Прикованы к педагогической галере

Дата публикации: 14.04.2020 - 17:03
Просмотров - 6717

или О НЕОЖИДАННЫХ ПРОБЛЕМАХ

ШКОЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

- А что, разве нельзя сделать так: детей отправить в школу, школу закрыть на карантин. Я бы им кушать носила с удовольствием, всем четверым, а то у меня уже нервный тик начинается…

Из беседы родительницы с учителем

 

О достоинствах и преимуществах дистанционного обучения в эпоху всеобщей цифровизации говорилось довольно много. Среди наиболее ярких плюсов – всеобщая доступность он-лайн курсов, лекции от лучших педагогов страны, возможность ученику самому выбрать режим занятий. Словом, учись и радуйся! Однако вынужденный переход школ на удалённое образование из-за пандемии коронавируса вдребезги разнёс хрустальный замок дистанционного обучения. За небольшим исключением в тоску впали все – дети, родители, педагоги.

 

ГЛАДКО БЫЛО

НА БУМАГЕ

За годы работы в журналистике  я, пожалуй, по пальцам могу сосчитать случаи обращений родителей или учителей за помощью в решении проблем. Да и вопросы, как правило, касались либо конфликтов с руководством школы, либо с родителями детей, либо качества учебников и программы. Но с начала апреля поступило больше десятка звонков от родителей с вопросом: «Когда закончится карантин? Когда вернётся привычное обучение в школе?»

Общение с учителями показало, что и они мечтают вернуться к привычной схеме. Более того, как выяснилось, даже школьники тоскуют по обычным урокам. Забегая вперёд, отмечу, что это была единственная категория собеседников, которая не хотела скрыть свои данные. Учителя и родители просили никоим образом не упоминать их имя, фамилию, школу, мол, могут быть проблемы. Поэтому в материале вы не найдёте ни одного реального имени.

Сказать, что дистанционное обучение впервые применяется в школах,  нельзя. Опыт, правда, скромный, уже был. На удалённую систему переходили, когда вводился карантин по гриппу. Но в тех случаях, режим держался лишь несколько дней, так что испытать на себе все прелести самостоятельного обучения не успевали ни педагоги, ни ученики, ни родители.

 

РАБОТА

НА КОЛЕНКЕ

Одна из главных проблем – недостаток средств связи. Никто не может обязать родителей обеспечить каждого ребёнка личным компьютером или на худой случай, планшетом, не говоря о смартфоне. Доходы в семьях бывают разные, не каждый может позволить себе приобрести дорогостоящую технику. К тому же не все мамы и папы согласны покупать современные гаджеты из-за боязни, что ребёнок слишком много времени станет проводить в интернете, почерпнёт вредную информацию.

Более того, даже если дома есть компьютер, а к нему парочка школьников, то сложно распределить время занятий для каждого. Учитывая же, что сегодня и родители работают удалённо и им тоже необходима электронная машина, вопрос распределения времени становится крайне острым.

- У меня вся работа на компьютере, - рассказывает Илья Владимирович. – Аналогичное положение у жены. Пока сын был на каникулах, мы ещё как-то сосуществовали, делили машинное время между мной, ей и детьми, которые хотели посмотреть мультики или кино. Но последние дни недели стало очень тяжело. Нам надо работать, старшему сыну учиться, младший хочет поиграть или требует включить «Смешариков». С учётом того, что гулять на улице тоже запрещено, а телевизора дома нет, все запросы идут на один компьютер. В общем, положение, честно скажу, крайне нервное.

Да, получать задания, искать информацию, конечно, можно и с помощью телефона. Но, во-первых, он должен быть подключён к интернету. Во-вторых, работать с такими файлами – сплошное мучение и смерть глазам.

Знакомая шестиклассница на днях обратилась с просьбой помочь ей разобраться в заданиях Всероссийский проверочной работы по истории. Скинула файлы, и я попробовала их прочитать с телефона – ведь именно такой вариант предлагается детям, у которых нет компьютера. Признаюсь, это было не просто тяжёлое испытание, это стало невыполнимым заданием. Мне так и не удалось прочитать текст задания.

Когда задумывалась система дистанционного обучения, то предполагалось, что учителя и школьники спокойно будут заходить на выбранную образовательную платформу и там в он-лайн режиме получать задания, решать примеры, писать домашнюю работу, получать консультации у педагогов. На практике всё оказалось не так.

- Нас зарегистрировали на всероссийской обучающей платформе. Когда рассказывали, как там работать, всё было ясно и понятно, но дело в том, что из-за огромного количества запросов сайт постоянно виснет, - жаловалась мать четвероклассника. – По полдня мы были заняты только тем, что пытались зайти на страницу! Но потом учителя сориентировались и стали выкладывать задания на день на другом портале. Мы туда заходим, скачиваем пдф-файл, решаем задания, потом фотографируем и высылаем на проверку. Сложности с тем, что если ребёнок не понял, то объяснять должны родители. А это не всегда удаётся.

ТРЁХСМЕНКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Итак, вторая капитальная проблема, с которой столкнулось большинство участников дистанционного обучения, – неготовность интернет-площадок, нехватка мощностей серверов, плохое интернет-соединение. Но процесс-то должен продолжаться! И учителя стали изобретать новые возможности для передачи данных.

- Я решила создать гугл-диск, чтобы старшеклассники могли отправлять мне работы на один адрес, - рассказывает учительница. – Сделала, отправила всем на электронную почту адрес диска, а потом выяснилось, что огромное количество учеников не умеют пользоваться облачными хранилищами. Вообще не понимают, как с ним работать. И родители помочь не могут. В итоге они отправляют мне свои домашние задания кто куда – на электронную почту, в мессенджеры.

Те, кто работают с электронной почтой, прекрасно  понимают, что такое сотня «тяжёлых» писем. А лёгкими они быть не могут, так как задания ребята фотографируют или же вовсе снимают на видео. Ящик вскоре заполняется полностью, и ни учитель не может получить больше ни одного письма, ни ученик отправить.

А теперь представьте, как в нынешних условиях работают учителя. Скажем, педагог ведёт уроки в десяти классах. В каждом по тридцать учеников. Каждому нужно скинуть задание по электронной почте. Итого триста адресов. Но если отправку можно объединить рассылкой, то получать-то письма всё равно придётся индивидуально. То есть триста раз нажать на получение, дождаться загрузки письма, посмотреть, прокомментировать и отправить обратно.

Не удивительно, что педагоги, которые ответственно подходят к своей работе, имеют все шансы перейти в категорию пациентов, которым потребуется реабилитация вследствие хронического недосыпа и нервного истощения. Они же на самом деле сейчас спят по три-четыре часа в сутки. Ведь помимо общения с детьми, родителями, никто не отменял административную работу – заполнение электронных журналов и так далее. А прорваться на сайт с журналом дело тоже не простое – зависает!

- У меня компьютер вообще не выключается, - говорит учительница, – телефон я не выпускаю из рук, потому что не все дети могут отправить задания на почту, часть кидает через ватсап или вайбер. Плюс звонят родители, пожаловаться или проконсультироваться. Сегодня я легла спать в два часа ночи, а в восемь утра уже сидела за компьютером. И мы все работаем в таком режиме. Это ещё хорошо, что у меня нет классного руководства, тем ещё хуже приходится.

На классных руководителей падает дополнительная нагрузка – быть посредником между учителями-предметниками и учениками, у которых либо нет средств связи, либо они не умеют пользоваться. Как мне рассказывали, в таких случаях педагог собирает у родителей выполненные их детьми задания, сам фотографирует и отправляет на почту предметникам.

- Нам вчера задали выучить стихотворение, затем записать его на видео и сбросить учительнице! – поделилась ученица.

- А в скольких классах она ведёт уроки?

- Не знаю, но на нашей параллели в трёх…

Итого – около сотни видеофайлов, которых надо скачать и посмотреть. Как тут не посочувствовать педагогу!

Ещё одна проблема: когда затевали проект дистанционного обучения, организаторам не пришло в голову, что затраты учителей по-хорошему бы надо компенсировать. Ведь за месяц они наговаривают столько десятков часов и расходуют столько интернет-трафика, не говоря о бумаге и картриджах для принтера. Но нет, все эти расходы несёт учитель.

- Хорошо хоть в пандемию образовательные интернет-ресурсы стали бесплатные! – радуются учителя. -  А то до этого сами платили за использование материалов портала.

ВОВА УЧИТЬСЯ

НЕ БУДЕТ!

«Доброе утро! Вова уроки делать не будет, мы все из-за него поругались, он всем сделал нервы, ему так неудобно. В телефоне не видно, камера дурацкая, сто причин. Мы не будем так заниматься! Вот закончится в школе карантин, пусть сам занимается» - из звонка учителю.

- Надо сказать, всё же плюсы в нынешней ситуации есть. Многие родители поняли, что мы не просто так получаем деньги, что учить, объяснять ребёнку – это задача сложная. И что плохие оценки любимого сына или дочери, не наша вина, а нежелание ученика нормально учиться, - подобное заключение вынес каждый из моих педагогически образованных собеседников.

- В инстаграмме мама первоклассника написала мне: «Боже, я только теперь поняла, как мы должны беречь учителей, чтобы не болели, не нервничали, чтобы мы больше за детьми следили! Берегите себя, побыстрее выходите и учите наших детей! Мы вас ценим и любим!», - поделилась зарисовкой из жизни учительница.

- У нас сын довольно послушный мальчик, учится хорошо, ему нравится узнавать новое, но как же мы все ждём, когда снова заработает школа! – говорила мама пятиклассника. – Очень сложно с самодисциплиной – то с котом поиграть, то пойти булочку съесть, то ещё на что-нибудь отвлекается. Как-то не понял логику решения простой задачи. Объяснила ему раз – не помогает, два, три – бестолку! Четыре часа бились, думала, поубиваем друг друга…

– Родители не готовы к тому, чтобы их дети учились дома, - рассказывает педагог. - Сегодня говорила с родительницей, она заявила, что пойдёт чуть не Путину жаловаться. Мол, как это они обязаны всё делать сами?!

Родители решили, что все должно быть, как в классе, – учитель ведёт урок, спрашивает ответы, а ученики сидят на диване, смотрят в потолок и учатся. А выяснилось, что всё нужно изучать самим. В общем, оптимизма у нас ноль. При таком обучении дети практически не усваивают материал.

Уже сейчас учителя морально готовятся к тому, что за лето им придётся изрядно подкорректировать программы. Учесть: то, что не успели пройти сейчас, перенести на сентябрь. Соответственно, придётся сжать программы следующего учебного года.

- Хорошо хоть, что пандемия в четвёртой четверти началась, а не среди учебного года, - говорят учителя. – Сейчас-то основные программы уже закончены, закрепление материала идёт. А вот если бы во второй или третьей четверти такое было…

- Главное, что в результате нынешнего форс-мажора были обнаружены многочисленные проблемы, - говорит педагог с большим стажем, - и наше профессиональное сообщество очень надеется, что будут сделаны соответствующие выводы. Ведь сама по себе идея дистанционного обучения хорошая. Но если она подкреплена современными средствами связи, ресурсами, методическими разработками. Чтобы в реальности, как и в проекте, учитель без труда мог создать видеоконференцию, отработать урок он-лайн, и все бы разошлись довольные. Чтобы родители могли помочь детям, учителя с лёгкостью работали в пространстве интернета, словом, получается очень много «чтобы». Но прогресс на месте не стоит, и надо успевать за ним. Важно, чтобы работу над ошибками провели основательно, а не махнули рукой.

Валентина КОРЗУНОВА. «ЧР» №27 от 14 апреля 2020 г. Фото из свободных источников.

В тему

Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк: «Регионы сами вправе принимать решения, исходя из конкретной ситуации, но думая, прежде всего, о здоровье детей»

Министерство просвещения, проанализировав ситуацию в каждом регионе страны, направило рекомендации, содержащие исчерпывающий список мер для обеспечения образовательного процесса. Эпидемиологическая ситуация в регионах разная, поэтому у каждого субъекта Федерации есть возможность самостоятельно решать вопросы, в том числе связанные с аттестацией и окончанием учебного года. О принятом решении необходимо проинформировать федеральные органы власти.

– О полном досрочном завершении учебного года речи не идёт. Мы предлагаем школам определиться, выбрать свои варианты работы. Важно так организовать образовательный процесс, чтобы он был доступен каждому ребёнку. Для этого могут быть использованы дистанционные технологии, телевизионный обучающий формат, общение с педагогами, – пояснил Виктор Басюк.

Школы могут досрочно завершить учебный год для 1–8-х классов, но при этом материал четвёртой четверти должен быть перенесён на следующий год. Годовые оценки школы также могут выставлять в том числе по итогам первых трёх четвертей (или двух триместров). Для старшеклассников досрочного окончания года не будет.

Виктор Басюк подчеркнул, что основная задача дистанционного обучения – это получение знаний. Он обратил внимание, что такой формат предусматривает большой объём самостоятельной работы, и родителям важно организовать для детей правильный режим, сочетающий как обучение, так и отдых. Кроме того, необходимо помнить о регламентации времени за компьютером: это не 45 минут школьного урока, а 15-20 минут для начальной школы и до 30 минут для основной.

Виктор Басюк сообщил также о регламенте заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников: в этом году он будет проводиться в регионах с применением технологий шифрования, как на едином государственном экзамене, что позволит обеспечить объективность результата каждого ребёнка. Олимпиада будет проходить в аудиториях, оборудованных камерами видеонаблюдения.

Заместитель министра поблагодарил педагогов, которые смогли найти множество различных решений для проведения занятий в дистанционном формате и находятся в постоянном взаимодействии как с учениками, так и с родителями.

Пресс-служба РХ

Новости по теме: