Любовь к гире… с крейсера «Калинин»

Дата публикации: 01.04.2020 - 11:34
Автор:
Просмотров - 10101

Недавно на всю Хакасию прогремела новость: 16-летний черногорец Федор Жибинов стал чемпионом России по гиревому спорту, причем трижды – в рывке, в толчке и длинном цикле. Он вошел в сборную России, собирается в Данию на первенство Европы, запланированное на конец июня.

На чемпионат России Федя ездил с отцом и братом, которые не просто поддерживали его по-родственному, Василий Васильевич и Кирилл его тренеры, и теперь в семье хранится не только медаль Федора, но еще одна – тренерская, она даже больше и тяжелее, чем чемпионская, потому что тренерский труд переоценить невозможно. Впрочем, Жибиновы  считают, что талантливый спортсмен в любом случае выйдет на нужный уровень, неважно, какой наставник рядом.  Важно, готов ли он к работе, трудной, ежедневной, до седьмого пота.

Не только о том, как воспитать чемпиона, но и успешного и счастливого человека, -  наш разговор с Федором, Кириллом и их отцом Василием Васильевичем Жибиновыми.

 

Василий Васильевич

 - Когда гиря стала членом вашей семьи?

 - Любовь к гиревому спорту мне перешла от отца, ветерана Великой Отечественной, с 43-го по 50-й год он служил на Тихоокеанском флоте старшим комендором орудия, ходил на крейсере «Калинин», на котором в сентябре 45-го плыли принимать капитуляцию  Японии все главные  военачальники. Он рассказывал, что гиря была для них главной забавой, помогала поддерживать форму в стесненных условиях. Поэтому по приезду в Черногорск отец первым делом купил гирю, рассказывал, как вез её в автобусе. Какой-то недовольный пассажир пнул сумку ногой и чуть не взвыл от боли. Когда я просил отца показать какие-нибудь упражнения с гирей, он с радостью откликался. Любил упражнение «рывок». В 50 лет рвал «тридцатидвушку». 

 А я, будучи школьником (с 13 лет до самой армии), занимался греко-римской борьбой на стадионе «Шахтер». Всегда в спортзале находилась гиря, которую вместе с брусьями, турником и лестницей на трибунах, использовали для занятий общей физической подготовкой.

- Значит, когда сыновья появились на свет, у них не было шансов пройти мимо гири?

 - Нет, в доме всегда было несколько гирь разного веса – две по 16 кг, две по 24, две по 32. Спасибо супруге, она никогда не ворчала по этому  поводу, даже когда во время уборки сама тягала их с места на место.

       Говорят, если хочешь, чтобы ребенок полюбил читать, в доме всё должно быть заставлено книгами. А я сделал всё, чтобы дети на каждом шагу спотыкались о спортивный инвентарь – гири, гантели, эспандеры, турники.

 - И сыновья никогда не сопротивлялись?

 - Кирилл немножко бунтовал, когда был подростком.

 - Но вы нашли аргументы? Или подключали ремень?

 - Нет! Аргументы одни – собственный пример. И главное, здесь регулярность. А начинать тренировки можно и с двух лет. Между сыновьями разница 14 лет. Когда Кирилл уже вовсю занимался, у Федора было любимое занятие перевернуть гирю, засунуть туда игрушку и поставить. И хоть на нашу секцию по стандартам приводить детей нужно с 10 лет, своих детей я начал тренировать раньше, потому что они всегда были со мной в спортзале. 

Василий Васильевич тренировал не всегда. Его трудовая книжка пестрит записями. Одно время он работал в исправительной колонии для туберкулезных больных, где его отмечали как ценного и перспективного сотрудника, была вероятность дослужиться до генерала, однако карьере он предпочел семью:  Кириллу в детстве нужна была постоянная забота. Из колонии он уволился и устроился охранником с удобным графиком. 

 

- Но теперь вы понимаете, что такие жертвы были не зря?

 - Конечно, о генеральских погонах не жалею. Жизнь же не только деньгами измеряется, а скорее, достижениями детей, их благополучием.

 

Родители Кирилла и Федора вместе уже больше 25 лет, познакомились еще будучи школьниками. Ольга Геннадьевна ждала Василия Васильевича из армии (он служил в особом батальоне по охране горного Улан-Батора), училась в политехническом институте, потом уехали по распределению в Юргу, там родился Кирилл. Теперь помогают воспитывать внука – пятилетнего Тимофея. Ему дед тоже не дает полежать на диване. А еще недавно в семье Жибиновых появилась маленькая девочка – у Кирилла и его супруги 9 месяцев назад родилась дочка.

 

Кирилл

Кирилла Жибинова многие в городе знают, как успешного спортсмена и тренера по гиревому  спорту. Не верится, что он, обаятельный, стройный, как с картинки, не всегда был таким: родители и сам Кирилл долго боролись с заболеванием, лишним весом. Всё исправил спорт.

 

 - Лет до 12 я себя помню только с папой. Я ходил за ним, как хвостик – на работу, на соревнования.  Лет с 6-ти он стал мне показывать фильмы с Джеки Чаном, Ван Даммом и говорить: «Чтобы стать таким же сильным, надо заниматься спортом, не пить, не курить, а если ты тренируешься и при этом не отказываешься от алкоголя, то делаешь шаг вперед, два шага назад». Отец научил мня расслабляться и радоваться жизни без алкоголя. Мне 29 лет, у меня двое детей, и ни разу я не пробовал спиртного – ни на выпускном, ни на свадьбах, ни на Новый год. Это позволяет мне избежать неприятностей, глупых выходок, а в компании ко мне уже никто не пристаёт, знают, что я веселый и без «допинга». Посмотрите, сколько у нас пивнушек и сколько спортивных залов…

- Поднимать тяжести врачи не запрещали?

 - Запрещали,  но родители посчитали, что спорт мне необходим. Я недолго проходил на карате, но там оказалось очень жестко, сбегал с занятий. Тогда отец привел меня в «Сибиряк», в зал тяжелой атлетики. Первые полгода я просто ходил за компанию, он тренировался, я бегал вокруг, брал с собой игрушки.. Но потом меня поймал тренер по штанге Петр Григорьевич Плахута. Я попробовал, шло тяжело … Но у отца не было мечты, а у тренера задачи сделать из меня чемпиона. Папа хотел, чтобы я был здоровым, потому таскал меня на пробежки – хоть в холод, хоть в дождь - на футбольные матчи в исправительную колонию, где он тогда работал. Сначала я злился на всё это, но проиграв на первых соревнованиях, переосмыслил свое поведение, понял, что действительно я часто на тренировках валяю дурака. С тех пор уже не подстраивался под отца, который ходил в зал один раз в неделю, а шел на занятия сам через день. Больше года понадобилось мне на осознание себя в спорте, хотя я с детства видел, насколько увлечен спортом папа.

 - А своего маленького сына ты тоже берешь с собой в спортзал?

 - Да! Первый раз пришлось взять Тимофея с собой, когда он еще ползал.  Сейчас он чувствует себя в спортзале свободно, не пугается звуков железа. И дома у нас турники, игрушечные гантели, играем постоянно в мяч. Как только он стал говорить, уже без запинки отвечал на вопрос «Что нужно, чтобы быть сильным?»: «Спортом заниматься, кашу кушать и маму слушать». А какой вид спорта он выберет, не знаю, пусть сам решает. Сейчас пробует силы в футболе, сначала не получалось. Мне даже говорили, что это бесполезно.

 

Кирилл тренирует юных спортсменов уже 6 лет, гирю пытаются покорить под его руководством 30-40 детей, глядя на которых он уже научился определять, какой стратегии воспитания придерживаются родители: кто-то из ребят халтурит, торгуется за каждый подход, другой молча выполнит задание и еще попросит.

 

 - Отсев у нас очень большой. Отец тренирует 8 лет, за это время через секцию прошло, наверное, больше тысячи детей. Из сотни ребят, которые пробуют себя, только десять останутся заниматься гиревым спортом серьезно, - рассказывает Кирилл. – Важно найти свой вид спорта... Удивляет только, когда дети не приходят на тренировку, потому что маме некогда их везти… Я ходил  в «Сибиряк» с Аэродромного поселка пешком, начиная с 14 лет, когда мы туда переехали. Сейчас Федор тоже ходит, потому что автобусы в тот район ездят плохо. В итоге на тренировку вместе с дорогой уходит по четыре часа. Конечно, со школой это сложно совмещать, но мы не жалуемся. Родители всегда воспитывали в нас самостоятельность. Первую свою зарплату я получил в 17 лет. Тогда отец работал на мебельной фабрике стекольщиком, устроил меня грузчиком. Я подрабатывал, тренировался и учился заочно в Красноярске. Поэтому нам дико слышать от родителей просьбу сильно не нагружать ребенка. Иногда родительская любовь может сыграть злую шутку: недавно ко мне привели 14-летнего мальчика, который весил 158 кг, сейчас он уже 115 кг. Чувствует себя хорошо, ездит на велосипеде, катается на скейте.

 

Федор

Федя пошел в школу в 6 с половиной лет – специалисты дали добро – и сразу стал пробовать себя в качестве спортсмена, сначала ходил в секцию дзюдо, но что-то пошло не так: то ли не подошел этот вид спорта, то ли нагрузка на мальчишку оказалась великовата, но от занятий пришлось отказаться - сильно уставал, часто кружилась голова. Василий Васильевич не настаивал на дзюдо, предложил поднять гири.  Стало получаться! Через восемь лет Федя стал чемпионом России.

 

 

Кажется, страсть к гирям оказалась у него в крови, потому что заставлять его идти в спортзал не нужно.

 - Он был еще совсем маленьким, когда я заметил, что он поднимает гантели, причем правильно. Спросил, кто его научил, Федя ответил: «Никто, я смотрел, как ты поднимаешь», - вспоминает Кирилл. - Я старался быть для него примером,  хорошим старшим братом. Удивлялся только, насколько ему легко всё дается, в отличие от меня. Потом мы с отцом прочитали исследование, что в спортивной семье младшие дети всегда талантливее старших. Папа имеет первый спортивный разряд в гирях, он был чемпионом города. Меня он смог вывести на уровень кандидата в мастера спорта, я выигрывал чемпионаты Хакасии. Брат стал чемпионом России, думаю, у него получится стать мастером спорта международного класса.  Во всяком случае у него не только хорошие ресурсы здоровья, но и трудолюбие, вера в свои возможности, отсутствие жалости к себе, то есть чемпионские качества.

       Из последних достижений Федора – победа  в спортивном фестивале «Пауэр шоу», который проводится в Красноярске второй год подряд.

 - В прошлом году Федя стал восьмым из 16 участников, я обещал ребятам, что мы вернемся через год за победой. Многие снисходительно улыбнулись, но Федор, самый младший и легкий из всех (все выступают в одинаковых условиях), сумел стать лидером: за 10 минут он поднял две гири весом 24 кг 82 раза, - с гордостью рассказывает Кирилл.          

Планы у нашего юного чемпиона - поступить в Челябинск, где сильная сборная гиревиков, туда его лично зовет Иван Денисов, мастер спорта России международного класса по гиревому спорту, многократный чемпион и рекордсмен России, Европы и Мира.

  - Я только в начале пути, на первой ступени, но моя мечта не только большие победы, но и развитие нашего спорта в России, - говорит Федор. - Нигде в стране нет зала гиревого спорта. Несколько лет назад в Черногорске вообще не было такой секции, первую гирю в «Сибиряк» принес из дома отец. Теперь посмотрите, какой арсенал в зале! 80 гирь! Думаете, кто закупил их? Папа! Он тратил несколько лет собственную зарплату на это, одна гиря стоит 4-5 тысяч рублей. Брат с отцом даже кредит брали, чтобы прибрести сразу комплект. Некоторые снаряды принесли люди. Теперь в зале могут тренироваться и взрослые спортсмены, и дети. Старые советские гири нам уже не подходят: ядро другое, расстояние между душкой и телом гири. Это влияет на технику. 

 - Надо,  чтобы ребенок умел летать, а не был курицей домашней, уткой или индюком! – подытоживает Василий Васильевич. - Помню, еще когда работал в колонии, среди преступников проводили тестирование. Одним из вопросов был «Занимались ли до осуждения спортом?» Только двое из полутора тысяч ответили утвердительно: один спился и что-то украл, другой занимался вымогательством. Нет среди них спортсменов!

       Сейчас основное место работы Василия Васильевича – психоневрологический диспансер (он инструктор по трудотерапии), и там, по его словам, тоже нет спортсменов!

- Кто занимается спортом, имеет твердый характер, силу воли, умеет выполнять поставленные задачи, никто тебя лишний раз не обидит и ты тоже… Статистика показывает, что те, кто ходят в спортзал, живут не только дольше, но и качественнее. Пригодится и в армии, и в жизни вообще! Это и девчонок касается: гири полезны для кровообращения малого таза, осанки, укрепления всех мышц… Недаром секцию гирь мы еще называем кружком здоровья!

       Спорт – это прививка от неудач, считает Василий Васильевич. И ему, воспитавшему двух прекрасных сыновей, нет оснований не верить.

 Анастасия ХОМА,

 фото автора

«ЧР» № 23 от 31 марта 2020г.

Новости по теме: