Распутать дело, как клубок, с азартом, с интересом

Дата публикации: 09.04.2020 - 14:23
Просмотров - 2862

Марина Сайфулаева - следователь следственного отдела ОМВД России по  Черногорску - пришла на службу в 2017 году, а по итогам работы за 2019 год уже возглавила тройку лучших следователей Хакасии. Это не мистическое совпадение и не счастливая случайность. За заслуженно высоким званием «Лучший следователь» стоят кропотливый труд и просто фантастическая усидчивость молодой сотрудницы. Но это ещё не все секреты профессионального успеха 30-летней Марины. Девушка признаётся, что всегда мечтала работать в полиции, причём именно следователем.

О том, что чаяния девушки всегда были связаны со службой в  полиции, говорит и тот факт, что с 2008 года, будучи студенткой  Абаканского филиала Современной гуманитарной академии, Марина являлась членом народной дружины Черногорска, которую долгие годы бессменно возглавляет её мама - Татьяна Сайфулаева.  И вместе с мамой 18-летняя Марина, надев синий жилет с надписью «ДНД» (добровольный народный дружинник), встала в один ряд с полицейскими, оказывая содействие в охране общественного порядка на улицах в будни и в праздники, во время проведения массовых мероприятий.  При этом с мыслью во что бы то ни стало стать следователем Марина не расставалась ни на минуту.

Для привыкшей к упорному труду девушки (Марина всегда проявляла усердие в учёбе, активно участвовала в работе народной дружины, кроме того, она мама 7-летней дочери Дарьи)  заветная цель осуществилась в 2017 году.

Марина до сих пор помнит своё первое дежурство и волнение, с которым выезжала на первое преступление. Вот как она сама об этом рассказывает:

 - Это было 3 августа 2017 года. Я в составе следственно-оперативной группы выехала на кражу, совершённую с проникновением на склад. Вор похитил продукты питания и упаковку пива. Честно говоря, при осмотре места происшествия переживала, всё ли делаю правильно, боялась упустить важные детали, голову сверлила фраза, которую повторяли преподаватели во время лекций: «От качественного осмотра во многом зависит успех дальнейшего расследования». Мне тогда помог эксперт-криминалист. Это очень здорово, что в такой момент рядом оказался не просто опытный  специалист. Он знал, что тот выезд для меня был дебютом, и старался поддержать словом, делом, доброй шуткой.

Преступление было раскрыто по горячим следам. Уже в дежурные сутки передо мной сидел подозреваемый, работник того самого склада. Он был нетрезвым. Диалог строился с трудом. Но всё же мужчина признался в содеянном и рассказал, что упаковку с пивом бросил прямо в поле, а продукты питания забрал домой и съел. При этом во всём винил «проклятый алкоголь».

Несмотря на то, что та кража стала первым преступлением в служебной практике Марины, она в полной мере провела необходимые следственные действия и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства возбудила уголовное дело.

Сотрудница юстиции рассказывает, что чаще других ей приходится расследовать преступления против собственности, в первую очередь кражи. Значительная доля – мошенничества.  Марина отмечает, что едва ли не каждое второе преступление совершается путем обмана или злоупотребления доверием, при этом большая часть из них совершены дистанционно, то есть когда непосредственный контакт потерпевшего с мошенником фактически отсутствует (происходит посредством телефонной связи).

Однако однажды Марине пришлось расследовать и разбой. Преступление поразило её цинизмом налётчика:

- К пожилой женщине на улице подошёл неизвестный мужчина и попросил показать улицу, на которую ему якобы надо было пройти. На самом деле он  хотел заманить пенсионерку в безлюдное место и ограбить. Женщина без задней мысли объяснила прохожему, как найти нужный адрес. Незнакомец тем временем шёл за своей жертвой по пятам и, выбрав подходящий момент,  стал душить её, чтобы та не смогла оказать сопротивление.  Он вырвал сумку из её рук и убежал. Телефон и деньги налётчик забрал, а сумку выбросил за ненадобностью. Мы возбудили дело в отношении неустановленного лица: женщина не ожидала нападения сзади и затруднилась описать злоумышленника. Тем не менее наши оперативники установили личность и задержали подозреваемого. Знаете, самое неприятное, позже, когда он находился у меня на допросе, в его глазах даже не читалось раскаяние. А ведь речь шла о пожилой женщине, которая ему в матери годится!

А ещё Марину искренне удивляет, почему люди наступают на одни и те же грабли. Например, один из подозреваемых, с которым работала сотрудница, в сентябре 2017 года, проникнув через окно в частный дом в Девятом посёлке, похитил телевизор, за что был осужден и отправился в места лишения свободы. Через два года вышел на волю и меньше чем через два месяца после освобождении снова украл телевизор, проникнув в чужую квартиру через окно.

Меня почему-то всегда интересовал вопрос, бывают ли в практике следователей ситуации, когда морально хочется встать на сторону подозреваемого. Пользуясь случаем, задала  этот вопрос Марине:

- У меня в производстве находилось дело о краже. 19-летний черногорец из гаража во дворе дома по улице Рабочей, взломав замок входной двери, похитил уголь общим весом более 200 кг. Сумма ущерба потерпевшей составила около тысячи рублей. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска установили личность и местонахождение подозреваемого, которым оказался житель этой же улицы. Оказалось, парень обратил внимание на привезённый уголь, приметил, что прицеп с топливом был помещён в гараж и решил похитить его, чтобы отапливать свой дом, в котором проживает с семьёй.  За кражу попал под уголовное преследование. Это преступление тогда вызвало резонанс, мол, парень хотел согреть свою семью в морозы….. Наверное, в подобных ситуациях испытываешь какое-то сочувствие к подозреваемым. Однако тот самый парень уже имел судимости. При этом уголь он воровал у старушки, которая сама едва сводит концы с концами. И это обстоятельство изменило состояние сострадания на осуждение. Словом, симпатии чаще всего, конечно же, на стороне потерпевших, ведь они стали жертвой преступного посягательства. Это в их спокойную размеренную жизнь ворвался вор или грабитель, причинив не только материальный ущерб, но и моральные страдания. В особенности возмущает поведение мошенников, которые спекулируют на человеческом доверии. Особо обидно за пожилых людей, ведь они действительно почти всему и всем верят. Из-за каждого цинично обманутого старика в душе поднимается волна негодования и хочется, чтобы наказание для аферистов было самым суровым. Однако даже когда злоумышленник - мошенник, вор или любитель распустить руки - оказывается у тебя на допросе, здесь надо суметь «отключить» эмоции, ведь главное в профессии следователя - беспристрастность.

Я спросила у Марины, меняет ли служба мировоззрение, жизненные установки и вообще, как следователь должен относиться к работе, к чему должен стремиться:

- Кто-то говорит, что надо быть черствее и не пропускать через себя уголовные дела.  Другие считают, что если дело не прочувствовать каждой клеточкой души, то не получится объективно расследовать. На мой взгляд, каждая ситуация всё равно проходит через тебя, вместе с тем не стоит принимать её слишком близко к сердцу. Каждое дело - это новый и полезный  с точки зрения профессиональной и человеческой опыт.

Алена ТОТОРОВА, фото автора/ "ЧР" №26 от 9 апреля 2020 г.

Новости по теме: