Школа сетевой грамотности от 31 марта 2020г.

Дата публикации: 01.04.2020 - 11:40
Просмотров - 615

Уважаемые читатели «ЧР», вот-вот нашей рубрике «Школа сетевой грамотности» исполнится год и три месяца. За это время мы опубликовали около сотни историй мошенничества в сети интернет и с банковскими картами. Подробно объясняли, какие действия вам нельзя совершать ни в коем случае, если вы не хотите лишиться своих денег. Но, увы, по-прежнему многие горожане попадают в лапы аферистов. К тому же последние не дремлют, преступники изобретают всё новые способы обмана. О них – в  очередном выпуске нашей «Школы».

ВАС БЕСПОКОЯТ

ИЗ БАНКА

Подавляющее большинство мошенничеств, связанных с хищением средств с банковских карт, начинается с фразы по телефону: «Здравствуйте, вас беспокоят из банка…»

Обратите особое внимание – сотрудники банков никогда не звонят по телефону, чтобы сообщить об угрозе безопасности вашего счёта! Услышав такую фразу, насторожитесь – и ни в коем случае не выполняйте указаний телефонного собеседника, если он попросит продиктовать данные карты, три цифры CVV или коды из смс-сообщения.

Итак, однажды именно такой фразой начался разговор по телефону с жительницей Черногорска. Неизвестный сообщил, что, будучи сотрудником банка, он обеспокоен фактом мошеннического списания средств с карты женщины. Впрочем, можно успеть предотвратить потерю, если держательница карты срочно переведёт свои деньги на номер телефона, который продиктует ей «банковский служащий».

Как итог – минус тридцать тысяч на счёте, возбуждено уголовное дело, и туманные перспективы вернуть деньги.

Аналогичный случай произошёл с ещё одним жителем города. Мужчине также позвонил «сотрудник службы безопасности» и посоветовал перевести средства на «резервный счёт банка», чтобы спасти их от мошенников. В результате черногорец лишился 45 тысяч рублей.

Важно – запомните, даже если вас обманом вынудили перевести средства, с точки зрения закона вы это сделали добровольно, а значит, банк не несёт ответственности и не должен возвращать вам пропавшие деньги.

Совет – если вам поступил такой звонок, лучше всего сразу прекратить разговор, не вступая в беседу. Ведь мошенники, как правило, обладают хорошо подвешенным языком и способны убедить даже не слишком доверчивого человека. Если же волнение столь велико, что никак не можете успокоиться, сами позвоните в банк или сходите в офис.

 

ПОМОГИТЕ ПОЙМАТЬ МОШЕННИКОВ

С довольно оригинальным методом сетевых аферистов столкнулась семнадцатилетняя горожанка.

Начало беседы было тривиальным, мол, беспокоит сотрудник банка, но затем последовало неожиданное продолжение, мол, девушка, только вы можете помочь нам разоблачить воров среди банковских служащих.

Ведь среди сотрудников есть такие, которые  преступным путём списывают средства со счетов ничего не подозревающих граждан! Словом, вся надежда на сознательность девушки, которая поможет вывести на чистую воду злодеев. А надо для этого не так много, всего-то сообщить коды и пароли в смс-сообщениях.

Вместо наказания предполагаемых жуликов наказана была девушка, со счёта пропали семь тысяч рублей. Обманутая рассказала обо всём маме, и они отправились в полицию. Что примечательно, обе горожанки хорошо знали, что существуют подобные мошенники, слышали об этом в СМИ, говорили с полицией. Но когда пришлось лично столкнуться с аферистом, осторожность отступила.

Важно – ещё раз повторим, сотрудники банка не звонят клиентам по внутренним делам финансового учреждения. Как правило, единственное легальное предложение, которое поступает от сотрудника банка по телефону, – это особые условия получения кредита. Впрочем, для пользования бонусом всё равно необходимо лично обратиться в банк.

 

НЕ АНТИВОР,

А ВОР РЕАЛЬНЫЙ

Ещё один способ обмана успешно опробовал на доверчивой горожанке некий абонент московской телекоммуникационной компании.

Вновь «звонок от сотрудника банка», предупреждение, что прямо сейчас со счёта женщины мошенники могут списать средства, но для того, чтобы предотвратить кражу, достаточно установить специальное мобильное приложение, и «антивор» не позволит совершить незаконную трансакцию. Установка программки дело быстрое, надёжность, как в швейцарском банке. 

О результатах использования неизвестного приложения можно догадаться сразу – минус 25 тысяч рублей со счёта и обращение в полицию с надеждой, что мошенника найдут.

Врио начальника следственного отдела полиции Черногорска Дмитрий Иванов предупреждает: «Это ещё один вид мошенничества. Вам звонят, спрашивают, каким устройством вы пользуетесь, и предлагают установить приложение, которое якобы защитит ваши средства. На самом деле при установке приложения мошенники получают полный доступ к вашим счетам. В связи с этим полицейские настоятельно рекомендуют прекратить разговор, не соглашаться на установку приложений, не переходить по предлагаемым ссылкам. Все возникающие вопросы, которые касаются банковских карт и счетов, следует решать непосредственно в банке».

 

60 ТЫСЯЧ НА ВЗЯТКУ ИНСПЕКТОРУ

Несколько лет назад был популярен сценарий телефонного развода, когда звонил якобы родственник или близкий друг абонента и рассказывал душераздирающую историю, мол, попал в ДТП или задержали инспекторы ГАИ. Чтобы решить дело миром, без возбуждения головного дела или составления протокола, который обернётся серьёзным штрафом, нужно дать сотруднику  взятку, для этого мама-папа-жена должны срочно бежать к банкомату и перевести деньги на такую-то карту. 

Сейчас старая схема уже вряд ли сработает, люди стали осторожнее к подобным сообщениям, зато появилась модификация, на которую клюнула жительница Черногорска.

Женщине позвонил некий человек, представился близким родственником и рассказал, что его только что задержал гаишник, да вот беда, он выпил спиртного, а так как без водительских прав ему никак, то нужно срочно дать взятку в 60 тысяч рублей. Словом, добросердечная женщина тут же перевела указанную сумму на продиктованный номер счёта, и только после этого позвонила родственнику, убедиться, что всё закончилось хорошо.

А ведь за несколько дней до происшествия к женщине домой приходили полицейские, объясняли, что сейчас происходит много мошенничеств с банковскими картами. Кстати,  что дача взятки также является уголовно  наказуемым деянием.

Руководитель следственного отдела ОМВД России по г. Черногорску Анна Садовая отмечает: «Мошенники пользуются эмоциональным состоянием жертвы и действуют настолько стремительно, что человек не успевает опомниться и критически оценить ситуацию. Вот почему, если   звонящий, кем бы он ни представился, требует от вас деньги, знайте, что с вами наверняка разговаривает мошенник. В подобной ситуации незамедлительно положите трубку и перезвоните  человеку, который якобы попал в беду».

 

УСПЕШНЫЙ РОЗЫСК АФЕРИСТА

Один из способов виртуального мошенничества связан с попытками людей оформить кредит через интернет на особо выгодных условиях.

В конце января горожанка нашла в интернете кредитную организацию и отправила заявку на получение займа. После этого ей позвонил мужчина, который представился служащим банка. Он пояснил, что для получения кредита нужно заплатить страховую сумму в размере более 14 тысяч рублей и продиктовал номер счёта. Женщине пообещали, что запрашиваемая сумма будет переведена на карту.

Однако деньги не пришли, а абонентский номер «банковского сотрудника» оказался недоступен. Поняв, что стала жертвой обмана, жительница города обратилась за помощью к стражам порядка. По факту мошенничества было возбуждено уголовное дело.

Сотрудники полиции приступили к поиску мошенника, и на днях стало известно, что удалось установить причастность к преступлению 27-летнего жителя Новосибирска. Расследование уголовного дела продолжается.

Анна Садовая подчёркивает: «Подобные преступления относятся к категории трудно раскрываемых, ведь в таких случаях, как правило, номер телефона регистрируется на одного, банковская карта - на другого, а человек, который завладел денежными средствами, вообще находится не известно где. Поэтому надо помнить – никаких переводов средств на неизвестные счета, никакой передачи личных данных неизвестным лицам».

Подготовила Анна КОРПЕНКО,

при содействии ОМВД     Черногорска

 «ЧР» № 23 от 31 марта 2020г.

Новости по теме: