Всё стремительно меняется. Когда мы договаривались об интервью с директором гимназии Черногорска Светланой Николаевной ШЕВЧЕНКО о передовых гибких и цифровых технологиях, об уроках, тренингах от АНО «Новые технологии развития», о сотрудничестве с Фондом «СУЭК – РЕГИОНАМ», злосчастный вирус ещё бушевал где-то «там». И вот он уже совсем рядом и даже вносит коррективы в учебный процесс. С этой острой темы и начали разговор.
- Как в новых условиях, после каникул, предполагаете организовать учёбу?
- Главная задача в заданных обстоятельствах - уйти на дистанционный формат обучения. В период каникул начали с того, что опросили родителей, у всех ли есть дома интернет, каковы условия для дистанционных уроков (наличие компьютера или планшета, рабочего места).
Выяснилось, что лишь у нескольких человек из 1200 детей гимназии нет домашнего интернета. К сожалению, в городе, к примеру, в частном секторе интернет доступен не всем.
Карантины бывали в школе и раньше, практически ежегодно с этим сталкивались, так что мы эту работу проводили, она не застала нас врасплох.
Учителя пользуются электронным журналом, с которым работаем очень давно, с функцией «домашнее задание». Можем прикрепить с помощью этого журнала презентацию педагога, тест – так же, как прикрепляем файлы в электронной почте. Ведь одно дело – прочитать материал в учебнике, другое – посмотреть видеоролик, пройти тест и т.д. Но в электронном журнале, к сожалению, не предусмотрена обратная связь. Ребёнок не может здесь же прикрепить выполненные задания. Поэтому мы собрали электронные адреса детей, чтобы наладить с ними обратную связь. И теперь ребята будут высылать сделанные задания для проверки посредством личных электронных почт.
- Уверены, что всё пойдёт по нужным рельсам?
- Конечно. К тому же нас призывают масштабнее использовать образовательные платформы «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Российская электронная школа» - очень хорошее подспорье, мы с педагогами сейчас их детально изучаем, а кто-то углубляет знания, поскольку давно и успешно данными платформами пользуется. Например, я как учитель биологии зашла в «Российскую электронную школу», нашла тему предстоящего урока, которую должна буду дать, когда дети выйдут с каникул.
Посмотрела, что есть хорошие презентации, видеофрагменты и тесты, готовлю всё это, чтобы сделать урок информативным, интересным, понятным. Так что детей, конечно же, будем направлять в том числе на эти платформы для изучения новых тем и повторения пройденного.
В целом будет смешанное обучение – с использованием и учебной платформы, и электронной формы обучения, и возможностей соцсетей.
В школе очень хорошо оснащены два кабинета информатики, планируем отработать систему уроков по скайпу, начнём делать это после каникул. Правда, нам дали рекомендации о том, что электронный урок не может продолжаться больше 30 минут, что необходимы перерывы между такими уроками, чтобы поберечь зрение ребят.
Есть и проблемы – нужен бесперебойный интернет, платформы должны выдержать нагрузки. Одно дело – работали дистанционно с отдельными детьми, которые не имели возможности посещать школу, другое – когда «дистанционка» вводится для всех.
- Будем надеяться, что всё пойдёт, как задумано, и ребята станут получать полноценные знания, кстати, как они любят – в электронной форме. От напряжённой программы отставать никак нельзя.
А учителям нельзя отставать от тем, которые в настоящее время продвигают в самых прогрессивных российских школах. В частности, вы участвовали в образовательной программе АНО «Новые технологии развития», когда обсуждали тему «Гибкие технологии для гибкого мышления».
- Представители Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» на конкурсной основе отобрали несколько человек для очередного курса бесплатного обучения новым образовательным технологиям. Мне удалось попасть в этот проект как одной из постоянных участниц обучающих программ НТР по направлению «Образование». Обычно для нас проводят циклы интенсивных курсов, по три дня в разных городах – Красноярске, Хабаровске, Владивостоке, Пскове.
Педагоги псковской гимназии, руководители научно-методических институтов знакомят нас с новыми технологиями, которые были успешно апробированы в больших городах.
От города обучаются заведующие детских садов, руководители школ.
Одна из тем, которая очень заинтересовала, – «Гибкие технологии для гибкого мышления».
- Любопытно, о чём речь?
- Речь идёт о гибких навыках, которые можно применять в любой сфере деятельности.
- Раз есть гибкие навыки, значит, существуют и твёрдые?
- Существуют. Твёрдые – это те, что мы с вами заучиваем, чтобы постоянно пользоваться. Например, таблица умножения, правила русского языка и прочее из этого же ряда. А гибкие технологии – не что иное, как умение работать с людьми, в команде, способность находить выход из сложных ситуаций, применять полученные знания в профессии, решать проблемы, уметь управлять своим временем, быть способным настраивать себя позитивно, быть трудолюбивым, устойчивым к стрессовым ситуациям, принимать критику, вырабатывать уверенность в себе.
Гибкие технологии необходимы, чтобы добиваться результата. Доказано, что успех каждого в большей степени зависит от того, владеет он гибкими навыками или нет. Именно таких людей охотно принимают на работу.
- Чему вас научили? Как себя образовывать, как ребятам доносить нужные в современном мире знания?
- У каждого есть определённые навыки, одни развиты лучше, другие хуже или «дремлют». К примеру, в любом школьном классе или в трудовом коллективе есть лидеры, способные повести за собой. У других получается что-то придумывать, мастерить, презентовать информацию.
Нас учили, к примеру, как в классе создавать команды, когда все будут задействованы и важно мнение каждого.
В школе в настоящее время на взлёте – проектная деятельность. Учим ребят системно-деятельному подходу – когда дети умеют воспринимать материал и использовать, применять его на практике.
Сейчас и многие материалы ЕГЭ созданы таким образом, что необходимо не просто решить математическую задачу, а, к примеру, суметь высчитать, сколько денег нужно заплатить по показаниям счётчика за электроэнергию.
То есть появились задачи из жизни.
- Проекты – это сегодня действительно актуально и на острие жизненных требований. Проектная работа очень многое даёт детям, ведь сегодня практически вся жизнь – проект. Кто-то защищает идею социального бизнеса, чиновники представляют проекты по улучшению городской среды. И всё это происходит на конкурсной основе, то есть надо уметь себя и свою идею преподнести наиболее выигрышно, чтобы стать победителем. Кстати, при создании проектов приветствуется использование нормального русского языка, а не канцелярского тяжеленного «птичьего».
- Да, проекты – очень интересная форма работы, они позволяют детям найти себя в тех дисциплинах, которые нравятся. Ведь ребята выбирают для исследования «вглубь» темы по любимым предметам, в том числе по физкультуре, ОБЖ, музыке, внеурочной деятельности.
Кроме того, приветствуются проекты междисциплинарные, которые объединяют, к примеру, физику, биологию и т.д. Такие исследования, да ещё защищённые публично, помогают школьникам определиться с выбором жизненной дороги, научиться работать в команде (если проект совместный).
К слову, команда «Новых технологий развития» учила – если делаешь что-то, задавай вопрос: зачем? Например, если задумали что-то организовать, все участники должны понимать, что делать, для чего, какая цель. Задачу -«глыбу» лучше разбить на кусочки и делать коллективом посильные для каждого дела. Всё для того, чтобы это дело не было бесполезным, пустым.
Кроме того, нас учили, что всегда необходимо задавать критерии. Поэтому, когда команда приступает к работе, она должна понимать, зачем, как и каковы общие требования.
Дети должны знать ровно то же самое.
К слову, готовлюсь провести семинар для учителей, показать то, чему учили нас – как распределять нагрузку в команде, как проводить запоминающееся и полезные мероприятия. Расскажу о навыках работы в команде, об определении ответственности, о таком оформлении проекта, какой даст стопроцентно отличный результат. Всё это – те самые гибкие технологии.
- Это, как известно, тактика команды НТР – чтобы никто из их учеников не прятал полученные знания «в карман», не нёс исключительно в свою школу, чтобы лишь она одна стала яркой, выдающейся. А чтоб делились с коллегами, тиражировали опыт.
- Представители СУЭК, как всегда, впереди планеты всей, понимают, что будет нужно завтра. Нам дают информацию наперёд, причём приглашают специалистов-практиков, открытых для общения. В этом плане безусловные фавориты – специалисты псковской инженерно-лингвистической гимназии. Мы пристально изучали их опыт, многое взяли для себя.
- В чём же, на ваш взгляд, феномен псковской гимназии, которая, судя по отзывам, на шаг-другой впереди остальных?
- У них концепция: работать на будущее. К примеру, мы проводим профориентацию, ведём речь о профессиях, которые на слуху, привычные и всем знакомые, вроде сварщиков, токарей. А они настаивают внимательнее изучать рынок труда и утверждают, что сегодняшний первоклассник может к моменту выпуска из школы многие профессии не застать.
Мы стараемся идти с псковской гимназией в ногу. Если б не бумажная волокита, которая затягивает…
- Действительно, как же всё это успевать в школе? И знания надо дать, и гибкости научить…
- Есть отдельный предмет «Проектная деятельность», а ещё в рамках отдельных предметов можно доводить многое до школьников, педагоги это понимают, развиваются в данном направлении. К примеру, изучали стим –технологии, когда каждый предмет учитель может подавать не исключительно с точки зрения математики или литературы, а так, чтобы рассмотреть тему с точки зрения разных наук.
К примеру, тему урока биологии «Белки» интересно было разработать с применением математических расчётов, инженерных идей и т.д.
- Дети успевают впитывать новое, готовы к всё усложняющимся задачам?
- Ребята очень мобильны, современны. Когда привезла технологию инфографики, когда изучили принципы её составления (выделить самую суть, соль), это школьников заинтересовало. Может быть, потому что данный элемент был перенесён из бизнеса в образование. К примеру, изучили пять параграфов по теме «Клетка». После этого задание: выбрать самую суть и составить инфографику, когда на плакате должно быть о клетке всё. Школьники «лопатят» материал и отлично справляются с задачей. Методика работает, дети на лету схватывают новое.
- А учителя?
- Кто-то учится, другие говорят, что это забытое старое. Любой педагог выбирает то, что для него приемлемо. Многие используют стим-технологии. К примеру, учитель биологии Наталья Анатольевна Киселёва открытый урок на конкурс «Учитель года» представила как раз по этой технологии и заняла первое место.
Кроме того, выигрываем гранты – получается работать командой! Победа, которой гордимся, – грант от Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» в размере 500 тысяч рублей на открытие инженерной школы.
Получили оборудование, внедряем робототехнику. С первого сентября в городе заработает кванториум, а мы уже этим направлением занимаемся. Правда, пока на платной основе. Есть много задумок в этой же области. Со следующего года внедрим элементы инженерного образования, для формирования современного мышления.
- Выходит, устарело представление, что гимназия подразумевает усиленное гуманитарное направление?
- Да, всё меняется. Многое зависит от личных качеств учителей, которые составляют костяк нашей команды, их программ.
- В школы города в этом году поступит дорогостоящее цифровое оборудование, своевременная мера?
- Конечно! Компьютерная техника в школах устарела, а сейчас это будет оборудование по последнему слову технической мысли, большое подспорье для нас в условиях дистанционного обучения, то есть в абсолютно новой реальности. Безусловно, человеческого общения, харизмы учителей техника не заменит. Однако необходимо учиться действовать по обстоятельствам.
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото из архива гимназии
«ЧР» № 23 от 31 марта 2020г.