотров - 656

Иной раз в размеренное, обыденное течение жизни  вдруг ворвётся нечаянный порыв, заставит вздрогнуть, как  от захлопнувшихся с грохотом окон… И станет началом чего-то нового, не такого, как раньше.

Такой встряской для семьи Кирпичёвых стало известие о том, что группа поисковиков нашла под Смоленском прах Никифора Кузина, молоденького солдата Великой Отечественной, погибшего в бою за одну из многих, многих высот.

Как это событие легло на душу, как повлияло на всю семью, от мала до велика, рассказывает правнук Никифора Кузина, отец  двух детей,  начальник смешанного участка добычного комплекса разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» Андрей Кирпичёв.

- Одиннадцать  лет назад в военкомат по Усть-Абаканскому району пришло извещение от поисковиков из Смоленской области – мол, нашли на поле сражения прах  прадеда Никифора Кузина, а теперь вы отыщите его родных. Отыскали без труда. Столько было эмоций, воспоминаний, когда родню облетела нежданная весть. Такое ощущение, что соприкоснулись с чем-то настоящим, обжигающим… И будто приблизилась та война.

- Что было известно о прадеде до того, как был найден его прах?

- Только лишь, что в 41-м он пропал без вести. А где, при каких обстоятельствах, что случилось – откуда нам было знать?

Прадед с прабабушкой поженились перед войной, как тогда говорили, он «взял» жену с четырьмя детьми, четырьмя девчонками. Жили в Идринском районе.  В 41-м, когда прадед погиб, ему было… всего-то 27 лет.

Как рассказали поисковики из Томска (преклоняюсь, настоящие патриоты, люди, не жалеющие  сил и времени на дело, восстанавливающее историческую справедливость, семейные ценности), картина в ходе раскопок предстала реальная и понятная. Прадед с напарником  держали высоту. Никифор был пулемётчиком, напарник, судя по всему, подавал ему боеприпасы.

Однако и в ответ летело. В их окоп попал немецкий снаряд, солдат «накрыло». Помощника нашли под землёй чуть выше, чем прадеда, он лежал под слоем земли сантиметров в сорок, прадеда завалило сильнее. Не знаю, этот ли факт повлиял на сохранность содержимого солдатских медальонов, однако когда вскрыли капсулу напарника, бумага с его именем и данными, откуда призывался, разрушилась, рассыпалась от попавшего воздуха на глазах. А записку прадеда прочитать удалось, она неплохо сохранилась, хоть прошло так много лет с момента, когда была написана и спрятана… конечно, в надежде, что никому не пригодится и всё будет хорошо.

Забирать останки отправился мой дядя. Там встретили, показали видеосъёмку раскопок. Отдали каску, в которой нашли солдата, его сапёрную лопатку, а ещё - наконечник от противотанкового орудия. Всё это он привёз троюродной бабушке. Кстати, медальон заламинировали, хранится для потомков как самая главная ценность семьи.

Презахоронили прах в 2010-м, когда на День Победы валил снегопад, на Усть-Абаканском кладбище. А ещё имя прадеда внесли на мемориальную доску комплекса в честь воинов Великой Отечественной в Усть-Абакане.

- Привезли, перезахоронили – что означал именно для вас этот факт?

- Мой дед по отцовской линии – из детдома. Как таковых участников боевых действий я не знал. И хоть чтил День Победы, всё-таки это был праздник, за которым наблюдал  вроде как со стороны. А с того момента, как нашли прадеда, для меня день 9 мая окрасился совершенно новым смыслом. Постоянно езжу на могилу прадеда, беру с собой  сына, которому шесть лет, он уже ждёт, что поедем «к прапрадедушке».

- А как маленькому рассказать о войне?

- Тут, пожалуй, не столько слова важны, как собственное отношение к теме. Мы с женой Катей любим смотреть военные фильмы, и Семён – с нами. Кстати, наряду с современными пересматриваем и старые картины, не цифровые, а те, что реально передают дух сороковых, того дымного времени. Недавно пересматривали «В бой идут одни старики»… Сёма понимает, что к чему, на уровне «наши» и «враги». Станет подрастать – разберётся в тонкостях, не сомневаюсь.

Вместе с ним смотрели и один из новых фильмов, «Т-34». Я, конечно, комментировал происходящее на экране и наблюдал за Сёмкиными глазами, за реакцией. Считаю, что от столь серьёзной темы беречь, ограждать  детей не надо. Они всё поймут правильно, надо, напротив, будить интерес к историческим событиям, чтобы был резон, подрастая, читать правильные книжки, «копаться» в теме, становиться настоящим человеком.

Чуть позже мы поговорим с сыном вот о чём: прадед, когда погиб, был очень молодым. Жить хотелось, любить, дома быть, работать, а не стрелять по людям и не прятаться по окопам. Однако есть слово «надо» и есть много других слов, обязательных для мужчин…

А пока мы с женой  сделали Семёну военную форму, он выходил в ней на прошлогодний городской праздник. А нынче учили стихи к 9 мая, Катя размещала запись в соцсетях – мальчишка старался!

Я за то, чтобы он знал о военных событиях, помнил о пережитом старшим поколением, ценил, знал.

Теперь 9 мая – наш общесемейный праздник. Семья большая, и с тех пор, как здесь появилась могила прадеда, стали собираться, связь друг с другом стала крепче.

- У вас на предприятии военная тема тоже звучит очень громко, ярко. Хотя, как говорится, могли бы только прямыми обязанностями заниматься!

- Это зависит от людей, их настроя на восприятие событий, исторических дат. У нас в коллективе – настрой максимально эффективно работать и непременно чтить важные даты, организовывать тематические производственные соревнования. Ежегодно прибавляется число техники в военной автоколонне из автомобилей и мотоциклов сороковых, у многих есть военная форма. В городе всегда ждут, когда в городском парадном строю пойдут представители разреза, когда можно будет снова со всех сторон осмотреть легендарные автомобили, отведать каши из полевой кухни. А у нас всё это делается, поскольку надо чтить ветеранов, помнить грозовое время и передавать знания детям.

Мои подрастут – расскажу о марках военных машин. Семён уже многое знает, а дочке пока что лишь полтора года…

- Об угольной династии есть мысли?

- Каждый человек – с собственным настроем, наклонностями. Пока рано говорить о выборе сыном профессии. Сейчас наша задача - развивать «малышариков» всесторонне, давать им возможность пробовать себя, искать то, что нравится.

Важно, чтобы дети знали, что такое дисциплина, спорт.

- Кстати, со скольки лет, на ваш отцовский взгляд,  было бы разумным отдавать детей в секции?

- Семёна отдал  в футбольную секцию «Академика» к Дмитрию Ефремову с четырёх лет. Тренер – человек увлечённый, важно, что он понимает особенности подхода к самым юным спортсменам и к тем, кто подрастает. В пять лет человек уже понимает, что такое команда, коллектив, сплочённость. Что футбол - это именно командная игра. И то, что тренер «возится» с малышнёй, оборачивается уверенными выступлениями мальчишек на их первых в жизни турнирах, поскольку они не чувствуют себя новичками на поле, показывают интересную игру.

- Семён против нагрузок бунтует?

- Сначала жена возила его на развивающие занятия, это было ему интересно несколько месяцев, занимался довольно увлечённо. А когда интерес пропал, решили попробовать футбол – сам давно этой игрой болею, тренируюсь и в соревнованиях участвую в разрезовской команде. Семёну мяч пришёлся по душе, стало получаться, нравиться, и теперь уже есть рычаг в воспитании – если что-то делаешь не так, лишим тренировки! Хотя это, пожалуй, так, для красного устрашающего словца выскакивает. На самом деле тренировки хороши своей регулярностью. Три раза в неделю, как положено!

- Как выкручиваетесь в вирусных условиях?

- Из-за этой напасти приходится после работы много времени уделять детям. Минус в том, что площадки закрыты, плюс –  у нас дом, есть двор «для игр и роста».

А главное – всё это когда-нибудь закончится, и мы вернёмся к прежней жизни, осмыслив, для чего были даны испытания.

- Какие  у вас самые главные принципы воспитания?

- Жена в детском саду «Колокольчик» трудится, так что нам очень повезло. Воспитание отнюдь не планшетное, комнаты завалены развивающими играми, пособиями. У ребятни каждый день часа по полтора-два полноценных занятий, от рисования до правильного произношения звуков. И всё это – не напрасно.

- Ваша роль как папы?

- Скорее, организующая, строгая. Если с детьми общаться  слишком мягко, они начинают видеть в тебе друга.  Минус такого подхода -могут сесть на шею, они это умеют! Мужское воспитание – это и тепло, и жёсткость. То и другое – в разумных пределах, естественно.

А ещё смотрю за безопасностью, чтобы всё у всех было в порядке, чтобы каждый знал границы дозволенного, не поранился.

В семье Кирпичёвых, как и во многих других, ждут очередного Дня Победы – над вирусом. Чтобы можно было просто жить, дышать, играть, радоваться и строить планы. А пока  лето, жара, счастье умещаются во дворе, в огороде, на одной из улиц Девятого посёлка, готовые вот-вот выплеснуться наружу.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото из архива Кирпичёвых

«ЧР» № 38 от 26 мая 2020г.

Новости по теме: